Только нос на самом деле знает. Часть 2

Только нос на самом деле знает. Часть 2

Только нос на самом деле знает. Часть 2

Первая часть этой статьи была обсуждением базовых понятий следовой и обучения следовой. Я хотел бы сфокусировать часть 2 на наиболее значительной части следовой в Шутцхунде (или VPG) - предметах. Полагаю, что это также относится к основам. В конце концов, описание задания в правилах испытаний называет следовую в Шутцхунде "поиском потерянных предметов". Так что нам лучше удостовериться, что наша собака хорошо разобралась, как работать с ними.
Принимая во внимание то, насколько разные я получаю от людей ответы относительно того, что же должны означать предметы, я думаю, я просто предложу вам мою версию, и затем продолжу. Понимание предмета на следу, которое я буду обсуждать в этой статье, связано с собаками, которые обозначают предметы укладкой.
Первый принцип: сам по себе предмет не имеет значения для собаки. Значение должен иметь тот запах человеческого контакта, который остался на куске какого-либо материала. Следовая - это, как я говорил ранее, работа носа. Это значит, что собака работает с запахом. Было бы невозможно научить собаку распознавать по запаху все материалы, с которыми она могла бы столкнуться. Запах от человеческого контакта - это та постоянная, которая всегда будет там, и поэтому он должен стать основой нашего обучения. Я намеренно говорю человеческий запах, а не запах прокладчика следа. Существуют очень одарённые собаки, способные запоминать запах одного человека и сравнивать его с запахами других людей. Большинство собак на это не способно, однако они распознают предметы, с которыми недавно контактировал человек. Для задач шутцхунда и поиска вещдоков в полиции этого достаточно.
Второй принцип: запах человека на предмете является обонятельной командой лечь. Прочтите это пару раз, это звучит просто, но попробуйте действительно понять, что я пытаюсь сказать. Запах человека на предмете, который собака находит на следу, является командой platz для собаки. Которая в этом контексте заменяет голосовую команду.

