Мотивированная дрессировка собак

Закрепление навыков - почему оно срабатывает?
Психологи, изучающие животных, сделали вывод, что, как и люди, они уподобляются азартным игрокам: чем труднее добиться желаемого вознаграждения, тем усерднее они стремятся его получить. Именно поэтому разнообразные мотивировки срабатывают успешнее однообразных, а мы имеем возможность поощрять только самые удачные действия. (Дрессировка через вознаграждение совершенно не означает, что мы обязаны поощрять собаку за каждый ее поступок). По моим наблюдениям, именно тупик, в котором иногда оказывается собака, становится толчком к выбору правильного решения.
Стремитесь к точно определённым целям
Проблемой традиционной дрессировки по схеме: "Дай команду - покажи - поощри", является то обстоятельство, что с самого начала собака не имеет понятия, чего же от нее хотят. При мотивированной дрессировке мы ждем, когда собака сама изберет путь получения вознаграждения, не упуская из поля своего зрения самого этого вознаграждения. В каждом последующем случае, повышая степень своих требований, мы делаем небольшой шаг вперед от уже достигнутого результата. Рассмотрим дрессировку исполнения команды "Аппорт".
Вначале мы должны дождаться момента, когда собака поймет, что получит вознаграждение только, если дотронется до аппортируемого предмета зубами. Правильное действие должно
быть постепенно отточено до умения удерживать предмет в зубах в течение продолжительного времени. Затем собака должна научиться поднимать и удерживать предмет в зубах. И, наконец, по команде "Аппорт" собака должна: найти, поднять предмет, вернуться к хозяину и сесть перед ним, продолжая удерживать предмет в зубах.

На заметку:
перед очередным повышением уровня сложности ваших требований убедитесь в том, что собака хорошо усвоила каждый из промежуточных этапов дрессировки и хорошо представляет себе конечную цель.
Отложите на время свои намерения, если собака поставлена в тупик
Как это было продемонстрировано ранее, если собака, приученная получать вознаграждение за определенное действие, неожиданно перестает его получать, то потребуется совсем немного времени для того, чтобы она вовсе прекратила свои попытки выпрашивать награду. Интересно отметить, что нерегулярные и неожиданные вознаграждения сбивают с толку и как бы подталкивают собаку продолжить свои попытки выпрашивать лакомый кусочек, даже если он, в конце концов, будет меньшим, чем ожидалось.
 В любом процессе обучения не обойтись без стресса, который как ни странно, усиливает познавательный процесс.
Однако только специалист-дрессировщик знает, когда стресс помогает процессу познания, а когда наоборот - мешает ему. Любая собака способна справиться со стрессом, да вот только мы не всегда являемся экспертами в этом вопросе. Именно потому не следует ставить перед собой невыполнимые задачи и, что очень важно, - уроки дрессировки не должны быть слишком продолжительными, точно так же, как и паузы между ними.
Если ваша собака находится в состоянии стресса, прекратите дрессировку, попытайтесь выяснить, где ваш промах. Через час или через день стресс пройдет и собака покажет значительно лучшие результаты. При этом вы сможете поощрить ее и досконально отработать, отшлифовать приобретенные навыки. Никогда не поощряйте собаку, находящуюся в состоянии стресса, - этим вы только сведете на нет результаты своего труда.
На заметку:

• дрессировка не должна быть слишком продолжительной.
• никогда не пытайтесь отработать еще один прием, когда внутренний голос подсказывает вам, что нужно прекратить дрессировку.

