Возвращение Мухтара

Возвращение Мухтара - о фильме

 

Первые фильмы, в которых артистами выступали собаки, появились еще на заре кинематографа. Они имели огромный успех у зрителей, а собаки-артисты принесли своим владельцам миллионы долларов.
Время от времени, фильмы с четвероногими артистами, снимались и в СССР. Первой стала лента «Джульбарс», снятый еще до войны. Посмотрев его, сотни мальчишек стали мечтать о том, как воспитают настоящую служебную собаку и пойдут с ней служить в армию, охранять границы Родины. И многие из них, действительно, навсегда связали свою судьбу с кинологией.
В послевоенные годы фильмов на «кинологическую» тему стало больше. Настоящим событием был фильм «Ко мне, Мухтар» с Юрием Никулиным в главной роли. Думаю, большинство людей старшего поколения видели его, хотя бы раз. Роль Мухтара в этом фильме сыграла овчарка по имени Дейк, киевлянина Владимира Длигача. Это была отлично дрессированная служебная собака, которая имела много наград на выставках и соревнованиях. (О съемках этого фильма мы еще расскажем нашим читателям).
Затем всю страну взволновал очень грустный фильм «Белый Бим, черное ухо» о трагической судьбе английского сеттера.
Уже в 90-х был снят замечательный фильм о немецкой овчарке, оставленной в московском аэропорту своим хозяином. Она много дней не покидала взлетной полосы, ожидая его возвращения, отказываясь принимать пищу. Сегодня немногие знают, что сюжетом для фильма послужили реальные события, а главная героиня - овчарка Пальма - прожила остаток своей жизни в Киеве. Со взлетной полосы ее удалось забрать киевлянке Вере Арсентьевне Котляревской, биологу, человеку, всегда готовому приити на помощь как людям, так и животным. Впоследствии, она с Пальмой много раз выступала в школах, пионерских лагерях, рассказывая детям о животных, о том, как нуждаются они в нашей помощи и внимании. Вера Арсеньевна была одним из основателей Киевского общества защиты животных, которое возникло в нашем городе еще в 60-е годы прошлого века, и которое долгое время возглавлял классик украинской поэзии Максим Рыльский.
Фильмы с участием собак снимались и на киностудии им. А.Довженко, К сожалению, они не вышли в широкий прокат, не сохранились даже их копии. В качестве дрессировщиков в них работали наши киевские кинологи Л.И. Скобцова, А. Дерновая и другие.
Поэтому не удивительно, что в новом телевизионном сериале «Возвращение Мухтара-2» и «Возвращение Мухтара-3» снова снимаются киевские собаки. Потому нашим читателям, наверняка, будет особенно интересно узнать о том, что происходит на съемочной площадке.
Интервью я начала беседой с Алексеем Замлынским, дрессировщиком и владельцем Вакса фон Вайсрусланд Киршенталь (по домашнему Вася исполняющего роль Мухтара). В беседе также принял участие и самый младший Замлынский, шестилетний сын Алексея - Артем.

Л.М, Алексей, я знаю, что вы происходите из семьи, где всегда были собаки. Ваша фамилия известна в кинологическом мире: отец много лет занимается немецкими овчарками, а ваша сестра сейчас разводит и вельш-корги, и азиатов и кане-корсо. Вы известны как разведенец немецких овчарок, кане-корсо и как специалист по дрессировке, работаете с собаками разных пород. Как получилось, что теперь вы работаете в кино?
А.З. У меня уже был некоторый опыт работы в кино. Когда искали новую собаку на роль Мухтара, мне позвонили и предложили принять участие в кастинге. В конкурсе участвовали шесть претендентов. Первоначально я планировал для кастинга другую собаку, но тут вмешалась жена и напомнила мне, что в нашей семье есть «пенсионер», который уже по возрасту ушел из спорта и полтора года буквально томится без дела. Поэтому на кастинг мы привезли Васю, который с удовольствием позировал перед камерами и замечательно чувствовал себя при большом скоплении народа. Сделали пробы, которые всем очень понравились, и Васю утвердили на роль.
Л.М В двух первых частях сериала снимались другие собаки.
А.З. В «Возвращении Мухтара-1» снялись восточно-европейские овчарки Дункан и Варгун - это московские собаки. В «Возвра­щении Мухтара-2» играл Цейсс - киевская собака, ее владелец Александр Колесов, который давно занимается немецкими овчарками и дрессировкой. Цейсс и Вакс внешне очень похожи. Был даже такой смешной случай. Александр Носик, который уже не снимается в нашем сериале, приехал в Киев, навестить съемочную группу. (Кстати, очень часто нам задают во­прос: «Куда дели Носика?». На это мы дружно отвечаем, что он лечится в Бостоне после ранения. На самом деле, у него изменились планы, он сейчас занят в других проектах, но по-прежнему дружит с нами и следит за нашими успехами). Так вот, встречать Носика мы послали водителя на «Ниве», которую вы видите в фильме. Поскольку был перерыв и шел дождь, я посадил в машину Васю, поэтому он тоже поехал в аэропорт. Саша сел в машину, увидел Васю, но не понял, что это другая собака, хотя снимался с Цейссом целый год. Тогда Носик еще не знал, что собаки уже нет. А когда узнал, очень расстроился. Правда, надо сказать, что их отношения были непростыми, Цейсс имел характер лидера и не слишком позволял собой командовать.