Я знаю, это звучит немного странно. Хотя подумайте на секунду о командах рукой. Мы можем заставить собаку выполнять команду послушания, поданную голосом, подавая ей в то же время сигнал рукой до тех пор, пока сигнал рукой не заменит голосовую команду. Так что если восприятие команды на слух может быть заменено другим восприятием - зрительным, почему оно не может быть заменено восприятием запаха?
Есть техника, которую я применяю для этого годами. Но два года назад на семинаре в Новой Зеландии я встретился с некоторыми инструкторами в школе собак-ищеек, и я сделал великое открытие. Их собаки обучаются своей работе уникальным способом, который в принципе идентичен тому, который я применял для поиска предметов. "Бригада биглей" департамента сельского хозяйства Новой Зеландии знаменита своей невероятной способностью находить и обозначать все виды контрабанды. От фруктов до яиц насекомых и всего, что можно вообразить себе в этом промежутке. Очень важная задача для островной нации, которая старается оставаться свободной от паразитов и вредителей..
Позвольте рассказать вам, что они делают, чтобы дать вам пищу для размышлений. Они начинают тренинг с цитрусовых. Так как бигль учится обозначать апельсин, садясь по команде за сосиски? Вы задумывались над этим? Собаку учат садиться, как и миллион других собак в курсе послушания, с использованием сосисок в качестве пищевого подкрепления. Затем вводится запах апельсина и этот запах заменяет звуковую команду. И высокомотивированные пищей бигли, которые отобраны для этой работы, не упустят возможности заработать сосиску.
Для меня это было идеальной иллюстрацией того, чему я пытаюсь научить собак при проработке предметов. Сам запах становится командой для собаки. Звучит просто - теперь, когда я разгадал, в чём дело.
Давайте ещё раз дадим определение предметам в следовой: предметы - это послушание, но командой является запах.
Теперь, когда мы знаем, чему мы хотим научить, давайте вникним в то, как мы собираемся это делать. Предметы не следует вводить до тех пор, пока послушание собаки не достигнет уровня "должна!". Что это значит? Многие занимаются послушанием щенка, как им и следует. Однако большая часть этотй дресировки проходит с подсказками. Для проработки предметов требуется надёжное Плац. И я не имею ввиду, что если вы держите перед собачьей мордой сосиску и говорите Плац, она ложится действительно быстро. Я имею ввиду, что собака ложится по команде, надёжно, даже если она в это время занималась чем-то другим. Я полагаю, что чтобы достичь такого уровня Плац, собаке требуется определённая степень коррекции. Способ коррекции может варьироваться от строгого голоса до физического воздействия ошейником для тренинга, но какая-то форма её необходима. То, как собака обучается команде послушания Плац, может быть очень различным. Я считаю, что это упражнение должно отлично выполняться в послушании, прежде чем оно будет введено в следовую. Щенки могут хорошо ходить по следу в молодом возрасте, и предметы могут быть следующим этапом. Но они не должны вводиться, пока послушание не достигнет этого уровня. Если собака пока не повинуется этой команде, данной голосом, мы не можем заменить её "запаховой" командой.
Поскольку в обучении чему-то новому могут быть неувязки и ошибки, нам следует вводить предметы отдельно от следа. Затем, когда собака начинает схватывать суть упражнения, мы переносим его на след. Нам нужно около дюжины предметов (я люблю использовать как минимум 4 или более различных материалов), дюжина размером с ноготь кусочков высушенной в духовке печени, о которой я упомянул в части первой, плоский ошейник, корретирующий ошейник и, если возможно, человек для подмоги.
Позвольте перескочить обратно к "Бригаде биглей" на минуту, чтобы объяснить технику тренинга. Как я говорил, собаки знают команду Сидеть, и затем вводится запах апельсина. Как? После того, как собачье любопытство возбуждено, собаки исследуют всё носом. Их инструктора кладут апельсин в картонную коробку, и перемещают её повсюду. Бигль ислледует коробку, интенсивно обнюхивая её. Собаки обнюхивают щели и открытые места коробки. После какого-то периода этого обнюхивания инструктора могут быть уверены, что собака запомнила запах апельсина. На этой стадии даётся команда Сидеть. Когда собака садится, её поощряют за выполнение этой команды кусочком пищи. Этот процесс повторяется несколько раз, и наступит момент, когда собака понюхает коробку, и если обнаружит запах апельсин внутри, сядет сама. Как будто она получила команду сидеть, поскольку её мозг её получил. Классический метод великолепен, не правда ли? Спасибо Вам, профессор Павлов!
Мы применим очень схожую концепцию в нашем тренинге с предметами. Мы берём наши предметы и мы должны быть уверены, что на них есть запах человека. Для этого мы плюём на них и трём их своими ладонями и пальцами и даже об руку выше запястья. Плевок помогает, потому что он уже пахнет человеком плюс он позволяет другим запахам с наших рук прилепиться получше и быть более обнаруживаемыми. Затем мы раскладываем все эти предметы по полю достаточно близко друг к другу, чтобы мы могли их найти, но в то же время достаточно далеко друг от друга, чтобы собаке пришлось пройти несколько шагов от одного до другого. Под каждый предмет мы кладём размером с ноготь кусочек печени. Я использую печень, поскольку хочу быть уверен, что собака уловит запах человеческого контакта на предмете задолго до того, как она почувствует запах печени (вот почему сосиски и сыр меньше подходят для этого).