Преодолейте желание сначала подать команду

Как только мы приступаем к отработке команд "Дай лапу" или "Аппорт" трудно преодолеть соблазн начать именно с подачи голосом этих команд. Однако собака не говорит ни на одном из человеческих языков. Поэтому любая команда ею воспринимается как иноязычная до тех пор, пока собака не научится понимать ее значение. Если мы начнем подавать команду, не будучи уверены в правильной реакции на эту команду, появится опасность, что у собаки могут сложиться неправильные ассоциации. Например, собака при подаче команды "Дай лапу" может начать лаять. В этом случае лучше сначала убедиться в том, что собака правильно отреагирует на подаваемую команду и поймет ее, а уже потом называть эту команду.
Существует еще одно заблуждение, которое гласит: "Подал команду - добейся, чтобы собака ее выполнила, в противном случае, она перестанет тебя слушаться". Лично я не понимаю, почему мы вообще должны употреблять понятие "Не слушается", когда речь идет о поведении собаки на ранней ступени дрессировки. Неподчинение хозяину предполагает, что объект дрессировки прекрасно знает, что от него хотят, и сознательно не подчиняется команде. Приведу несколько примеров команд, которые любая собака усваивает через собственные ощущения, а именно:
"Сидеть" - команда, по которой моя голова резко дергается вверх, а нижняя часть тела обрушивается на землю (попробуй не выполни!)
"Лежать" - команда, по которой, что-то тяжелое давит на спину и кто-то выбивает из-под меня передние лапы (попробуй не выполни!)
"Рядом" - команда, когда кто-то дергает меня за голову и надавливает на шею (ужасно больно! Все мои попытки не подчиниться только усугубляют дело. Остается только укусить хозяина). Для большинства собак выполнение этих команд будет ассоциироваться с описанными выше ощущениями. Разумные хозяева постараются изменить метод дрессировки своих любимцев, а те бедняги, которые не желают подчиняться командам, будут в конечном счете умерщвлены, как собаки не поддающиеся дрессировке или даже как агрессивные. (Напомним, что речь идет об Англии - Ред.)
Но стоит вам познакомиться с техникой дрессировки, как сразу станет понятно, что агрессивность у собак является результатом неправильной дрессировки, такое поведение - это своеобразная форма защиты, особенно, когда собака не понимает, чего от нее хотят.
Как только мы убедимся, что собака совершенно точно понимает, чего от нее добиваются и правильно реагирует на команды, тогда можно команду сформулировать словами.

На заметку:
• не подавайте команду голосом до тех пор, пока не убедитесь, что она правильно выполняется;
• подавите в себе желание скомандовать "фу", когда собака реагирует неправильно. В таком случае собака наказывается самой командой, а при мотивированной дрессировке наказанием является уже то, что она не получила корм в качестве поощрения.
КОММЕНТАРИЙ: Следуя правилам мотивированной дрессировки, вы очень скоро обнаружите, что как только собака начинает понимать, чего от нее хотят, процесс обучения пойдет значительно веселее и интереснее.

Небрежная дрессировка или как возникают проблемы
До сих пор мы рассматривали мотивирование действий, выполнения которых мы добивались с использованием вознаграждения пищей. Однако существуют и другие формы поощрения.
В главе "Вознаграждение через мотивирование" я уже упоминал, что наградой является все, что собака воспринимает, как поощрение. Поэтому иногда, когда это необходимо для достижения конечной цели, может сработать и наказание.
В качестве классического примера можно вспомнить избалованную собаку, которая домогается постоянного внимания к своей особе. Если мы уступим ее домогательствам - мы, тем самым, только закрепим нежелательные навыки. Собака начинает возиться с игрушкой, когда вы разговариваете по телефону, при этом, не обращая на нее никакого внимания. Но стоит ей приняться грызть туфель, как вы сейчас же прервете разговор заберете туфель у собаки. В обоих случаях, как правило, вы вынуждены прервать свой разговор. Вопрос: кто кого дрессирует?
Непослушной собака становится в процессе ваших с ней взаимоотношений. Приведем в качестве примера типичную ситуацию. Владелец собаки устраивается в кресле, чтобы посмотреть свою любимую телевизионную передачу, а его любимец Фидо прогуливается взад и вперед перед телевизионным экраном.
- Фидо, уйди!
Фидо, откликаясь, подходит к своему хозяину, продолжая загораживать экран.
- Да уйди же ты, наконец! - оттягивает его за ошейник хозяин. Фидо начинает нравиться эта новая игра, и он пытается запрыгнуть хозяину на колени, хотя тот его прогоняет.
- Ну, до чего глупая собака! Я смотрю телевизор! Лежать! Фидо и не думает ложиться, его увлекла эта новая потасовка. Ему скучно, когда хозяин перестает его замечать. Он прекрасно понимает, что как только он подчинится команде
"лежать!", его похвалят и снова оставят без внимания. Хозяин" хорошо усвоил, что нужно заставить собаку выполнить команду и прилагает все усилия к этому: "Лежать, Фидо! Лежать! Ко мне! Сидеть! Сидеть! Лежать! Лежать!" Вот он уже встал с кресла и пытается заставить Фидо улечься.
Наконец Фидо подчиняется и ложится но... ненадолго. Как только хозяин вновь удобно устраивается в свое кресло перед телевизором, пес встает и начинает слоняться по комнате. Хозяин молчит, главное чтобы собака не заслоняла экран. То, что в нарушение полученной команды "Лежать" собака поднялась и начала бродить по комнате, осталось незамеченным. Через 30 секунд собака снова заслоняет экран.
В данном случае наказание за нежелательные действия приняло форму резких команд, рукоприкладства, принуждения
Фидо лечь, что расценивалось самим Фидо, как вознаграждение - на него обратили внимание!
В случае, если бы наказание было более суровым, собака наверняка прекратила бы свои попытки привлечь внимание хозяина, что переросло бы в страх перед ним. Рассматривая подобные ситуации, мы имеем возможность проследить, как возникают проблемы в дрессировке. Большинство владельцев знают, что запрещено наказывать собаку, когда она подошла к хозяину на его зов. У некоторых складывается убеждение, что собаку необходимо поощрять всякий раз, когда она подходит к хозяину. Если Фидо, который носится по парку, моментально среагирует на команду хозяина подойти к нему, то для собаки это означает, в лучшем случае, заслужить похвалу, а затем его берут на поводок и ведут домой. Если же он продолжает носиться по парку, не обращая внимания на команды, и наконец, соблаговолит на 37 раз подойти к хозяину, его все равно похвалят (правда, сквозь стиснутые зубы), пристегнут поводок и поведут домой.
В данном случае, не подчинившись, можно получить более существенное вознаграждение, чем когда подчинишься. Обучить собаку подчиняться сразу значительно легче, когда применяется вкусовое поощрение, просто похвала или игровое поощрение за то, что подошла к хозяину, а затем следует отпустить собаку опять на волю порезвиться. Правило гласящее, что собаку нельзя наказывать, когда она подошла к хозяину, остается в силе, но только в том случае, когда вы поощрили беспрекословное выполнение команды с первого раза.
Я наблюдал собак, которые могут открыть сумку и рыться в содержимом, которым экстренно необходимо справить нужду именно в тот момент, когда вы разговариваете по телефону, собак, которые озверело носятся за своим хвостом или сторожат каждое движение посетителя. Наконец, я наблюдал собак, издающих душераздирающий вой, когда никто не обращает на них внимания. Если бы вы спросили у владельцев этих собак, как им удалось обучить своих питомцев таким "трюкам", вряд ли бы они смогли что-либо вразумительное ответить. И все потому, что они не поняли главного принципа мотивированной дрессировки: поощрение - это все, что воспринимается объектом дрессировки, как поощрение.

