Отпуск рукава

Отпуск рукава

Отпуск рукава (далее)

начало статьи читайте здесь

Попробуем логически изложить применение этих закономерностей при обучении собаки отпускать рукав в форме конкретных рекомендаций. Для удобства при необходимости будет использована нумерация технических приёмов, указанных в данной статье.
В начале формирования навыка отпуска рукава собака должна работать на среднем уровне возбуждения. Выполняя обучающие упражнения, перечисленные в упоминавшейся статье «Семнадцать мгновений игры» нет необходимости прибегать к серьёзной механической корректировке. При небольшом уровне возбуждения собаке просто совладать со своими эмоциями и отпустить жгут, если ей за это его дадут схватить через небольшой промежуток времени. В данной ситуации результатом (подкреплением) совершённого действия становится возможность дальнейшей хватки, которая явно более интересна, т.к. в этом случае с ней начинают играть, а при подаче команды отпустить предмет не двигается и, таким образом, менее интересен.

Когда в дело вступает фигурант, возбуждение животного нарастает, и потребуются механические воздействия (п.4).

- Стоит немного сказать о характере этих воздействий. Уважаемые коллеги, пожалейте своих собак! Слабое, нерешительное, как бы жалеющее воздействие, продиктованное ложной жалостью, порождает у собаки надежду на безнаказанное невыполнение команды и вызывает необходимость мучить собаку, нервируя её раз за разом неприятными и не очень сильными отрицательными стимулами. Кроме того, в определённых ситуациях собака уже будет знать, что будет, например, принуждающий, рывок поводком средней силы, который можно перетерпеть и повернуть ситуацию в удобную для неё, а не для проводника, сторону. В результате, в момент непосредственно предшествующий рывку собака внутренне мобилизуется, готовясь к противостоянию с проводником. В лучшем случае это приводит к «заклиниванию» на жгуте (рукаве) с опусканием головы (собака как бы прячет предмет от фигуранта и проводника, опуская голову), в худшем – активный протест в форме атаки проводника в ответ на воздействие. В дальнейшем приходится наращивать силу воздействия, и проблема может усугубиться. Твёрдо убеждён: нет ничего более мучительного для собаки и вредного в дрессировке, чем слабые, нерешительные и частые отрицательные воздействия. Такое отношение, продиктованное ложной жалостью, нервирует животное, выводит из себя, давая всему дрессировочному процессу эмоционально негативную окраску. Воздействие при обучении отпускать рукав должно быть уместным, быстрым, достаточно сильным и несколько обескураживающим (но не пугающим). И главное: Вы точно должны знать, что сделаете сразу после этого воздействия при нескольких вариантах развития событий. Решительные, быстрые, волевые действия (а не уговоры) проводника не оставляют собаке надежду на то, что ей потрафят и оставят в покое и не дают времени на раздумья в поисках иных путей, более выгодных лохматому хитрецу. Предлагается только один единственно верный выбор: не пытаться протестовать против лидирующей роли проводника-вожака, а «расслабиться и получать удовольствие», тем более что ни к чему страшному и неприятному собаку не принуждают, и она очень скоро и охотно примет эти новые правила.

Интересный момент: механические воздействия оказываются на собаку только при выполнении п.4 при подаче команды «Дай!» («Aus!») и может быть «Сидеть!». Все остальные десять пунктов – сплошное удовольствие для собаки. Поэтому точная кратковременная механическая корректировка не «задавит» собаку психологически и не испортит общего отношения к занятию так же, как одно кислое яблоко не испортит удовольствия от поедания целого пакета вкусных сладких яблок.

Если мы пытаемся объяснить происходящее при выполнении всех указанных методических пунктов, надо хотя бы в общем определиться в логическом построении системы отрицательно наталкивающих (принуждающих) стимулов и положительных подкреплений, вызывающих позитивные приятные эмоции.

- Команда «Дай!» («Aus!») (условный сигнал) – потребовался рывок (отрицательно наталкивающий, принуждающий безусловный стимул, п.4) – отрицательные эмоции после рывка – жгут отпущен и брошен под ноги фигуранту (требуемая реакция) - фигурант, соблюдая все закономерности (п.п.5,6), даёт хватку в жгут – положительное подкрепление, т.е. компенсация отрицательных эмоций положительными после хватки и радостной пробежки со жгутом вместе с хозяином.

- Команда «Дай!» («Aus!») (условный сигнал, предупреждающий о возможных отрицательных воздействиях) – жгут отпущен (требуемая реакция) - положительное промежуточное подкрепление (возникли положительные эмоции, т.к. удалось избежать рывка) – охрана-ожидание «глаза в глаза» - отрицательно наталкивающий всё время повторяющийся сигнал «Сидеть!» при необходимости с рывком - отрицательные эмоции после сигнала «Сидеть!» с рывком – хватка в жгут (п.п. 5,6) - положительное подкрепление, т.е. компенсация отрицательных эмоций положительными после хватки и радостной пробежки со жгутом вместе с хозяином.

- «Дай!» («Aus!») (условный сигнал, предупреждающий о возможных отрицательных воздействиях) – жгут отпущен (требуемая реакция) – положительное промежуточное подкрепление (возникли положительные эмоции, т.к. удалось избежать рывка) - охрана-ожидание «глаза в глаза» (требуемое поведение) - снова положительное промежуточное подкрепление (возникли положительные эмоции, т.к. удалось избежать рывка) - хватка в жгут (п.п. 5,6, также требуемое поведение, тренировка контратаки) - положительное подкрепление, т.е. компенсация возможных отрицательных эмоций положительными после хватки и радостной пробежки со жгутом вместе с хозяином.

Мы разобрали данную методику с научной точки зрения, используя систему понятий «условный сигнал» (команда), «отрицательное наталкивание» (принуждение механическим воздействием), «положительное подкрепление» (возникновение положительных эмоций в результате достижения приятного желаемого результата или при избегании неприятных воздействий, отрицательного наталкивания нужным нам поведением). Хотелось бы отметить, что, как видно из вышеуказанных логических построений, всё упражнение разбивается на три подраздела: отпуск по команде, охрана, контратака.

 

 

Навык можно считать выработанным, когда происходит смещение мотивов (я об этом уже писал в случае с облаиванием) и непосредственно само отпускание предмета и сама охрана «глаза в глаза» становятся желаемым результатом и положительным подкреплением, а невозможность это сделать – отрицательным. Наступление этого момента зависит только от количества занятий и от способностей конкретной собаки к обучению.

* * *

Но это всё сухой язык теории. На практике необходимо учитывать зависимость силы и времени механических воздействий от особенностей конкретной собаки. И если отрицательно наталкивающий рывок так негативно действует на собаку даже при наличии массы положительно эмоционально компенсирующих факторов, то собака излишне ранима. То есть для неё это та самая «ложка дёгтя в бочке мёда», которая абсолютно всё портит. Такую ранимую собаку не имеет смысла дрессировать на защиту и, вероятно, давать возможность участвовать в разведении.

Укрытие
Приступать к этой очень важной части работы вплотную не стоит, пока на открытом месте собака не научится правильно отпускать рукав и комфортно чувствовать себя перед фигурантом в фазе охраны. Если у собаки в обычной жизни нет особых страхов (например, громкие звуки, собаки, люди и.п.), нет необходимости специально приучать её к укрытию, кормить её там, делая эту «палатку» чуть ли не её вторым домом. Нужно помнить, что укрытие может быть логовом потенциального противника-фигуранта. Поэтому собака не должна сразу себя чувствовать в укрытии хозяином положения. Это необходимо по следующим причинам.
- Полностью адаптируя собаку к укрытию до работы с фигурантом, мы выключаем у неё очень важную черту хищника - осторожность перед жертвой, загнанной в угол, которая в данной ситуации может быть опасна. А эта реакция, очевидно, очень важна. Уже на первых пусках в укрытие у собаки будет выработан условный специфический внутренний тормоз, который будет напоминать ей о здоровой настороженности и уважении к противнику и не позволять после пуска в укрытие сразу кусать фигуранта. Пока собака освоиться с фигурантом в укрытии, и начнёт себя чувствовать увереннее, доминируя над ним, этот условный тормоз, играя роль отрицательного наталкивания (естественного принуждения), позволит оформиться навыку посадки и облаивания в укрытии.

- Ситуация с укрытием, играющим роль логова, создаёт ситуацию несовпадения желаемого результата (хватки) и действительного, т.е. возможности его осуществления. Кроме того, она провоцирует дополнительную напряжённость в отношениях фигуранта и собаки. Возникающие в силу этого бурные отрицательные эмоции, сходные с человеческим возмущением, выплёскиваются в нужном нам облаивании, чем уже частично компенсируются. Дальнейшая компенсация происходит хваткой, которую даёт собаке фигурант, отскакивая вглубь укрытия (испуг!) и позволяя собаке себя оттуда вытащить.

- Возникающая раз за разом на занятиях ситуация с укрытием учит собаку выходит победителем из не совсем комфортной для неё ситуации, владеть собой в состоянии, близком к стрессовому, и выковывает из неё настоящего бойца.

Нет смысла подробно описывать «хитрые» приёмы обучения облаиванию в укрытии, так как…  по сути их нет. Самое важное – это правильно научить собаку отпускать рукав и не лишать её толики настороженности в укрытии. Что же касается спокойного отношения собаки к подходящему проводнику или судье во время охраны в поле или облаивания в укрытии, то здесь есть некоторые тонкости.

Во время тренировок проводник может начать подходить к собаке, находящейся в фазе охраны в укрытии или в поле, выполняя определённые правила. Это необходимо, чтобы избежать оглядывания на проводника, хватки при подходе и другого негативного поведения.
- Подходить к собаке можно начинать только в укрытии и только тогда, когда навык облаивания уже близок к желаемому. В данной ситуации собака жёстче сконцентрирована на фигуранте и риск влияния подхода проводника меньше.
- Проводник должен подходить спокойно, как бы просто гуляя, стараясь не обращать на себя внимания собаки. Приблизительно в двух-трёх метрах от облаивающей собаки проводнику следует спокойно ходить сзади облаивающей собаки лицом к фигуранту, давая животному на короткий промежуток времени себя заметить то слева, то справа. Неподвижно стоять прямо за собакой очень нежелательно! Это, как правило, вызывает у собаки ненужное напряжение и, как следствие, ненужное волнение, нервозность и ошибки (оглядывание на проводника, отскоки в сторону, хватки).
- На первоначальном этапе (особенно!) нельзя специально обращать на себя внимание ни резкими нарочитыми движениями, ни ободряющими командами или похвалами. Необходимо просто приучить собаку к своему присутствию и не обращать на себя внимание.
- В дальнейшем можно спокойным голосом хвалить облаивающую собаку, доказывая этим отсутствие «коварных» замыслов и как бы объясняя собаке, что вы заодно, т.е. вместе против фигуранта. Начинать похвалу лучше издалека, подходя к собаке, как бы заранее предупреждая лохматого бойца о своём приближении и давая ему время привыкнуть и адаптироваться к Вашему присутствию. Начав хвалить собаку, необходимо очень внимательно следить за её поведением и при появлении малейших признаков волнения прекращать приближение.
- Когда в облаивании собаки будут устойчиво выработаны агрессивность, напористость и, что особенно важно, длительность и ритмичность, проводник может, подходя к собаке, присесть сзади и немного сбоку (лучше справа от собаки) и хвалить собаку голосом, а также ободряя её оглаживанием и охлопыванием по бёдрам, крупу и спине. Если в этой ситуации собака не показывает нервозности и недоверия к проводнику, не пытается укусить фигуранта, продолжая уверенно облаивать, значит, задача практически выполнена.
 

Анализ наиболее часто встречающихся заблуждений (ответы виртуальному оппоненту)
Давайте попробуем с обозначенных выше позиций проанализировать некоторые дрессировочные приёмы по обучению отпуску рукава и работе в укрытии, которые используются в настоящее время в дрессировочной практике у нас в стране. Вероятно, полезно в некоторых случаях такой анализ давать в форме ответов на вероятные вопросы виртуального оппонента (поверьте, их столько раз задавали коллеги-спорщики, что все они известны наперечёт).

1. «Сначала надо научить кусаться по-настоящему, а потом учить отпускать рукав и не кусать его в укрытии». Тактическая ошибка в обучении, вероятно, проистекающая из старых «ЗКС»-ных опасений отучить кусать собаку запрещающей командой. Об этом в статье уже упоминалось ранее.

2. Собаке дают укусить рукав, с которого проводник сдёргивает собаку рывком поводка после остановки фигуранта, предварительно подав команду «Дай!» («Aus!»). Если мы не ставим перед собой цели добиться чистого отпуска, т.е. работаем только на диплом, а не на высокий результат, то при точной работе проводника и фигуранта результата добиться можно. Но… В момент борьбы, т.е. непосредственно вися на человеке, собака возбуждена, вероятно, нервничает, т.к. она предпринимает агрессивные действия в отношении человека. И даже если нам кажется, что мы её сильно не возбуждаем и просто играем, то это так лишь отчасти. В качестве примера: сравните отношение молодой собаки в начале защитной дрессировки к рукаву, который фигурант держит обеими руками, или который уже одет на руку. В первом случае он вряд ли сильно отличается от отношения к тряпке или жгуту. А вот во втором… Механические воздействия в состоянии борьбы, возбуждения прямо на человеке очень не желательны для достижения чистого, хорошего результата. Собака, конечно, может справиться с такой эмоциональной перегрузкой. Правда, на моих глазах часто всё это заканчивалось либо «заклиниванием» на рукаве, либо очень медленным, нервным отпуском, со сползанием, злобным рыком и трепками. Неоднократно приходилось видеть, как эту нервозность собака изливала на фигуранта в «грязных покусах», кусая его за ноги, в пах после отпуска рукава.

3. После подачи проводником соответствующей команды фигурант сам стимулирует собаку к отпусканию, т.е. даёт рывок или оказывает иное механическое воздействие на собаку. Этот «фокус» из года в год нам пытаются показывать на семинарах некоторые «учителя» из Европы (об этом я упоминал ранее). Фокус эффектный, но очень опасный и вредный с точки зрения понимания защитной службы. Казалось бы, всё логично: сигнал «Дай!», механическое воздействие, вознаграждение рукавом. Но это только с точки зрения человека, воспринимающего собаку, как физиологическую модель, биоавтомат. Но ведь они ещё и чувствуют! Дело в том, что от занятия к занятию мы приучаем собаку противостоять фигуранту, бороться с ним, не обращая внимания на его толчки, угрозы, удары. Более того, очень скоро собака воспринимает эти правила таким образом, что в ответ на подобные воздействия фигуранта она только сильнее мобилизуется, активнее борется и сжимает челюсти. А теперь позвольте мне задать один вопрос. Вы всерьёз думаете, что собака не видит, не чувствует и не понимает, что при этом «фокусе» за строгий ошейник или удавку дёргает сам фигурант? Надеюсь, нет! С её точки зрения – это просто ужесточение тех же правил, и поэтому она только сильнее начинает сопротивляться. Если же фигурант с упорством, достойным лучшего применения, раз за разом причиняет ей боль, пытаясь добиться отпуска по команде проводника (!), то он вызывает у неё только раздражение, злобу с истерикой. «Противник, как обычно, мне сопротивляется; я его не боюсь и сильнее кусаю, но победить, как раньше, почему-то никак не удаётся». Самое лучшее, чего можно добиться в данном случае, что фигурант психологически подломит собаку, и она будет отпускать, но только его и только находясь на этой площадке. Всем известно, что «танцует только тот, кто заказывает музыку», и заставлять собаку что-либо сделать может только проводник.

4. Похожие проблемы по тем же причинам возникают в том случае, когда фигурант, пытаясь отучить собаку сразу кусать в укрытии, жёстко пресекает её попытки это сделать болевыми воздействиями, ударами. Итог – собака в ярости и буквально «жрёт» фигуранта за рукав, ноги, корпус или … может продемонстрировать что-то похожее на требуемое, но только на этой площадке и только с этим «страшным» фигурантом.

5. После просмотра некоторых обучающих кассет некоторыми инструкторами практикуются постоянные пуски собаки фронтально в открытое укрытие (как в лобовую атаку, но с той лишь разницей, что вместо укуса собака должна сесть и облаять) на каждом занятии. Это очень хорошее упражнение, вырабатывающее у собаки большую смелость и позволяющее достичь более плотного (близкого к фигуранту) облаивания. Не стоит забывать, что лучшее – враг хорошего. Если переусердствовать, то вместо смелости мы добьемся наглости, и собака перестанет стараться контролировать своё стремление укусить в такой сложной стрессовой ситуации. Она станет кусать сразу, как в обычной атаке, и придётся надолго прекратить заниматься с ней защитной службой, а потом максимально аккуратно начать всё сначала. Но это уже исправление допущенных ошибок, которые лучше не допускать.

6. Предоставление собаке хватки непосредственно сразу (1-2 секунды) после успешного выполнения команды «Дай!» («Aus!»), для достижения быстрого отпуска. В итоге, собака, выждав максимум 2-3 секунды, самостоятельно пытается хватать фигуранта. Очень интересная проблема, которая коренится в догматическом, упрощённом понимании инструктором (фигурантом) условий формирования навыка, системы положительного подкрепления и отрицательного наталкивания (принуждения). Известно, что скорость выполнения требуемого действия напрямую зависит от скорости подкрепления. Именно поэтому некоторые фигуранты стремятся быстрее дать хватку собаке, быстро отпустившей рукав. Кажется, всё логично. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что в данном случае имеет место путаница – что именно мы подкрепляем и как. Выполнение команды «Дай!» состоит из двух фаз! Первая – непосредственно разжатие челюстей, вторая – охрана фигуранта с готовность в любое мгновение атаковать. Для каждой фазы должно быть своё подкрепление.

- Для первой – положительные эмоции, возникающие при избегании отрицательного наталкивания на результат (принуждения) своевременным выполнением действия. Об этих закономерностях было сказано в этой статье ранее в главе «Отпуск рукава (далее)». Проще говоря, если собака плохо отпускает, то с этим надо работать методом подноса рукава (жгута) фигуранту с дальнейшим механическим принуждением собаки бросить рукав к ногам фигуранта, как об этом было рассказано в этой статье в главе «Отпуск рукава» в перечисленных там 10 пунктах.
- Для второй – положительные эмоции, связанные с реализацией желаемой хватки после охраны, длительность которой постепенно увеличивается во время тренировок.

Следует понимать, что в данном случае разным временем дачи хватки мы можем подкрепить разное – или сам отпуск рукава или охрану. Но кратковременное (на одну - две секунды) разжатие челюстей без охраны практически ничего не стоит и мало нас интересует в смысле выполнения нормативного задания.

* * *

Данная статья являет собой попытку сформулировать некоторые положения методики обучения собаки отпускать рукав по команде и охранять фигуранта в укрытии. Вероятно, в ней что-то может показаться не совсем понятным, что-то – нелогичным, что-то слишком сложным. Тем не менее, я старался всё изложить максимально понятно и просто, насколько позволяет столь живой и противоречивый предмет, как дрессировка, и с искренней надеждой в пользе для инструкторов, фигурантов и спортсменов-проводников. А также с надеждой на скорые успехи наших спортсменов на международной арене, которые уже слишком заставляют себя ждать…

Савельев О.В.
фигурант, инструктор по дрессировке,
эксперт по рабочим качествам (IPO)
Статья опубликована с личного разрешения автора.
Копирование запрещено!

При использовании материала ссылка на сайт wolcha.ru обязательна

Приглашаем в нашу группу на Facebook
  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru Цена wolcha.ru