Индивидуальный подход при дрессировке

Индивидуальный подход при дрессировке


Изложить все возможные способы индивидуального подхода к собакам при дрессировке совершенно невозможно, так как здесь наибольшее значение должна иметь творческая инициатива самого дрессировщика применительно к особенностям поведения дрессируемой им собаки. Но, проявляя творческую инициативу, дрессировщик должен исходить из определенных положений.

Сущность индивидуального подхода состоит в следующем.

При проработке общих и специальных приемов следует придерживаться того метода дрессировки, который в наибольшей степени соответствует особенностям поведения дрессируемой собаки. Так, например, если у собаки стойко проявляется пищевая возбудимость и собака проявляет большую "заинтересованность" в получении лакомства, установление первоначально условного рефлекса следует производить вкусопоощрительным методом, избегая применения механических раздражителей. Факторы "принуждения" к этим собакам в основном следует вводить лишь при закреплении навыков.

В случае, если пищевая реакция у собаки проявляется слабо п собака проявляет малую заинтересованность в получении лакомства, следует больше ориентироваться на механический метод дрессировки, используя в качестве поощрения тактильно-кожные раздражения (оглаживание).

Однако и в первом и во втором случае следует помнить, что основным методом дрессировки является метод контрастного бездействия на собаку.

Индивидуальный подход при дрессировке должен быть построен с учетом типа высшей нервной деятельности собаки. При дрессировке собак возбудимого типа следует помнить, что процесс торможения у этих собак по сравнению с процессом возбуждения значительно ослаблен, поэтому при отработке навыков, в состав которых входят тормозные условные рефлексы, надо соблюдать строгую постепенность и последовательность. Так, например, при отработке выдержки в каком-либо положении (посадке, укладке и т. д. ) не следует сразу слишком перенапрягать процесс торможения у этих собак, т. е. поспешно добиваться длительной выдержки. У собак этого типа выдержку следует отрабатывать постепенно, как бы тренируя и накапливая процесс торможения, и начинать выдержку с 3-5 секунд, медленно доводя ее до нескольких минут.

В случае перенапряжения тормозного процесса у собак возбудимого типа легко можно получить срыв, в результате которого собака становится еще более возбудимой.

Особенно трудно у собак возбудимого типа отрабатывать навыки, основанные на использовании диференцировочного торможения, например выборка вещи по запаху, выборка человека со следа, усложненно-следовая работа и т. д. Практический опыт показывает, что собаки возбудимого типа легко срывают "диференцировку", в результате чего могут совершать ошибочное действие. Для отработки "диференцировки" у собак этого типа следует также строго придерживаться последовательности в усложнении отрабатываемого приема. Так, при первоначальной дрессировке на выборку вещи, выборку человека со следа и т. д. посыл собаки на гыборку не следует производить более одного-двух раз, увеличивая затем постепенно количество посылов. Также к усложнению следа путем ввода посторонних следов и углов можно переходить лишь после того, как собака четко будет выполнять более простой элемент работы.

Следовательно, при дрессировке собак возбудимого типа основная задача должна состоять в укреплении и развитии тормозного процесса и в приведении его в соответствие с процессом возбуждения. В процессе дрессировки к некоторым собакам возбудимого типа при прохождении общих приемов дрессировки приходится применять механические раздражители более значительной силы, чем к другим собакам. Так, при движении собаки у ноги дрессировщика рывок поводком средней силы для собаки возбудимого типа как раздражитель, побуждающий к движению рядом с дрессировщиком, может оказаться недостаточным и силу рывка приходится сильно увеличивать. При отработке движения по бревну возбудимые собаки, часто проявляя излишнюю "поспешность", теряют равновесие и соскакивают с бревна, не пройдя положенного расстояния. В этом случае весьма эффективным является сильный рывок поводком в момент преждевременного соскакивания собаки с бревна. Этот рывок ие только затормаживает преждевременный прыжок с бревна, но и содействует выработке более замедленного темпа движения по бревну и т. д.

Собаки возбудимого типа в большинстве случаев легко переносят воздействие различных сильных раздражителей, но "принуждение" как фактор воздействия и к этим собакам надо применять вполне разумно, без всякого злоупотребления.

Дрессировка собак уравновешенного подвижного типа каких-либо специальных указаний не требует. Собаки этого типа легко поддаются дрессировке. Однако, в зависимости от особенностей этих собак (например, степени развития той или другой реакции - ориентировочной, пищевой, оборонительной и т. д.), следует соблюдать к этим собакам индивидуальный подход.

Дрессировка собак уравновешенно-спокойного типа нуждается в более подробном рассмотрении. Характерная особенность высшей нервной деятельности этих собак - это малая подвижность нервных процессов - возбуждения и торможения. Собаки этого типа весьма трудно переносят быструю смену процесса возбуждения на торможение, и обратно, поэтому при первоначальной их дрессировке следует избегать быстрой подачи друг за другом команд противоположного значения - "фасс" и "фу". Также затруднителен для этих собак быстрый переход от одного действия к другому, так как собаки этого типа не всегда сразу выполняют команды дрессировщика, а нередко требуют повторения команд. Поэтому, особенно в первоначальный г период дрессировки, команды для этих собак следует подавать с таким расчетом, чтобы между различными командами и выполняемыми действиями был достаточный промежуток времени (интервал). При этом дрессировщик должен проявлять выдержку и спокойствие, если собака замедленно выполняет команды дрессировщика. Недостаточная подвижность нервных процессов отражается и на проявлении оборонительной реакции. Так, при развитии недоверия и злобы на помощника собаки этого типа возбуждаются очень медленно. В большинстве случаев они ожидают активного нападения помощника и злобу (активно-оборонительную реакцию) проявляют лишь в том случае, если помощник находится в непосредственной близости или наносит собаке раздражение, возбуждающее ее на проявление оборонительной реакции. В этом случае бывает весьма полезным прибегнуть к методу подражательной дрессировки, для чего можно использовать злобную и хорошо возбудимую собаку, посредством которой следует повышать активность у собаки спокойного типа.

Поведение помощника также имеет большое значение. Для дрессировки собак этого типа следует брать наиболее подвижных и активных помощников. Собаки этого типа "диференцировку" отрабатывают также замедленно, и всякая поспешность здесь будет ошибкой. При отработке некоторых приемов дрессировки они требуют более значительных мер принудительного воздействия, чем другие собаки. Так, у многих собак этого тина подача предмета вырабатывается только на принуждение.

Отработка посадки, укладки достигается успешно путем механического метода дрессировки. Применение сильных раздражителей собаки этого типа переносят легко, но и здесь, конечно, также не следует злоупотреблять принуждением, применяя его лишь в тех случаях, если другие методы воздействия не дают желаемых результатов.

Собак, проявляющих при дрессировке признаки слабого типа высшей нервной деятельности, следует выбраковывать, так как положительных результатов с ними достигнуть нельзя.

Крушинский Л.В., Меркурьева Е.К., Израилевич И.Е. "Служебная собака"

Дрессировка собаки-проводника слепых

Специальный курс дрессировки вырабатывает у собаки навыки, необходимые для ее использования как проводника слепого. Путем специальной дрессировки собаку приучают водить слепого, оповещая его о встречающихся на пути препятствиях. При этом собаку приучают самостоятельно выполнять ряд определенных сложных действий. Качество
  • 80

Методы дрессировки

Собаку дрессируют различными методами. Это комплекс способов и средств, с помощью которых вырабатываются условные рефлексы. В дрессировке собак применяются 4 основных метода: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный. С помощью механического метода дрессировки условный раздражитель закрепляется механически
  • 100

Влияние внешних условий на дрессировку

Практические занятия по дрессировке служебных собак проводятся в различных условиях местности, в разное время года и суток. Внешние условия, в которых проводятся занятия, по-разному влияют на ход дрессировки и ее результаты. Одни явления внешней среды способствуют ускорению и закреплению отрабатываемых навыков, другие затрудняют
  • 100

Поощрения и запрещения в дрессировке собак

Разбирая сущность и значение принуждения в дрессировке служебных собак как сильного безусловного раздражителя нельзя умолчать о значении и способах применения поощрения и запрещения, которые тесно связаны с принуждением. К поощрениям относятся: звуковая дополнительная команда «хорошо», легкое поглаживание собаки и все виды
  • 60

Виды методов дрессировки собак.

Методы дрессировки собак. Их плюсы и минусы. Приступая к дрессировке своего питомца, помните, что успех подготовки собаки зависит от правильности выбранного Вами метода дрессировки. Как правило в процессе подготовки собаки используют несколько методов дрессировки в зависимости от индивидуальных особенностей животного, а так же
  • 100

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив