Человек и собака - идеальная команда

Как создать команду своей мечты

Психологические советы Ирмгарда Цинна инструкторам, ведущим занятия на дрессировочной площадке


Что ожидает дрессировщик от процесса обучения, посещая занятия опытного тренера?
Многие дрессировщики, даже избалованные успехом, всегда тревожатся, что на следующих этапах возможен провал. Их терпение и стремление к победе раз за разом подвергаются проверке. В этой шкале перемещения между успехом и неудачей спортсмена нередко подстерегает разочарование, причина которого кроется как в излишней сытой самоуверенности, так и в неоправданном страхе перед поражением. Вероятность такого разочарования трудно объяснить логически. Инструктор, готовящий команду к соревнованиям, должен разработать тактику профессиональной и эмоциональной поддержки своих учеников. Он обязан обеспечить дрессировщику с собакой психологическую помощь, дать дельный совет перед стартом, провести конструктивный «разбор полетов» после соревнований, — это только часть той многосторонней деятельности, которую осуществляет тренер в своей работе над идеальной командой. Следует учитывать, что советы должны быть уместными и предельно лаконичными, иначе подобная помощь может иметь силу обратного воздействия. Сильное вербальное воздействие отвлекает дрессировщика от задач, поставленных им самостоятельно. Указания тренера могут привести к тому, что спортсмен перестанет руководствоваться собственным чутьем и наделает непоправимых ошибок.

Что ведет к передовым достижениям в команде «человек — собака»?

Такое понятие как «передовые достижения» используется не только в значении успехов в хозяйстве. Это определяющее понятие в спортивных соревнованиях. Поэтому громадное значение имеет концепция и новизна тех методик, которые использует тренер для достижения рекордов. Использование современной методики — это очень актуальный подход к обучению. Тренер-инструктор должен делать ставку на эффективные тренировочные техники, продвигать новые, оригинальные идеи, иметь острое чутье. Запатентованных средств нет, но только такой подход приведет к творческим, интеллектуальным импульсам ежедневный процесс треннинга, сделает его интересным, не даст скучать ни человеку, ни собаке. Главнейшая задача тренера — пробудить интерес, сделать его общим и четко поставить цель. Мотивация и цель должны органически объединиться в сознании человека, дрессирующего собаку. Только эта цель должна иметь абсолютный приоритет в команде. Практические знания и навыки инструктора, его накопленный опыт должны прийти на помощь в проблемных ситуациях и вывести тандем «человек — собака» к намеченной цели. Тренер должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие служило для достижения намеченной цели. Каждая тренировка является задачей, которая направлена на максимальную реализацию способностей, как дрессировщика, так и его подопечного, поэтому инструктору необходимо создать оптимальные условия для раскрытия всех возможностей своих учеников. От занятия к занятию следует идти по пути увеличения результатов.
К успеху приведет только прочный контакт тренера и дрессировщика. Доверие дрессировщика к тренеру должно быть равнозначным доверию тренера к себе. Это условие, наряду со специальной подготовкой к старту и использованием современной методики, является важнейшей предпосылкой для создания идеальной команды. Только от такого союза зависит ее существование и благополучие.

Каким должен быть специалист, ведущий занятия на дрессировочной площадке?
Тренер должен стать для своих курсантов спортивным психологом, который способен отыскать золотую середину между возможным и желаемым, а так же ненавязчиво и тактично объяснить им разницу между желанием и возможностями. Инструктор обязан найти индивидуальный подход к каждому члену группы, это приведет к успешному результату. Необходимо проводить теоретические занятия и беседы с дрессировщиком, который воспитывает собаку. Конечная цель тренера-инструктора — превращение новичка-дилетанта в профессионала, для того, чтобы в непредвиденных ситуациях он смог всегда найти единственно правильное решение. Требуется иногда достаточно длительное время, чтобы научить спортсмена самостоятельно решать возникающие проблемы. Инструктор несет ответственность за форму и содержание тренировки, он должен систематически планировать для обоих партнеров комплекс упражнений, эффективных для команды «человек — собака». При составлении плана тренировки должна учитываться разница личных качеств человека и животного, их индивидуальные особенности и способности. Объяснения должны быть понятными для учеников. Желательно, чтобы указания тренера не навязывались, а логически обосновывались. Задача инструктора — изучение ошибок спортсменов и признание их достижений, активизация их потенциала. Инструктор знает предполагаемые трудности будущих соревнований и правильно их оценивает. Тренеру необходимо постоянно совершенствоваться в профессиональном отношении, чтобы достигать новых успехов. Хороший консультант должен иметь честолюбие. При всей своей компетенции, выступая только в роли советчика, (если он при этом хороший психолог и педагог), он сможет применить свои теоретические знания так, чтобы иметь весомый практический результат. Доверие к инструктору может быть безграничным только в том случае, если он способен самостоятельно и успешно выдрессировать собственную собаку. Хороший специалист не устает учиться сам, регулярно повышает свою квалификацию, самостоятельно и совместно со своими коллегами изучает и анализирует накопленный опыт, ориентируется на новейшие достижения в области тренировки собак и внедряет современные знания в свой учебный процесс. Инструктору не мешает обладать и такими общечеловеческими качествами, как справедливость, доброта, внимание к людям и животным.
Соревнования высокого уровня постоянно проходят с изрядной долей риска под девизом: «Или все, или ничего». Если дрессировщик-стажер научился отождествлять себя с тренером, то он в состоянии переосмыслить неудачную ситуацию и сделать правильные выводы для себя. Предпосылкой для этого, однако, является этическая ответственность инструктора за курсанта и за его собаку.

Кто является хорошим инструктором?
Инструктор-психолог имеет перед собой главную задачу — разбудить дремлющий потенциал к «часу Х», когда он полностью раскроется. С первой же тренировки он должен разглядеть те позитивы, которые заложены в начинающей команде, потому что, только имея потенциал, можно что-либо реализовать и создать. Инструктор должен правильно выбрать время, благоприятное для тренировки, грамотно и в нужный момент изменять ее направление, контролировать сложившуюся ситуацию, смоделировать ситуацию, необходимую для конкретного типа обучения. Психолог должен учитывать и то, насколько интенсивным может быть давление на собаку, чтобы гарантировать безопасность ее проводнику.
Во время соревнований инструктор обязан правильно определить, в какой конкретно информации нуждается спортсмен, выбрать момент, когда необходима последующая информация, уметь правильно ее дозировать, для того, чтобы дрессировщик с собакой стал максимально готовым к действию. Правильная психологическая подготовка — это всегда нечто большее, чем просто передача информации своему ученику. Вот два примера из практики, подтверждающие это утверждение. Пример первый: Психолог дает подопечному незадолго до старта информацию о том, что уже трое ведущих спортсменов не достигли намеченной цели в условиях незнакомой местности. В мыслях дрессировщика фиксируется только факт: «Провалились!» и понятие «сложная обстановка». Его сознание блокируется, и он уже не видит возможности для преодоления препятствий. Пример второй: На соревнованиях по Аджилити в определенном сочетании накапливаются ошибки и дисквалификационные моменты. Вновь тренер предостерегает перед стартом, чтобы спортсмен настроился и был особенно осторожным. Это предостережение крепко застревает в голове, но, пытаясь уйти от ошибок в оговоренной ситуации, дрессировщик уже настолько запрограммирован на трудности, что не может выбрать собственную линию поведения и максимально использовать свои возможности. Поэтому разговор о том, что инструктору нужно уметь правильно выбирать благоприятный момент для передачи правильной и дозированной информации, иметь верное представление о ее характере, чтобы не потерять свой престиж наставника.

Конфликты
Если тренер хочет работать успешно, то он должен активно бороться с конфликтами. Процесс работы с командой в большинстве случаев не обходится без конфликтов и сбоев. Если конфликты не анализируются или тщательно скрываются, то они развиваются дальше и становятся запрограммированными. Если же суть конфликта исследуется, и делаются надлежащие выводы, то тренер и собаковод делают шаг вперед на пути к успеху. Конфликтная ситуация чаще всего возникает, когда нетерпеливый тренер, не поставив сразу цель и не согласовывая с проводником своего образа действий, настойчиво подталкивает его к активной деятельности. Это затрудняет поиск цели и нарушает ход запланированной работы, что ведет к негативным последствиям. В такой ситуации инструктор должен оставаться настойчивым и энергичным, но все же прояснить свою позицию для курсанта. В ходе дальнейшего развития сложных фаз тренировки можно встретиться с легкими проявлениями усталости или даже пресыщения этим видом деятельности. Инструктор, не теряя активности и внимания, может несколько разнообразить виды треннинга или сменить обстановку. Не следует оставлять без внимания протесты учеников, прислушиваться к критике, решать проблемы суверенным образом для того, чтобы действовать совместно в позитивном направлении к успеху.

Способности
Успешно работающий тренер должен укреплять свою профессиональную компетенцию для того, чтобы знать потребности и проблемы своих подопечных. Он должен быть контактным и найти подход к каждому из своих учеников. Ему потребуется обладание способностью объединить команду, чтобы гарантировать эффективное сотрудничество. Кроме общительности и компетентности нужно иметь наличие самоконтроля, что крайне необходимо для формирования позитивного климата в команде.
Таким образом, вам понятно, что требования и ожидания к инструктору необычайно высоки. Тем не менее, в свободной экономической системе существуют такие личности, которые, не смотря на большое количество возникающих и угрожающих конфликтов, успешно выполняют тренерскую работу. Они умело используют весь потенциал в команде человек — собака, они очень востребованы и работают чрезвычайно эффективно. Каждая местная группа с радостью приглашает их, потому что такой инструктор обучает членов команды своему мастерству, используя всю свою работоспособность, время, талант и знания. Похвала таких профессионалов имеет огромную силу воздействия и сильно влияет на мотивацию всех членов команды.

Каковы цели треннинга?

Работа тренера направлена на укрепление отношений в команде. К успеху ведет и то, что работа с каждым сугубо индивидуальна. Цель, которую преследует инструктор на площадке, сделать проводников зрелыми, вдумчивыми дрессировщиками, которые впоследствии сами могут стать тренерами или самостоятельными консультантами.

 
По материалам SV-Zeitung № 6, 2001г.
журнал "Эксцельсиор"
Разрешению на публикацию статей из журнала получено нами у гл. редактора Петрушиной Евгении
копирование запрещено
  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru Цена wolcha.ru
Наименование Количество Цена / 1 шт.
Всего: 0 руб.