Л.М К сожалению, Цейсса уже нет, у Колесова крупный питомник, неужели у него не нашлось другой собаки на эту роль? А.З. Видите ли, не всякая хорошо дрессированная собака сможет сняться в кино. Для этого нужно, чтобы животное было личностью, с определенным жизненным опытом, а значит не слишком молодым. Таким, например, был Цейсс. У Васи характер несколько другой, он очень любит внимание окружающих, много лет выступал на соревнованиях по дрессировке и сидеть без работы ему очень трудно, хотя по «собачьим» меркам его десять лет - возраст очень солидный. Он работает с огромным удовольствием и выдумкой, характер у него более общительный.
Л.М. Как вам работается в кино?
А.З Для меня работа в кино открыла много нового и неожиданного. Раньше я даже не представлял, какая это трудная работа и думаю, что большинство людей этого тоже не представляет. На мой взгляд, иногда это просто работа на износ. Это адский труд: на улице в мороз или сильную жару, у воды, или в проливной дождь на крыше дома. Однако, сложность не только в этом. Сценарии пишут разные люди. Читая сценарий, сразу видишь, какой опыт имеет автор. Есть сценарии, в котором явно видно, что писавший не только знает, что такое собака, но и представляет, что такое милицейская собака. Но некоторые сценаристы хотят от собаки невозможного, к примеру, автор хочет, чтобы Мухтар проявил стыдливость или посмеялся над своими товарищами. Сегодня в эпизоде снимается с собакой один из сценаристов. Это не его собака, но, думаю, такая работа поможет ему лучше понять, что и как может сделать собака, а чего она не сможет сделать никогда. Вначале я исправно читал сценарий, с чем-то соглашался, с чем-то спорил, иногда просто не представляя как можно воплотить в жизнь, придуманное авторами. Но со временем понял, что в кино сценарий не догма. В зависимости от многих обстоятельств его часто приходится переделывать, многие сцены переснимаются и всегда можно найти способ, как добиться нужного результата от собаки. Наша съемочная группа - очень сплоченный коллектив, в котором Вася - заслуженный и полноценный артист, его все любят и уважают. Поэтому при возникновении сложностей все стараются подстроиться по работу собаки, помочь ему, но и Вася в долгу не остается. Когда он понимает, чего от него ждут, то выкладывается полностью, а иногда и добавляет от себя некую «изюминку», которая просто приводит всех в восторг.
Л.М Вы раньше подозревали, что у Васи есть актерские способности?
А.З. Вася с детства любил быть в центре внимания, но, честно говоря, мы и не подозревали, что он так полюбит работу в кино и проявит такие большие способности.
Л.М Какова «докиношная» карьера вашей собаки?
А.З. Вася очень успешно выступал в соревнованиях по IPO, был победителем многих престижных выставок.
Л.М В фильме Вася догоняет и задерживает злодеев, но также часто ласков с посторонними людьми, позволяет им себя гладить, выказывает им сочувствие. Существует мнение, что спортивная и охранная собака - это не одно и тоже. Для спортивной собаки ситуация с нападением на хозяина - это привычная игра, и человека без специального снаряжения такая собака не укусит. Скажите, а были ли случаи, когда Васе нужно было использовать навыки служебной собаки и защищать хозяина?
А.З. Хорошо воспитанная и умная собака обычно правильно понимает ситуацию. Поэтому различия между спортивной и рабочей собакой я считаю весьма условным, все зависит от контакта между собакой и хозяином. Если собака чувствует реальную угрозу для человека, которого любит и уважает, она действует соответствующим образом. У нас было несколько случаев, когда Вася показал себя отличной охранной собакой.
Л.М Есть ли какой-то эпизод, который запомнился вам своей сложностью?
А.З. Как говорит главный герой: «Мы легких путей не ищем». Мне звонят многие знакомые, коллеги, говорят, что получается неплохо, но я знаю, что мы могли бы сделать еще лучше. Вспомнить какой-то сложный эпизод не могу, основная трудность - жесткий график съемки. Иногда просто нет возможности сделать дополнительный дубль, чтобы добиться еще лучшего результата, хотя не только мы с Васькой, но и вся группа готова работать на результат сколько нужно.
Л.М Если сравнивать предыдущие серии, то, на мой взгляд, виден явный прогресс. Собака работает гораздо свободнее, естественнее. Я бы сказала, что уровень работы собаки не ниже, чем в знаменитом «Комиссар Рекс». Конечно, этот фильм сильно выигрывает от того, что снят в прекрасном городе Вена с его уникальными, старыми зданиями, некоторые серии - в знаменитой венской опере. Но я знаю, что Тереза Миллер довольно долго готовила и главного героя, и его дублеров к съемкам. Кстати, это и понятно, ведь там начали съемки с совсем молодыми собаками.
А.З. У меня на постановку эпизода всего несколько минут, и моя задача - грамотно объяснить Васе, что от него требуется. Важно еще и то, что у него хороший контакт с главный героем, которого играет Александр Волков. Мы специально еще в самом начале на некоторое время поселили собаку у Саши, и они учились общаться без моей помощи. Сейчас Вася раззнакомился со всей съемочной группой, знает, что такое команда «стоп», «мотор», «начали». Режиссер иногда даже спрашивает: «Ты что, Вася, сценарий читал?» Объяснить, как собака понимает, что от нее требуется, я не могу. Конечно, я как всякий хозяин хорошо знаю некоторые особенности его поведенческих реакций, знаю, как он может сделать то или иное действие, но он не просто исполняет команды - Вася играет роль. Вся съемочная группа утверждает, что Вася талант. Но кроме этого, Вакс настоящий трудоголик, он готов работать столько, сколько нужно. Кстати, работоспособность животного, его желание работать - самое важное условие для любой работы с собакой. Поэтому, работая с собакой, нужно не только стремиться достичь идеального послушания, главное вызвать у собаки интерес к работе, установить с ней тесный контакт, сделать так, чтобы собака понимала хозяина с полуслова, с полу-взгляда. Конечно, чтобы добиться этого, нужно уделять собаке много внимания, затратить много сил и времени. Но только такая собака станет вам настоящим другом и товарищем, будет отлично исполнять любую работу, будь то спорт или служба в милиции, на границе, таможне. Поэтому одна из главных задач профессиональных кинологов не только вывести красивую экстерьерную собаку, но и получить собаку с хорошим темпераментом, неутомимую и пригодную к любой самой сложной работе. Ну и конечно,отдавая щенка в новые руки, помочь будущему хозяину все это понять, научить его правильно воспитывать и понимать свою собаку. Нужно объяснить ему, что хорошая преданная и умная собака это не только гены - это, прежде всего, большой труд и обоюдное желание (и собаки, и хозяина) стать командой. Думаю, нам очень повезло, что мы снимаемся в кино - эта работа доставляет и мне и Васе огромное удовольствие, ведь попробовать себя в новом деле всегда интересно. Несколько вопросов я задала сыну Алексея - Артему. Он стеснялся, как и положено мальчику его возраста, но очень весело играл с Ваксом и совершенно профессионально командовал собакой. Оказалось, что Теме нравятся крупные собаки: овчарки, кане-корсо, мастино-наполетано. На мой вопрос, хотел бы Тима дрессировать маленьких собачек в цирке, мальчик ответил отрицательно - это не интересно.
Судя по всему, в семье Замлынских подрастает новое поколение кинологов-дрессировщиков, об успехе которых мы, возможно, услышим в недалеком будущем. Следующим, с кем мне удалось побеседовать, был Дмитрий Ребров - один из сценаристов фильма, который в это день впервые попробовал себя в качестве артиста, снявшись в небольшой роли, владельца собаки.
Л.М Как вы оказались в роли сценариста этого фильма?
Д. Р. В сценаристы я вообще попал довольно неожиданно. Студия «2В», которая снимает сериал «Возвращение Мухтара», экранизировала мою книгу, сняв сериал «Джек-пот для Золушки». После этого я получил предложение попробовать себя в качестве сценариста других сериалов, в частности и этого.
Л.М У вас есть дома собака?
Д.Р. У меня есть кошка. Вот недавно она окотилась, и я никак не могу пристроить котенка. А собака есть у моей сестры, с которой я очень дружу. Первой ее собакой была девочка-ньюфаундленд, которая, увы, уже умерла. Кстати, ее именем я назвал собаку в одном из эпизодов «Мухтара». Сейчас у сестры другая собака - очень веселый Лабрадор.
Л.М По профессии вы тоже, как я понимаю, не кинолог, не сотрудник милиции, т.е. опыта общения с собакой у вас немного. Наверное, вам непросто писать истории о служебной собаке?
Д.Р, Я профессиональный военный - офицер российской армии, связист. Моя жизнь сделала крутой вираж, неожиданно для себя самого я стал писать и оказался востребован.
Когда мне предложили принять участие в написании сценария для «Возвращения Мухтара», то установку дали такую: «Имей в виду, что у человека, героя сценария, возможности ограничены. А вот Мухтар - может все, поэтому фантазировать на тему собаки можешь как угодно. Поэтому наш Мухтар и соображает лучше, чем многие люди и совершает важные и решительные поступки, мирит героев, утешает женщин - это супер-пес».
Л.М Сегодня вы снимались сами сразу с двумя собаками - на площадке, кроме Васи, работал и английский коккер-спаниель, хозяина которого вы играли. Каковы впечатления?
Д.Р. Это мой первый опыт, и конечно, говорить о каком-то мастерстве не приходится. Кроме того, и профессиональные актеры говорят, что переиграть животных невозможно. Поэтому моя роль была совсем не главной. Могу сказать, что собаки - замечательные партнеры, и никаких проблем для меня в работе с ними не было. Впечатлений у меня очень много, колени дрожат до сих пор. Но для себя я сделал вывод, что актерский хлеб не для меня, лучше я буду сидеть дома за письменным столом и сочинять новые истории.
Л.М С вами очень хочет поговорить Алексей Замлынский, у него есть замечания к сценарию.
Д.Р. Одной из причин моего приезда и было общение с Алексеем, с актерами, чтобы понять, чего съемочная группа и дрессировщик ждут от меня, как от сценариста. Ведь я-то могу придумать что угодно, а они будут ждать от меня совсем другого. И важно, чтобы и Вася мог сделать то, что написано в сценарии. Конечно, Вася может все, он выдающаяся личность и единственное чего не умеет - это говорить. Представляете, насколько легче нам было бы работать, если бы он мог еще и говорить?
Л.М Но, может, за это мы и любим собак - они никогда не возражают, по крайней мере, вслух. А давайте представим, что вы все же решили завести собаку, какой она будет породы?
Д.Р. Скорее всего это мог бы быть коккер. Мне очень понравился мой сегодняшний партнер, именно такие собаки мне и нравятся больше всего - небольшие, веселые.
Мой следующий собеседник - артист Александр Воеводин (в  фильме начальник всех героев майор Хрулев).
Л.М Скажите, вы любите собак?
А.В. Да, собак я люблю. Хотя у меня нет, и никогда не было своей собаки, у меня очень приятные воспоминания детства. Мой дядя был заядлым охотником, он держал спаниелей, с которыми охотился и в лесах, и на болотах. Он много рассказывал мне, мальчишке, об охоте, о собаках, и это запечатлелось в моей памяти.
Л.М А сами почему собаку не завели?
А.В Да жизнь так сложилась, работа, семья, жилищные условия, а теперь будто бы уже и поздно. Но если бы и взял собаку, то все-таки спаниеля.
Л.М Вы уже второй из съемочной группы, кому нравится эта порода. Ваши отношения с Мухтаром претерпели значительные изменения в сравнении с первыми сериями.
А.В. Да, вначале в сценарии было прописано, что я собаку не очень- то люблю, требую, чтобы его не было в отделении. При этом происходят всякие комичные ситуации, но дальше оказывается, что собака очень помогает в работе, и я не только смиряюсь с ее присутствием, но даже начинаю получать удовольствие от общения с Мухтаром. Говорят, что в планах у сценаристов есть даже сюжет, где Хрулев заводит щенка, но этого мы пока не снимали.
Вообще, в фильме с животными я снимаюсь впервые, но не пребывал в сомнениях, когда мне предложили в этом фильме сняться.
Л.М У вас есть возможность сравнить всех собак, которые снимались в этом сериале.
А.В. По роли у меня прямого контакта с собакой почти нет, кроме того, я все же положительный персонаж, и встреча с собакой мне ничем не грозит, поэтому никаких особых трудностей в общении с собаками я не испытывал. Но, глядя несколько со стороны, могу сказать, что Вася самый контактный и общительный из всех снимавшихся животных и успел просто влюбить в себя всю группу. Я не буду скрывать и честно скажу, что именно присутствие в фильме собаки здорово прибавляет популярности фильму.
Вот что рассказал артист Александр Волков (в фильме хозяин Мухтара, Максим Жаров).
Л.М Я прочла, что поначалу вы собаку боялись, и это чуть не стало проблемой?
А.В. Журналисты не только любят приукрашивать, но здорово сочиняют. В одном интервью я сказал, что вначале относился к собаке несколько настороженно. Я не то что бы ее боялся, просто у меня не было совершенно никакого опыта такого общения. Если вы садитесь за руль новой машины, даже имея опыт вождения, то тоже некоторое время будете чувствовать себя неуверенно, пока привыкните. Кстати, Алексей Замлынский мне сказал, что чем больше он работает с собаками, тем более осторожен с чужими животными, пока не раззнакомится. Это нормальная реакция нормального человека.
Л.М И вы приняли радикальное решение - забрали Васю домой. Скажу прямо, не каждый даже опытный человек, не раздумывая, возьмет взрослую собаку в свою квартиру. Одно дело, взять собаку в вольер и совсем другое поселить ее рядом.