Преодоление проблем

Как было показано в предыдущей главе, поощрение может привести к возникновению проблем. В этой главе мы рассмотрим методы, как можно вообще отказаться от вознаграждения и как отработать новые навыки, держа их постоянно под контролем. Например, займите свое место перед телевизором, выбрав не самую интересную программу. Всякий раз, когда собака будет домогаться вашего внимания, встаньте и выйдите из комнаты. Оставаясь всякий раз одна, собака скоро прекратит свои попытки привлечь ваше внимание. К сожалению, некоторые привычки получают поощрение автоматически, без каких-либо усилий с нашей стороны. Такие проблемы достаточно живучи. Приведем примеры: охотничий инстинкт (относится к вкусовой реакции), агрессивность против своих собратьев (иногда основывается на половом влечении, а иногда на страхе); агрессивность против людей (в основе - страх и самозащита).
У собак, как и у других животных, общая цель жизни: выжить. Главными источниками выживания остаются: пища и продолжение рода - в обоих случаях необходимо быть в хорошей форме. Существует несколько основных способов выживания: защищаться (драться), уклоняться (убегать), замирать, подчиняться (выворачиваться). Если собака недостаточно приучена к общению с людьми, она их будет бояться. Вполне возможно, что эта боязнь перерастет в стремление напасть, черта, которую мы намеренно культивируем в некоторых породах собак. Встретив незнакомца, собака своим агрессивным поведением может заставить его ретироваться. ВОТ И ПООЩРЕНИЕ! Встретился мне некто сильнее меня, кто угрожал моей жизни, но стоило мне проявить агрессивность, как враг бежал, а я спас свою жизнь. Вряд ли в таком случае лакомый кусочек сможет отвлечь внимание собаки. Большинство владельцев утверждают, что признаки агрессивности стали проявляться у собаки в возрасте нескольких месяцев, и с каждым разом она становилась все более и более агрессивной. Я могу не согласиться с ними, по-моему, наоборот, положение улучшается, т.к. проявляя агрессивность, собака подавляет в себе страх.
Лучше всего переключить внимание собаки на ее владельца и продемонстрировать иную модель поведения, которая не только может рассматриваться как средство защиты, но и как то, что вознаграждается больше, чем в ранее избранной модели поведения.
Собака и человек, испытывая страх, автоматически выделяют адреналин. В любом случае принимаются во внимание: предыдущий жизненный опыт, происхождение, место действия, эмоциональное и физическое состояние, степень опасности и т.д. Если первая драка прошла успешно, то в следующий раз при подобных обстоятельствах мы обязательно изберем именно эту, удачную модель поведения, т.к. она однажды уже СРАБОТАЛА.
Наказание, особенно неожиданное, такое как полученная затрещина, автоматически вызывает соответствующую реакцию. В одном случае такое наказание может остановить нежелательное действие и животное замрет. В другом случае оно, наоборот, может вызвать ответное желание вступить в драку. Если мы имеем дело с драчуном, можно себе представить, какой эффект это наказание произведет на собаку - взрыв ярости, распространяемый в различные направления. В этом кроется причина того, почему многие собаки более агрессивны на поводке, чем без него, мы их приучаем к этому.
Когда собака обучена ожидать вознаграждение, любой отказ в нем начинает угнетать собаку. А если это продолжается длительное время, собака может просто перестать делать попытки получить награду, она попросту сдается.
Несколько лет назад я исследовал и разработал специальную дрессировочную систему, в основе которой использование звука, как средство прервать нежелательное действие. Оно называется "Дрессировочные диски для собак". Приспособление представляет собой несколько латунных дисков, которые при потряхивании или падении издают необычный звук. Наибольший эффект эти диски дают на первичной стадии обучения собаки. Собака тянется к желанному вознаграждению (я использую для этого пищу), а его неожиданно от нее прячут. Но еще до того момента, когда пища спрятана, диски бросают на пол, раздается неожиданный для собаки звук. Четыре-пять таких упражнений и вскоре звук становится сигналом - отбоем, подавляющим первоначальное желание получить награду.
Приобретенная реакция на диски может быть использована для преодоления ранее закрепленных нежелательных навыков. Стоит только собаке услышать звук, издаваемый падающими дисками, как она отказывается от своих намерений и возвращается к своему хозяину. Поскольку она автоматически переходит в спокойное и расслабленное состояние, хозяин может легко контролировать ее поведение и заставлять выполнять необходимые действия, за которыми обязательно должно последовать вознаграждение.

Советы по дрессировке щенков

Славный щенок
Если вы завели щенка и следуете принципам, изложенным в предыдущих главах, мы можем начать формировать необходимое нам поведение уже с самого раннего возраста. Следует иметь в виду, что в возрасте 5-7 недель щенок способен воспринимать любую информацию, доступную его возрасту. Появляется возможность закрепить некоторые команды: сидеть, лежать, стоять, ко мне, рядом и т.д.
В период полового созревания (5-7 месяцев) мы сталкиваемся с врожденными качествами, преодоление которых вызывает проблемы: это охрана территории, интерес к другим собакам и т.д.
Основные принципы познания могут быть сведены к трем буквам: С-Р-В, где С - стимул (вид, звук, запах), Р - реакция (сидеть, лаять, рычать и т.д.) и В - вознаграждение (целевое, нецелевое и инстинктивно-найденное). Ниже мы приводим примеры использования этой формулы в наших интересах.

Гости
Специально обученные собаки для глухих, услышав звонок в дверь, подходят к своему хозяину, трогают его лапой и ведут к источнику звука. Подойдя к двери, собаки усаживаются и получают вознаграждение от своего хозяина, а потом и от гостя, когда он заходит в дом. Мы, владельцы собак, крайне редко обучаем своих питомцев тому, как нужно реагировать на пришедших к нам посетителей, а когда собака уже выходит из под контроля, пытаемся криком и оттаскиванием утихомирить ее. Очевидно, этим навыкам следует обучать с раннего возраста. Попросите своего товарища или соседа сыграть посетителя. В обусловленное время он может прийти к вам и помочь воссоздать типичную обстановку "кто-то пришел". У вас появляется возможность добиться правильной реакции и поощрить щенка. Немного усилий и потраченного времени, которые вам окупятся сторицей в ближайшем будущем, особенно если имеешь дело со сторожевой собакой.
ЗВОНОК СТАНОВИТСЯ ДЛЯ СОБАКИ СТИМУЛОМ ЗАНЯТЬ СИДЯЧЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОЖИДАНИИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Другие собаки
Вместо того, чтобы разрешать своему щенку, когда он гуляет в парке, знакомиться с чужими собаками и даже поощрять его к этому, предпочтительнее поступать иначе. Заставьте его подходить к вам всякий раз, когда он видит незнакомую собаку и всякий раз поощряйте его за это. Подозвав щенка, мы можем его сразу же отпустить гулять и знакомиться с чужими собаками (если это безопасно для щенка и собака на поводке), но в данном случае мы ему это разрешаем, и он находится под контролем. Многие хозяева жалуются, что их питомцы, всегда такие послушные, увидев собаку, мчатся за ней, позабыв обо всем. Виной тому сами хозяева, которые в раннем возрасте поощряли контакты своего щенка с собаками бесконтрольно.
ПОЯВЛЕНИЕ ЧУЖОЙ СОБАКИ ДОЛЖНО СТАТЬ СТИМУЛОМ ДЛЯ ЩЕНКАПОДОЙТИ К СВОЕМУ ХОЗЯИНУ.