Затем мы надеваем на собаку плоский ошейник, и помощник идёт к первому предмету. Проводник подводит собаку к предмету, сдерживая её за ошейник. Сдерживание помогает стимулировать собачье любопытство. Помощник указывает на предмет, даже постукивает по нему, добиваясь заинтересованности со стороны собаки. Проводник позволяет собаке потянуться к предмету и понюхать его. После нескольких сильных втягиваний воздуха собака, мы можем быть уверены, зафиксировала запах человека, нанесённый нами на предмет. В этот момент собака получает требовательную команду Плац. Здесь не скромничайте, произносите команду как вы делаете это в послушании, с жёсткостью в голосе. Собака ложится, помощник переворачивает предмет, и собака получает своё пищевое подкрепление за то, что легла, в том месте, где она эту команду выполнила - у предмета. Похвалите его "Хороший мальчик". И дальше, к следующему предмету. Порядок действий тот же.
Сдерживание, постукивание, нюхание, плац, подкрепление. Следите, чтобы сдерживание присутствовало в сценарии. Проводники иногда начинают немного торопиться и позволяют выйти из него слишком быстро. Удерживайте собаку немного и контролируйте ситуацию. Вы можете проделать всё тоже самое без помощника. Но придётся выполнять обе роли. Надо будет держать собаку на плоском ошейнике одной рукой, а потом вызывать её любопытство, постукивая по предмету другой. Это возможно, но это немного труднее. Строгий ошейник присутствует, но на тот случай, если собаке требуется напоминание о том, что такое Плац. Но, как я сказал, в этом не будет необходимости больше одного или двух раз. К тому времени, как вы подойдёте к концу этой партии предметов, вы увидите, что собака начинает резко опускаться, когда чувствует запах предмета. Конечно, здесь есть и другие подсказки для собаки, которые помогают - то, что помощник указывает на них, и то, что сами они видны. Поэтому я и сказал продолжать сдерживать собаку. Убедитесь, что собака вынуждена подождать и начинает нюхать предмет до того, как ляжет и получит вознаграждение. Нюхание совершенно необходимо.
Это отличное упражнение имеет и свои ограничения. Я редко повторяю его более 2-3 раз как полевое упражнение. Я не хочу, чтобы у собаки сформировались другие ассоциации, которые совсем не планируются. Вид предмета, например. Также убедитесь, что вы используете разные материалы с самого начала. Собаки приучаются ложиться, когда почуют запах кожи, так же легко, как они делают это, когда заучивают запах человеческого контакта. Мы должны быть уверены, что организовали всё так, чтобы был только один постоянно повторяющийся запах - запах человеческого контакта. Если вы сделаете это правильно с самого начала, вам не придётся использовать нетрадиционные предметы, как пластик, металл или что-нибудь ещё, с чем собака не сталкивалась ранее. Если предмет имеет запах человека на себе, это в контексте проработки следа это означает Плац.
После первого знакомства собаки с предметами мы должны принести их на след. При прохождении следа собака действительно работает носом , и мы проследим, чтобы работа с предметами также была работой с запахом. В зависимости от того, на какой стадии следовой работы находится собака, мы кладём предмет в конце лёгкого для собаки отрезка. То, что я описал в части 1, прекрасно работает для какого-то числа собак, но могут быть и такие, которые не овладевают нужным навыком достаточно быстро с использованием одного только этого отдельно взятого метода. Некоторые не будут обучаться значительно успешнее, пока не будут введены предметы. Так что собаки могут быть на разных уровнях подготовки в следовой. Один предмет, с кусочком печени под ним в конце того, что наша собака умеет проходить. Мы даём собаке пройти след как она это обычно делает, а когда она подойдёт к предмету, мы увидим реакцию. Это будет выглядеть как О - о, я только что слышала команду Плац? Вы видели это раньше - вы говорите собаке Плац, находясь на приличном расстоянии от неё, говорите не очень громко, она слышит это, но не совсем уверена, что вы имеете это в виду. И вы видите такое резкое опускание плеч вниз. Что-то очень похожее вы увидите на следу, когда собака наткнётся на предмет. Он подаёт сигнал о команде Плац, но просто не очень настойчиво. Дополните это голосовой командой Плац, чтобы усилить команду-замещение. Затем позвольте собаке получить свою награду. Некоторые собаки могут перевернуть предмет и вознаградить себя самостоятельно. Для тех, кто так не делает, вы перевернёте предмет сами и позволите собаке взять угощение под ним. Проделайте это несколько раз на нескольких проложенных треках и вы увидите, как собака резко опускается и вознаграждает себя.

Я слышу вопросы: А не станет ли это переворачивание проблемой позже? Стало бы, если бы всё осталось в таком виде. Но оно не останется. Причина, почему это важно, в следующем. Собака должна быть награждена, когда она ложится. и для этого нет способа лучше, чем иметь лакомство так близко к предмету. Однако приходится прикрывать пищу, и к тому же заглушать её запах, а то собака может не усвоить нужную нам связь. Когда мы впервые учим собаку ложиться при помощи еды, мы держим её в руке и даём собаке сразу, как только она ложится. Но вскоре мы от этого уходим и подкрепляем позже и по-разному. Всё это произойдёт и при проработке предметов. Я забегу вперёд и скажу, что по мере того, как умение собаки обозначать предметы будет улучшаться, а чёткость выполнения команды Плац будет повышаться, мы прекратим класть еду под предметы. Собака будет переворачивать их, но не будет ничего находить. Вознаграждение она будет получать от нас. Сначала в качестве вознаграждения будет по-прежнему использоваться пища, на более поздних стадиях - в виде похвалы и ласки. Собака перестанет переворачивать предмет, поскольку её ожидание найти пищу под предметом не будет подкрепляться. Я хотел объяснить здесь это, потому что не хотел, чтобы люди отвернулись от этого метода из-за проблем, которые по их мнению могут возникнуть.
Мы обучили собаку проработке и обозначению предметов. Но мы не закончили. Укладка при нахождении предметов - это первая часть серьёзных требований на следу. До этого всё, что она делала, основывалось только на её желаниях. Естественно, для собаки это некоторое потрясение. Если мы переходим от введения предмета в конце следа к закладке его в самом начале следа, мы конечно же создадим проблему. Здесь следует поговорить о важном моменте, и это - сдерживание (capping). Что это такое? Мы касались этого понятия в статье "Послушание в защитной части: более близкий взгляд на проблему". А более детальный анализ этого понятия является темой следующей статьи. Но я дам вам описание в общих чертах здесь.
Capping - это способность собаки выполнить требование её проводника, другими словами - быть управляемой, и одновременно с этим сдерживать, но сохранять свой драйв. Звучит намного проще, чем оно есть на самом деле, особенно если драйв собаки направлен на что-то, что не исходит непосредственно от проводника. Самыми трудными упражнениями в шутцхунде, где этого сдерживания (сapping) трудно добиваться, но где он имеет важное значение, это следовая, апортировка, высыл и по существу всё послушание в защитном разделе.
Я могу довольно легко заставить собаку выполнить команду Плац, если полностью перекрою её настойчивое стремление (драйв) двигаться вперёд. Что часто и происходит, когда собаку обучают некоторым из этих упражнений. Собака прекрасно прорабатывает след, работая в драйве. Водятся предметы. Бам! Драйв ушёл. Собаки ложатся перед предметами, но если они не обучились сдерживанию (сapping), их драйв захлопывается или понижается до такой степени, что они уже не смогут продолжить проработку следа с тем количеством драйва, который необходим для успеха. Это верно для всех упражнений, которые я упомянул выше, но я буду придерживаться темы следовой в этой статье.
Собака должна усвоить, что она может оставаться в драйве, будучи послушной. Автоматически собака не начинает это понимать. Часто, когда вводятся части упражнения, которые собаки должны выполнять беспрекословно, они не могут логически проследить, каким образом подчинение может привести их к успеху. Их драйв подсказывает им что-то другое. Поэтому они оказывают сопротивление. Оно прекращается, когда драйв понижен до такой степени, что он уже больше не толкает собаку к совершению действия, противоречащего тому, чего требует команда проводника. Это происходит, когда я командую своей собаке Плац, то же верно и для других проводников и их собак. Понимание того, что это происходит, важно.
Поделайте маленькие упражнения с собакой. Заставьте её лечь, положите её игрушку перед её лапами, пусть собака полежит так немного и "позакипает", так сказать. Затем скомандуйте отпуск и позвольте схватить игрушку. Смотрите, игрушку собака в этом случае получает не от вас, она прямо там, перед собакой. Она должна слушать и оставаться в драйве. В противном случае вы увидите, что собака схватила игрушку с недостаточно сильным желанием, или же она не сможет больше терпеть и оставаться в лежачем положении, глядя на игрушку. Работайте над этой ситуацией, пока не добьётесь и хорошей интенсивности, и надёжного Плац. Затем дайте собаке команду сидеть из лежачего положения. Большинство кинется к игрушке. Никакого наказания, пожалуйста. Собака ещё не постигла суть, и её мозг настолько сориентирован на игрушку, что она не различает чётко ваши слова. Терпение.
Заставьте собаку сесть прежде чем дадите ей её еду, попросите её полаять, затем скажите ей снова сидет тихо. Вознаградите, когда она выполнит ваши требования чётко. Не делайте задачу слишком сложной в начале. Это нелегко для собак. Попросите собаку лечь и перестать есть в то время, когда она ест свою еду. Когда она выполнит это, скажите ей вернуться к трапезе. Только, пожалуйста, не выматывайте собаке всю душу каждый раз, когда она есть. Всё хорошо в меру.
Пустите собаку поработать в квадрате, скомандуйте Плац, затем снова Зух. Оцените, как быстро и с какой интенсивностью собака возобновит работу в квадрате. Идея заключается в том, что команда послушания не должна купировать драйв. В начале это будет происходить, поскольку часто от нас требуется пустить в ход своё влияние на собаку, чтобы заставить её выполнить команду в тот момент, когда она находится в драйве. Но если мы показываем ей, что последующая команда не означает конец драйва, а только его приостановку, мы обучаем её сдерживанию.
Убедитесь, что вы проделываете это со своими собаками. Это позволит вам увидеть, умеет ли ваша собака сдерживаться (сapping) хотя бы немного, прежде чем вы добавите предметы не только в конец следа, но и в другие его места. И если у вас собака, которая работает в границах того, что я описал в части 1, тогда вы можете начинать размещать предметы на следу. В начале всё ещё с едой под ними. Вы увидите реакцию с желанием лечь, помогите собаке командой, чтобы она убедилась, что действительно должна лечь, подойдите, подкрепите и дайте собаке продолжить поиск с этого места. Собаки, которые не показали хороший результат с методом, построенным только на еде, который я описал в части 1, всё-таки могут научится обозначению предметов, научиться на простых треках (для таких собак это могут быть просто прямые, без углов). Вы можете даже обнаружить, по мере того, как они научатся сдерживаться лучше, что они "дособерут" пищевой драйв, который как-будто бы понизится при слишком длинном треке. Это позволит вам затем сделать треки подлинее.
Тренинг следовой ни в коей мере не заканчивается введением предметов. Нам всё ещё надо обсудить собак, которых приходится мотивировать чем-то другим, не едой. Мы добавили небольшую долю повиновения к следовой, введя предметы. Но есть ещё что-то, что нам следует сделать, чтобы собрать всё вместе, чтобы мы чувствовали, что у нас надёжная, обученная следовой работе собака. Я надеюсь, вы снова присоединитесь ко мне, когда я попытаюсь пролить немного света на эти аспекты работы.

 

 

Armin Winkler
Сайт  https://www.schutzhundvillage.com

фото с сайта автора
Статья опубликована с личного разрешения автора


При использовании материала ссылка на сайт wolcha.ru обязательна

Приглашаем в нашу группу на Facebook
  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru Цена wolcha.ru