А.В. Алексей подробно объяснил мне, что и как я должен делать, какая реакция будет у Васи на то или иное мое действие, что делать не надо. Мы пришли ко мне домой. Вася осмотрелся, я решил его покормить, насыпал корм, налил воды. Собака подошла, понюхала корм, но есть не стала. Оказывается, собаки не спешат есть корм сразу, надеясь, что хозяин даст чего-нибудь повкуснее. Вот и Вася выждал некоторое время, потом все же корм съел. Мы с ним погуляли. На следующий день у нас был эпизод, в котором Мухтар вскакивает на кровать моего героя и утром будит его. Я решил прорепетировать, но, как его не заманивал, забираться на кровать Вася отказывался и все норовил выйти. Но я тоже человекупрямый, поэтому закрыл дверь, и Васе пришлось остаться в комнате. Вскоре мы привыкли друг к другу, тем более, что все это время общались практически двадцать четыре часа в сутки. Вася привык ко мне, стал слушаться и уважать, а я полюбил его ото всей души. Поэтому вскоре взял щенка от Васи. Зовут его Рой, сейчас ему уже девять месяцев, это замечательный пес, который во многом похож на своего отца. На время съемок мы с женой поселились в Киеве, поэтому я хожу дрессировать его к Алексею. Квартиру мы снимаем, и не всем хозяевам нравится, что с нами живет собака, поэтому мы успели уже дважды переехать. Но все это мелочи - ведь у нас есть такая замечательная собака. Я стал настоящим «собачником» и узнал для себя много нового, познакомился с людьми, для которых собака не просто существо, живущее рядом, для них, как и для меня - собака, настоящий друг, важная часть жизни. Теперь я знаю, что в глазах собаки можно утонуть так же, как в глазах любимой женщины.
Л.М. Вы так увлеченно и тепло говорите о собаках. И все, с кем мне довелось здесь пообщаться, тоже говорят о Васе с симпатией. Но вот в знаменитом сериале «Комиссар Рекс» партнеры главного героя все время меняются, по-моему, там уже четвертая или даже пятая смена хозяина Рекса, теперь их даже двое. В прессу просочилась информация, что одной из причин является профессиональная ревность артистов-людей к успеху своего четвероногого партнера. Что вы об этом думаете?
А.В. Если человек считает себя артистом, уверен в своих силах, то такого просто не может быть. Конечно, артисту свойственно желание привлекать к себе внимание камеры, но соперничать с собакой мне кажется просто глупо, а может быть и нечестно. Мы все делаем общее дело, у каждого своя роль, все мы помогаем друг другу, и это приносит успех всем нам и каждому в отдельности.
Л.М. Видимо, Вася как партнер вас устраивает.
А.В. Он не только партнер, но и мой близкий друг, у нас полное взаимопонимание и на площадке, и за ее пределами. Конечно, теперь мне очень помогает и собственный опыт владельца собаки, я многому научился за это время, хотя очень многому еще научиться предстоит.
Л.М. Как я слышала в «кинологических» кругах, вашу работу оценивают очень хорошо.
А.В. Мне очень приятно это слышать. Ведь для этого мы и работаем, чтобы зрители оценили наш труд, поверили нашим героям и полюбили их. И я считаю большой нашей удачей, что у нас сложился такой замечательный уникальный коллектив. Наш дрессировщик не просто дает команды собаке, которая исправно их выполняет, а артисты не просто говорят слова из роли, с опаской поглядывая на собаку. Вася стал душой коллектива, Алексей помог нам понять и полюбить эту необыкновенно умную и талантливую собаку. Скажу, что далеко не каждый фильм снимается в такой доброй и дружественной атмосфере, нам повезло, что все мы встретились.
Алла Ковнир (в фильме Лена Брусникина).
Л.М. Как выяснилось, из всех снимающихся вы единственная настоящая «собачница» со стажем. Алексей Замлынский даже признался, что у вас с Васей свои очень нежные взаимоотношения, кстати, это хорошо видно в фильме.
А.К. Я очень люблю всех животных, и они это чувствуют. У меня дома всегда были животные, и сейчас есть и собака, и кот огромный. С Васей мы знакомы всего полгода, но я его очень полюбила, и он отвечает мне взаимностью. Я его всегда стараюсь угостить чем-то вкусненьким, только прошу, чтобы он не выдавал меня хозяину. Он мне отвечает: «О'кей, не выдам» и от угощения не отказывается. Вася все время норовит меня поцеловать, любит, когда я его глажу. С мужчинами у него, конечно, отношения более сдержанные, а вот мне он отдает всю свою нежность.
Л.М. А какая собака у вас дома?
А.К У меня кавказская овчарка, но такая же ласковая и добрая. Дело в том, что я через Мухтара будто бы передаю привет своей собаке. Когда я обнимаю Васю, я называю его «Мусечка», так же как свою собаку. Я знаю, что так ласково называют собак многие люди, но мой муж, когда смотрит фильм, всегда говорит: «О, это ты привет передала нашему Соломону».
Л.М. Есть ли какая-нибудь разница для вас в работе с разными собаками, которые снимались в фильме?
А.К. Для меня нет никакой разницы, со всеми собаками у меня сложились очень добрые дружеские отношения. Конечно, все собаки по характеру разные. Однако, все они серьезные служебные собаки, у которых только один хозяин, но друзей-то может быть много. Все собаки показали незаурядные актерские способности, чувствовали камеру, хотели сниматься, понимали, что мы одна команда. Кто-то из них был более подвижным, кто-то более сдержанным. Самый ласковый и неутомимый из них, Вася, который снимается один, без дублеров.
Л.М. Что вы почувствовали, когда узнали, что придется сниматься с серьезной собакой?
А.К, Я не колебалась ни минуты. Когда окончились пробы, режиссер сказал: «Мы тебя утвердили, а что скажет собака? Вдруг ты ей не понравишься?» Действительно, иногда кто-то собаке не нравиться, не понятно даже по какой причине. Но когда я пришла на площадку и увидела незнакомую, чужую собаку, то послала некие флюиды, про себя приговаривая: «Все мы братья, все мы одной крови, давай дружить». И собака подошла ко мне, посмотрела в глаза, завиляла хвостом и дала лапу. Она посмотрела на продюсера и глазами сказала ему: «Давай эту девочку возьмем, пусть она играет». Так мы начали работать и всегда находили взаимопонимание и приходили друг другу на помощь.
Л.М. Я пытаюсь узнать, кому же пришло в голову снять продолжение старого фильма «Ко мне, Мухтар».
А.К Я тоже не смогу назвать чье-то имя. Мне кажется, что идея такого фильма просто носилась в воздухе. Мы живем в непростое время, когда многим не хватает тепла, внимания близких, приходится часто сталкиваться с нечестностью, недоброжелательными отношениями между людьми. На экране много насилия, разговоров о деньгах и стремления добиться успеха и разбогатеть любой ценой. В тоже время мы снимаем не просто остросюжетное кино, наш фильм, прежде всего о дружбе - дружбе между людьми, дружбе с собакой. Это очень человечный добрый фильм, хотя нам и приходится в нем бороться с преступниками. Но каждая серия заканчивается обязательно на оптимистической ноте и, выключая телевизор, зритель хоть на секундочку, но верит, что есть еще люди, готовые всегда прийти ему на помощь, есть на свете настоящая дружба, которая может свернуть горы. Аудитория нашего фильма имеет огромный возрастной диапазон, нас смотрят и старики, и дети, и люди среднего возраста. Поэтому мы хотим, чтобы этот фильма учил людей доброте, заботе друг о друге, животных, природе. Иногда мы даже выбрасываем выражения или слова, которые кажутся слишком резкими. Зато ни одна мама не скажет своему ребенку, чтобы он не смотрел наш фильм, ведь он учит ребенка только добру, учит через собаку, человеческому отношению к окружающему миру. И я хочу, чтобы этот сериал снимался еще долго-долго, независимо от того, буду ли я в нем сниматься и дальше, чтобы дети росли с этим добрым человечным фильмом.
Л.М Может быть, вы тоже захотите по примеру Александра Волкова взять щенка-немца после окончания фильма?
A.К,  Знаете, я никогда не выбирала животное в зависимости от породы или престижности. Мне кажется, что каждый должен взять ту собаку, которую он просто не может не взять. Знаете, так бывает - увидишь собаку или кошку - и пройти мимо не сможешь. Но конечно, немецкие овчарки - это замечательные собаки. Они необыкновенно умные, веселые, преданные, а именно этого так часто не хватает в жизни людям.
Виктор Низовой (в фильме Толик Щепкин).
Л.М, Когда вам предложили играть с тремя партнерами, один из которых собака, вас это не смутило? Ведь насколько мне известно, играть с животными вам до этого не приходилось?
B. И. Меня это совершенно не смутило, наоборот, мне было интересно. Хотя играть с животными до этого фильма мне не приходилось, да и животные, если и появляются в нынешних сериалах, то обычно только эпизодически. Кроме «Возвращения Мухтара» можно вспомнить разве что сериал «Участок», где Сергей Безруков играет с бассет-хаундом.
Л.М Конечно, опыт играет большую роль в вашей работе, а у вас теперь у вас есть и такой редкий как длительная работа с собакой. Как складывались ваши отношения с разными собаками в ходе съемок?
В.Н Я почему-то часто провожу аналогию между театром и футболом. Вот спросите, какое чемпионство или титул для футболиста самый ценный. И, почти, наверняка, он ответит, что последний. Не буду оригинальным и я, по­этому скажу, что на этот момент самые лучшие отношения у меня с замечательным Васей. Он весь в нас, в нашей работе, а мы все в нем. Конечно, большую роль в этом играет и приобретенный опыт. В первом фильме, меня за что-то невзлюбила собака, и сцены приходилось ставить, учитывая это обстоятельство. Сейчас идет «Возвращение Мухтара-2», мы смотрим на замечательного Цейсса - это был умнейший пес, с ним никаких проблем не было и, всем очень горько, что его уже нет, для нас это была тяжелая потеря. С собакой больше всех работает Саша, но и мы не можем оставаться в стороне. Видимо, следствием накопленного всеми нами опыта и было решение, чтобы Волков получил возможность установить с Васей более тесный контакт - собака в начале работы жила у него дома. А теперь мы видим результат - они замечательные товарищи, хорошо понимают друг друга, а потому и наша работа стала более качественной.
Л.М А если бы вам предложили сняться в главной роли в фильме, где вашим напарником будет собака, вы бы согласились? В.Н Меня бы такое предложение не испугало, хотя, конечно, все знают, что переиграть животное и ребенка почти невозможно. Но я бы поставил условие, чтобы мне дали возможность хотя бы три месяца, чтобы установить с собакой контакт, чтобы мы жили вместе, я бы ее кормил, выгуливал, играл с ней, чтобы она полюбила меня, а я бы научился ее понимать.
Л.М Дома у вас есть домашние животные?
В.Н Мы с женой пока живем с моими родителями, а у отца аллергия на все пушистое, в частности на шерсть животных. Но когда у нас будет собственное жилье, я бы хотел завести собаку. Не хочу обидеть собак других пород, но рядом с собой я сегодня вижу только немецкую овчарку - это просто замечательная собака, умная, надежная, веселая,ласковая с близкими.
Л.М Если фильм популярен, то артистов начинают узнавать на улице. Вас узнают?
В.Н, Узнают и подходят самые разные люди, многие благодарят за фильм, хвалят за то, что снимаем такой добрый и нужный сериал. Узнают и Аллу, и Сашу, а если бы мы вышли еще и все вместе с Ваксом, думаю, проходу бы не дали. Не буду скрывать - это приятно.
И конечно, я не могла не побеседовать с режиссером-постановщиком фильма Владимиром Борисовичем Златооустовским.
Л.М Владимир Борисович, я знаю, что у вас славная и долгая кинематографическая биография: вы снимались в кино как актер, уже давно снимаете фильмы сами, а, кроме того, много известные песни из фильмов спели тоже вы.
В.З В фильмах я спел около двадцати песен, некоторые из них запомнились зрителям, например, песня из фильма «Офицеры», кстати, в этом фильме я работал вторым режиссером.
Л.М После таких серьезных работ, как вы отнеслись к предложению снять фильм с собакой в главной роли?
В.З. Нет, меня такое предложение не смутило. У меня уже был опыт работы в кино с животными, когда-то я снял фильм «Колыбельная для мужчин» с Люсьеной Овчинниковой в главной роли. Ее героиня - женщина, ослепшая из-за контузии во время войны. У нее есть собака-поводырь, которая очень помогает своей хозяйке. Для этой роли мы взяли специально обученную собаку. Это была небольшая черненькая собачка, которую звали Тучка - необыкновенная умница. Вот после этой работы я и полюбил собак. Поэтому опыт работы с животными у меня уже был.
Л.М Сценарий - сценарием, но на деле именно вы решаете, какие действия в том или ином эпизоде будет совершать собака. И для этого вы должны хорошо знать, чего можно от четвероногого артиста требовать. Со стороны хорошо видно, что с Васей у вас налажено полное взаимопонимание.
В.З. Без этого нельзя. Немецкие овчарки - очень умные собаки. Люди несведущие иногда говорят, что все они на один, мол, манер, воспитаны на собачьей площадке, только и умеют, что команды выполнять. Но на самом деле, каждая из этих собак - личность, каждая воспитан другим человеком. В предыдущем сезоне у нас в фильме снималась чудная собака - Цейсс. Очень умный и воспитанный пес, но с совершенно другим характером - более строгим, сдержанным. И слушал он только хозяина, меня и очень плохо слушал Сашу Носика, который играл в первых двух частях сериала.
Л.М. Поэтому вы и предложили Волкову установить контакт с собакой еще до съемок?
В.З. Да, это была моя идея. Я привез Сашу в Киев за неделю до съемок и сказал, что как бы ему ни было трудно, надо пожить рядом с собакой и найти с Васей общей язык. Результат вы видите, пес не отходит от Волкова на площадке, собака прекрасно понимает, что перед камеорой он должен слушать не только Алексея, но и Сашу.
Л.М. Но даже прекрасно выдрессированная собака - это не автомат, у нее тоже может быть плохое настроение.
В.З. Конечно, если собака по какой-то причине не хочет сделать то-то и то-то, заставить ее почти невозможно. Как замечательно Цейсс играл, какие сложные задания выполнял, но помню такой случай. Цейсс очень быстро научился лапой выключать будильник и прятать мобильный телефон. И вот надо снять простой эпизод. Собака берет с дивана трубку мобильника, несет его и бросает в мусорное ведро. Раньше он это уже делал и неоднократно, но в тот день... Идет к дивану, берет трубку, подходит к ведру и стоит над ним. Казалось бы, чего проще, ведь уже взял, принес, осталось только открыть рот - и кадр готов. Но нет, стоит, смотрит на нас, а бросать не желает. Камера работает, мы ее не выключаем, ждем. И все дружно громким шепотом «кричим»: «Фу, брось...» Цейсс постоял, потом размахнулась и выбросила телефон из кадра. Затем направился к своей подстилке, лег и отвернулся.

Поэтому иногда приходится хитрить и снимать нужный эпизод с учетом этих обстоятельств, например, пользуясь комбинированной съемкой, ведь у нас очень жесткий график. Кстати, это причина того, что не всегда удается полностью использовать весь потенциал собаки, просто нет времени, чтобы снять лишний дубль. Цейсса похоронили в мае прошлого года, в красивом месте, в лесу. Мы очень тяжело это пережили, почти все плакали, чувствовали себя осиротевшими. Но надо было продолжать работу, и через некоторое время был объявлен кастинг. Так в нашей команде появился Вася.
Л.М. Наблюдая за съемкой, я отметила, что Вася просто горит желанием работать. Когда он не занят в сцене, то смотрит в щель прикрытой двери, следит за тем, что происходит на площадке и готов броситься по первому зову.
В.З. Сегодня Вася ворвался на площадку как ураган. Бросился со всеми здороваться, толкался, обнимался, всех облизал, и вид имел просто счастливый. За десять дней праздников, как сказал Алексей, он просто истомился. Все время заглядывал хозяевам в глаза, скулил - просился на работу. Хотя, конечно, и у Васи бывают дни, когда он не очень нас слушает, настроение не то.
Л.М. А есть такой кадр, такой эпизод, которым вы особенно гордитесь, который сложно было снять?
В.З. Знаете, вот что-то особенное выделить мне трудно. Сложно, например, снимать захват «преступников». Вначале, как вы понимаете, бежит актер. Потом в его одежду переодевается или Замлынский, или кто-то из его помощников - Алексей Драпиев или Андрей Сахно. Надо, чтобы собака пошла в то место, которое нам нужно, стала бы трепать «бандита», повалила бы его и при этом дублер не должен показать свое лицо.
Л.М. Был ли случай, когда собака удивила вас своей игрой?
В.З. Вася это делать умеет. Недавно был такой случай. По сценарию, Вася должен поднять с земли потерянное милицейское удостоверение. Вы знаете, что очень небольшой и, главное, плоский предмет собаке с земли из-за анатомическимх особенностей строения ее головы поднять трудно. Алексей предлагает сделать комбинированные съемки. Сначала собака наклоняется и нюхает предмет - мы снимаем, а потом кладем удостоверение ему в зубы - и снова снимаем - эпизод готов. И вот начинаем съемки. Вася выскакивает из машины идет к удостоверению, лежащему у заднего колеса... и легко берет его в зубы. Повторяем еще раз - снова берет. Оказывается, даже хозяин не все знает о способностях своей собаки.
Л. М. У вас есть домашние животные?
В.З. У меня уже четырнадцать лет живет замечательный сибирский кот Степан. Это замечательное создание, необыкновенно умное и преданное. Степа у меня почти как собака понимает все, даже команды выполняет. Дома он никогда не шкодничает, не метит углы, не пачкает, даже на кошачий лоток ходит по команде. Зато на даче, он метит весь периметр забора и горе тому, кто нарушит границу его территории, хотя сам гуляет, где хочет. Я уже второй год снимаю в Киеве и своего любимца, к сожалению, вижу сейчас редко.
Л.М. Как долго еще будет сниматься сериал?
В.З. До марта мы должны снять 100 серий третьего сезона, и с 15 мая этого года запланирована съемка еще 80 серий. Какие планы у руководства студии «2В» на более отдаленное будущее мне пока неизвестно. Но четвертый сезон сериала «Возвращение Мухтара» снимем.

 

Беседовала Людмила Миропольская
Фото: Владислав Бойко
Журнал "Ты и собака" № 8-10
статья любезно предоставлена для нашего сайта
главным редактором журнала Людмилой Миропольской
копирование строго запрещено!
  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru Цена wolcha.ru
Наименование Количество Цена / 1 шт.
Всего: 0 руб.