Несносный щенок
В природе не существует врожденно порочных щенков, их баловство - своеобразная форма познания окружающего мира. Иногда формы этого познания вызывают у нас желание произнести команду "ФУ!" Некоторым щенкам так часто приходится слышать это слово, что они воспринимают "ФУ!" как свою кличку. В зависимости от того, как часто, каким тоном и с каким выражением мы произносим эту команду, щенок начинает понимать, что в этой команде кроется нечто негативное и даже пугающее. Лучше всего обучать щенка так, чтобы у нее не возникало пугающих ассоциаций с этой командой. Возможно использовать методику, описанную в главе о дрессировочных дисках.
В этом случае звуковым сигналом станет команда "ФУ!", которая должна быть произнесена резко, но неугрожающе. Четыре-пять раз повторений и наш щенок поймет, что команда "ФУ!" запрещает делать то или это. Успех от применения этого приема еще одно подтверждение того, что наказание, даже если оно словесное, не является единственно необходимым при дрессировке

Заключение
Дрессировка собак становится нетрудной, если мы помним: собака - животное стайное и хорошо знает свое место в стае. Если мы пользуемся у собаки уважением и авторитетом, который заработали без угроз и запугивания, можно быть уверенным в том, что обучить ее командам не составит особого труда, необходимо только помнить о трех видах вознаграждений:
ЦЕЛЕВОЕ. Когда собака сама ищет способ получения вознаграждения.
НЕЦЕЛЕВОЕ. Собака в процессе познания случайно получает поощрение, которое может стать причиной возникновения новых проблем. В данном случае собака становится лучшим дрессировщиком, чем вы сами.
ИНСТИНКТИВНО-НАЙДЕННОЕ. Некоторые проблемы возникают тогда, когда собака находит более привлекательное вознаграждение, чем то, что мы ей можем предложить. Переключая внимание собаки на хозяина, мы как бы предлагаем ей иную поведенческую модель.

Коррекция при помощи вознаграждения

Одним из самых важных открытий психологии обучения является то, что наказание не способствует обучению. Наказание вызывает в собаке всего лишь неприязнь и страх, вынуждая животное на некоторое время прекратить нежелательное поведение. Однако наказание и связанные с ним неприятные ощущения вскоре забываются. События же, которые
  • 60

Цирковые трюки

Со стороны кажется, что цирковые номера отрабатываются легко и непринужденно, но это далеко не так. Даже самые простые требуют времени и внимания, а более сложные трюки отрабатываются несколькими месяцами упорных тренировок. В отличие от других видов, цирковая дрессировка ставится на положительном подкреплении - лакомстве. При
  • 100

Дрессировка собаки-проводника слепых

Специальный курс дрессировки вырабатывает у собаки навыки, необходимые для ее использования как проводника слепого. Путем специальной дрессировки собаку приучают водить слепого, оповещая его о встречающихся на пути препятствиях. При этом собаку приучают самостоятельно выполнять ряд определенных сложных действий. Качество
  • 80

Интонации и их значение в дрессировке

Звуковые команды необходимо произносить четко и достаточно громко, используя различную интонацию. Нельзя допускать, чтобы голос дрессировщика был монотонным: и низкий и высокий тембры одинаково непригодны, если всегда пользоваться только каким-либо одним из них. Выше сказано, что у собак изумительно развит слух, поэтому они остро
  • 100

Философия дрессировки собак. Bart Bellon

1. Почему собака показывает определенное поведение? Единственная причина, почему собака что-то делает – это улучшить свою личную ситуацию. Как собака может улучшить свою ситуацию (положение): - увеличить приятные ощущения - уменьшить неприятные ощущения 2. Философия дрессировки собак Хотим ли мы обучить собаку чему-то новому или
  • 60
Страницы:
1 2 3

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив