Подготовка к поиску наркотиков О.Н. Ерофеева

ПОСТАНОВКА НА ЗАПАХ (аппортировочные игры)

Во время данного этапа обучения используется аппорт, внутри которого находится 10-15 г гашиша.

Продолжительность: 6-9 учебных дней; осуществляется в такой последовательности: игры в "перетягивание"; игры в "забрасывание"; игры в "запрятывание".

Цели:

1. Начало формирования поисковой доминанты:

знакомство и запоминание собакой запаха наркотика;

выделение собакой аппорта как значимого стимула;

выработка элементарных навыков поиска;

первоначальный этап формирования стереотипности поведения собаки.

2. Развитие у собаки инициативы и настойчивости. Основные принципы: "От простого к сложному".

Создание игровых ситуаций.

Отсутствие принуждения.

Обязательное разнообразие мест проведения занятий.

Места проведения: знакомые собаке при проведении базовой дрессировки.

На этом этапе обучения начинается непосредственное формирование поисковой доминанты, лежащей в основе работы собаки по поиску наркотиков. Таким образом, данный этап оказывается едва ли не решающим, поскольку формирование поисковой доминанты -процесс, требующий высокой степени подготовленности кинолога. Любые, казалось бы, мелкие оплошности и отступления, неумелые, небрежные или поспешные действия кинолога могут впоследствии оказаться включенными в число факторов, организующих данное поведение, и окажут негативное влияние.

Необходимым условием формирования доминанты является наличие стимула, вызывающего ее возбуждение. Запах наркотического вещества, незнакомого и поэтому не представляющего интереса для собаки, в процессе "аппортировочных игр" предстоит сделать для собаки значимым, сделать стимулом, адекватным для проявления желательной поисковой реакции.

Упражнения построены так, что последовательное их выполнение поможет выделить среди других запахов и запомнить именно тот запах, который необходим - запах наркотика.

 

Игры в "перетягивание"

Продолжительность в течение 2-3 дней, 8-10 игр ежедневно, не более 5 минут каждая Места проведения; не имеющие сильных отвлечений - тихие, спокойные площадки, места прогулок, вблизи стоящего грузового и легкового автотранспорта, около зданий и т.п. Дополнительные условия: собака на рабочем поводке.

Знакомство собаки с запахом наркотика происходит во время проведения игр в "перетягивание", которые позволяют собаке запомнить и выделить запах наркотика из других индифферентных запахов, сделав его значимым.

Этот прием весьма адекватен, поскольку игровое поведение характерно для данного вида животного и, кроме того, игры в "перетягивание" базируются на завершающей фазе охотничьего поведения хищников, только в нашем случае объектом-заменителем добычи служит аппорт с запахом наркотического вещества. Игры в "перетягивание" создают ситуацию, которая позволяет переориентировать "убиение жертвы" на хватку зубами аппорта. Повторяясь, игры в "перетягивание" развивают у собаки стремление к обладанию аппортом, так называемую "жажду добычи", а постоянная победа в "борьбе" за него вызывает положительные эмоции и служит сильнейшим подкреплением желательного поведения собаки.

Положительные эмоции, испытываемые собакой при игре, позволяют ей достаточно быстро ассоциировать аппорт с тем удовольствием, которое она получает при игре. Следует помнить, что прочность запоминания во многом зависит от силы эмоций, проявляемых животным в игровых ситуациях, причем влияние оказывают не только положительные, но и отрицательные эмоции. Поэтому во время обучения чрезвычайно важно исключить все отрицательные моменты, которые могут повлиять на "настроение" собаки.

Необходимо соблюдать несколько правил, которые помогут собаке "полюбить" аппорт так сильно, что при дальнейшем обучении игра в "перетягивание" станет подкреплением всего поиска.

Этих правил немного, но они очень важны.

Категорически исключается принуждение и отрицательное подкрепление (рывки, удары, угрожающие жесты и интонации).

Кинолог эмоционально и активно поощряет собаку к овладению аппортом, выражая одобрение всем своим поведением.

В игре всегда "побеждает" собака.

Отбирать аппорт надо больше уговорами и хитростью, чем силой, Неоднократно повторяясь, игры в "перетягивание", подкрепленные собственной победой и поощрительным поведением кинолога, вызывают у собаки сильные положительные эмоции и позволяют ей без труда ассоциировать аппорт с постоянно ему сопутствующим запахом наркотика.

Следует помнить, что кусание собакой аппорта, хватка его зубами является очень важным моментом при обучении, позволяющим собаке не только постоянно ощущать "вкус победы", но и получать полное удовлетворение от своего поведения, так как хватка зубами аппорта позволяет полностью снять специфическое возбуждение, т.е. приводит к снятию доминанты. Поэтому в период всего обучения после обнаружения "закладки" собака должна иметь возможность схватить ее зубами.

Использование "закладок" в виде неупакованного наркотика допустимо только в последней стадии обучения поиску, не может быть частым и обязательно должно чередоваться с "закладками", которые собака может схватить.

При проведении упражнений собака должна быть на рабочем поводке, чтобы исключить закрепление ситуации, когда с аппортом в зубах собака убегает от кинолога.

 

Методика проведения упражнений

1. Кинолог, называя кличку собаки, привлекает к себе ее внимание.

2. Вынимает из кармана аппорт и разыгрывает им собаку, причем делает это артистично - приглашает собаку к игре, отступая, тем самым провоцируя ее двинуться за "убегающей добычей". Затем берет аппорт за края обеими руками, оставляя посередине место для пасти собаки, и дает ей возможность схватить аппорт.

3. Как только собака схватит аппорт, начинается игра в "перетягивание", т.е. собака тянет аппорт на себя, кинолог - на себя, постепенно уступая собаке. Перетягивание продолжается до первого сильного рывка собаки, после которого аппорт сразу выпускается из рук. Часто приходится довольно долго ждать этого момента - собака еще не вошла во вкус игры и "стесняется" вырвать предмет из рук хозяина; она еще ни разу не ощутила "вкуса победы" и для нее аппорт - лишь хозяйская игрушка, а не собственная добыча.

Постепенно игры в "перетягивание" становятся продолжительнее, кинолог "борется" с собакой за аппорт все активнее, но всегда уступает ей, и собака остается победителем.

Забирать аппорт у собаки нужно более уговорами, нежели силой, особенно в начале обучения, пока у собаки еще не выработано сильное стремление к обладанию аппортом.

Забрав аппорт, кинолог убирает его в карман и, похлопывая по нему, хвалит собаку. Аппорт всегда находится в одном и том же кармане.

Для того чтобы определить степень заинтересованности собаки аппортом, проводится проверка, которая осуществляется в месте проведения игр в "перетягивание".

 

Методика проверки

Кинолог, держа собаку на поводке, вынимает из кармана аппорт и разыгрывает им собаку.

Аппорт забрасывается на 4-5 м в редкие кусты, густую невысокую траву (простое, но не открытое место).

Кинолог, оставаясь на месте, быстро обводит собаку вокруг себя и спускает с поводка.

4.         После нахождения аппорта и подноса его кинологу собаку хвалят, берут на поводок, играют в "перетягивание".

5.      Аппорт забирается и кладется в карман.

Проверка считается успешной, если спущенная с поводка собака энергично бежит за аппортом, находит его и приносит кинологу. В этом случае можно считать, что у собаки установлена положительная связь с аппортом, существует контакт с кинологом и можно переходить к следующему этапу обучения.

Если собака заинтересованно находит аппорт, но, схватив его, убегает и не подходит к кинологу, необходимо при дальнейшем обучении обратить внимание на отработку приема "подзыв" и установление более крепкого контакта между собакой и кинологом. В этом случае также можно переходить к следующему этапу обучения.

Если спущенная с поводка собака не ищет аппорт или не обращает на него внимания, необходимо проанализировать причины, которые могли это вызвать. Если эти причины неустранимы, такая собака считается непригодной к дальнейшей дрессировке.

 

Игры в "забрасывание"

Продолжительность: 2-3 дня, ежедневно 8-10 упражнений.

Место проведения: небольшое помещение, салон и багажник легкового автомобиля, кабина и кузов грузовика, салон автобуса, темные помещения, контейнеры, складские помещения, пустые вагоны поезда и т.п.

Упражнения заключаются в том, что собака должна схватить и принести аппорт, куда-либо заброшенный кинологом или инструктором.

В начале данного этапа аппорт бросается так, что собака видит место, куда он упал. Затем забрасывания усложняются, в них вводятся элементы поиска:

1. Аппорт бросается таким образом, что собака видит только траекторию броска, но сам упавший аппорт ей не виден. Здесь следует пояснить, что хотя собака в этих упражнениях уже начинает искать, но присущая ей способность к экстраполяции позволяет делать это, не пользуясь чутьем в полном объеме. Поэтому следующие упражнения строятся так, чтобы собака была вынуждена полностью воспользоваться чутьем.

2. Аппорт забрасывается в темное помещение (контейнер, вагон, закрытый кузов автомобиля и т.п.).

3. Кинолог забрасывает аппорт так, что собака, чтобы до него добраться, должна преодолеть какое-либо препятствие или "неудобство" - взобраться по лестнице или трапу, пролезть в узкую щель, на что-нибудь запрыгнуть и т.п.

Нужно знать, что, хотя последовательность упражнений изложена в порядке возрастания их сложности, но на практике, дойдя до выполнения сложных упражнений, необходимо их чередовать с самыми простыми, чтобы дать психологическую разгрузку собаке.

Все эти приемы позволяют не только всякий раз создавать условия для формирования доминанты, но и, чередуя ситуации и усложняя их, дают возможность собаке выделить среди прочих главные (значимые) стимулы.

Этому способствует также и постоянное эмоциональное подкрепление кинологом желательных действий собаки во время проведения упражнений и игра с ней в "перетягивание", которой обязательно должно завершаться каждое упражнение.

 

Методика проведения "забрасываний"

Кинолог привлекает внимание собаки и вынимает из кармана аппорт.

Собака разыгрывается аппортом.

Аппорт на глазах у собаки забрасывается в....

Одновременно с подачей команды "Ищи!" собака спускается с поводка. К концу этапа можно ввести выдержку перед пуском (без усадки собаки) - 5-10 сек.

После обнаружения и подноса аппорта - игра с собакой в "перетягивание". Собака берется на поводок и выводится с объекта работы.

Аппорт забирается и кладется в карман. Не забывать о похвале!

Этот этап обучения считается успешным, если собака, не отвлекаясь на встречающиеся препятствия, активно бежит за аппортом, целеустремленно ищет его и с удовольствием приносит кинологу. Чтобы убедиться, что аппорт стал для нее значимым стимулом, проводится проверка, которая также дает возможность отчасти понять индивидуальную манеру обозначения собакой найденного предмета.

 

Методика проверки

1.         Кинолог, держа собаку на поводке, разыгрывает ее аппортом.

2.         Аппорт кидается помощнику, который на глазах у собаки прячет его под

деревянный (решетчатый) ящик.

Кинолог усаживает собаку и дает 10-15-секундную выдержку

После подачи команды "Ищи!" собака спускается с поводка Кинолог остается на месте, не поощряя собаку и не помогая ей.

После попыток собаки достать аппорт, помощник чуть приподнимает ящик и дает собаке возможность схватить аппорт.

После подноса собакой аппорта кинолог хватит ее, берет на поводок, играет в "перетягивание" и выводит с объекта работы.

Аппорт забирается и кладется в карман.

Проверка считается успешной, если собака, царапая ящик когтями, хватая его зубами, толкая носом, целеустремленно и азартно старается достать аппорт.

 

Игры в "запрятывание"

Продолжительность: 2-3 дня, ежедневно 8-10 упражнений.

Места проведения: те же, что на предыдущем этапе, и все объекты, знакомые по базовой дрессировке.

Игры в "запрятывание" можно считать переходным этапом к истинно поисковой работе. Они стимулируют у собаки исследовательскую активность, способствуют развитию настойчивости и интенсивности "обозначения" собакой найденного аппорта, усиливают его значимость как стимула. Самое важное, что игры в "запрятывание" учат собаку пользоваться чутьем.

При этих играх аппорт прячется на глазах у собаки в знакомый ей объект сокрытия (багажник, ящик стола, салон автомобиля) Собака не видит точного местонахождения аппорта, и, для того чтобы его найти, она обязательно должна воспользоваться чутьем. При внимательном наблюдении кинолог может увидеть, как закладывается манера обозначения собакой найденного предмета, что в дальнейшем поможет ему правильно понимать сигналы собаки при поиске. Подкрепляющее поведение кинолога будет способствовать также развитию силы этих обозначений.

Для развития силы обозначений и "жажды добычи" дополнительно к усложнениям предыдущего этапа добавляются такие условия, чтобы уже найденный (причуянный) аппорт собаке достаточно сложно было вытащить (прищемлен дверцей, придавлен колесом, привязан тонкой бечевой, придерживается рукой и т.д.).

Необходимо отметить, что введение "препятствий" на данном этапе обучения оказывает действие, стимулирующее желательное поисковое поведение - сформированная к этому моменту доминанта по законам естественного функционирования будет усиливаться при введении дополнительных раздражителей. Поэтому создаваемые нами "неудобства" при попытках собаки вытащить "сопротивляющуюся" добычу являются стимулом к всё более азартным и энергичным попыткам, позволят собаке проявить настойчивость и инициативу при доставании аппорта.

На данном этапе обучения начинается формирование стереотипности действий собаки при начале поиска. Для этого перед началом пуска кинолог дает собаке команду "Сидеть!", добиваясь 5-10-секундной выдержки. Впоследствии этот прием будет не только служить сигналом к началу работы, но и позволит собаке сконцентрироваться (нацелиться) на выполнении определенной задачи.

Кроме того, в дальнейшем при выполнении поиска этот прием, точнее команда, его означающая, включится в комплекс значимых для возобновления доминанты стимулов и окажет активизирующее действие на инертную собаку, а сверхактивную вынудит сконцентрироваться на предстоящей работе.

При играх в "запрятывание" уже необходим помощник, который держит собаку, в то время как сам кинолог прячет аппорт. Почти вся дальнейшая работа по поиску в период обучения требует участия помощника.

 

Методика проведения упражнений

Кинолог вынимает из кармана аппорт и, держа собаку на поводке, разыгрывает ее аппортом, после чего передает собаку помощнику.

Отходит от собаки и на ее глазах прячет аппорт в ...

Подходит, берет собаку у помощника, усаживает у ноги и дает 5-10-секундную выдержку.

Подает команду "Ищи!", одновременно спуская собаку с поводка.

При попытках собаки достать аппорт кинолог поощряет собаку, одновременно создавая ей "неудобства".

После подноса собакой аппорта кинолог играет с ней в "перетягивание", берет на поводок и выводит с объекта работы.

Вне объекта работы кинолог забирает аппорт и кладет его в карман. К окончанию этого этапа собака уже хорошо знает запах лежащего в аппорте наркотика, так как у нее закреплена ассоциация аппорта с постоянно сопутствующим ему запахом, и будет несложно перевести собаку на поиск знакомого ей запаха, в какую бы упаковку наркотик не был завернут.

 

ОБУЧЕНИЕ ПОИСКУ

Продолжительность: 20-30 учебных дней: "простой" поиск; "усложненный" поиск.

Цели

1. Обучение кинолога правильному управлению собакой и отработка его действий при поисковой работе

2. Формирование и развитие у собаки поискового поведения. Основные принципы; "От простого к сложному", Создание игровых ситуаций. Отсутствие принуждения

Разнообразие мест проведения упражнений, ситуаций и условий поиска, сложности и запрятываний.

Обязательные условия:

Всегда положительный результат работы

Использование различных материалов при упаковке "закладок"

Чередование разного веса наркотика в "закладках"

Размер и надежность упаковки "закладок" позволяющие собаке схватить их зубами (в начале курса). Вводится нечастое использование "чистых закладок" (неупакованного наркотика) - в конце курса

Чередование упражнений с прогулками, отдыхом приемами на "подчинение", преодолением препятствий.

Места проведения: не имеющие сильных посторонних раздражителей, знакомые собакам по предыдущему курсу (в начале курса); места практического применения поисковых собак или места, имеющие сильные посторонние отвлечения (в конце курса).

Правила подготовки мест поиска

Где бы ни проводилась работа, до начала поиска кинолог обязан подготовить место работы, чтобы обеспечить безопасность и возможность относительно свободного передвижения собаки по объекту. Кроме того, ряд несложных правил позволит лучше организовать работу собаки.

1. Кинолог должен внимательно осмотреть место предполагаемого поиска и принять меры, исключающие травмирование и испуг собаки, и факторы, могущие вызвать отказ от работы:

 

- удалить или обезопасить острые, колющие, режущие предметы;

- отключить или обезопасить электроприборы; -закрепить ящики, коробки и прочие неустойчивые предметы;

- не допустить контакта собаки с едкими, токсичными, остропахнущими веществами;

- удалить домашних животных, могущих находиться в закрытых коробках и ящиках.

2. Кинолог обязан проверить наличие и надежность вспомогательных средств или предметов, могущих их заменить (трапы, лестницы, подставки, доски и т.п.), и иметь при себе инструменты, необходимые для работы (фонарик, набор отверток и т.д.).

Известно, что поиск требует от собаки огромного напряжения и самая сильная нагрузка ложится на чутье собаки. Обонятельная система собаки характеризуется высокой степенью совершенства, поэтому при поиске наркотиков, который возможен, естественно, за счет работы обонятельной системы, прежде всего, необходимо учитывать ее особенности. Несмотря на то, что обонятельная система собаки развита много лучше, чем у человека, законы ее функционирования у нас общие.

В данном контексте особенно важен учет таких факторов, как адаптация и маскировка.

АДАПТАЦИЯ как временное понижение чувствительности обоняния возникает при относительно длительном воздействии запаховых частиц.

МАСКИРОВКА заключается в том, что при воздействии запаха сильной концентрации может наступить временное снижение способности ощущать запах в меньшей концентрации.

Иерархические отношения в группе человек - собака традиционно сложились так, что роль вожака в ней принадлежит человеку. Но есть случай, когда человек передает лидерство собаке: это древнейший вид использования собаки - охота. Человек не обладает способностями, позволяющими ему по запаху отыскивать зверя, и охотники, прекрасно эго ловимая, всегда доверяются изумительному чутью собаки. В любой работе, требующей использования чутья, будь то охота, следовая работа, горноспасательная, газо- и рудорозыскная службы, поиск наркотических и взрывчатых веществ, ведущая роль принадлежит собаке, но только человек может обеспечить тщательность и результативность работы, правильно подготовив и организовав поиск.

Существуют правила, которые помогут кинологу на время передать лидерство собаке, развить ее самостоятельность - соблюдать дистанцию от собаки при проведении "свободного поиска", не давить на собаку, отступать назад при заинтересованности собаки каким-то местом, позволить ей разобраться самостоятельно, верить собаке, не добиваться повторного обнюхивания уже осмотренного участка если собака сама не потянет, использовать правильную интонацию при поощрении собаки.

В практической работе главная задача кинолога - вовремя заметить изменения в поведении собаки, которые указывают на присутствие где-то спрятанного наркотика, а заметив их - так скоординировать свои действия и работу собаки, чтобы она как можно более точно обозначила сокрытие.

Кинолог никогда не должен предполагать "удобные" для сокрытий места и направлять к ним собаку. Нельзя "искать глазами", необходимо строго придерживаться определенной последовательности осмотра объектов поиска, т.е. соблюдать систему поиска.

Поиск - работа для собаки тяжелая, и кинолог должен суметь сберечь ей силы, не позволить растратить их на суетливую, беспорядочную беготню. Для этого необходимо провести правильную предварительную подготовку места поиска, знать виды и соблюдать систему проведения поиска, и, безусловно, уметь распознавать сигналы собаки на поиске, уметь понять, что "говорит" собака".

Знание этих особенностей поможет понять важность следующих действий кинолога:

1.         Необходимо проветрить все, что может быть проветрено. Проветривание закрытого помещения (кабины, багажника, комнаты и т.д.) исключит влияние адаптации и маскировки на обоняние собаки и позволит ей точнее определить истинное нахождение источника запаха, так как запах в закрытом помещении по многим причинам может относиться током воздуха и застаиваться в совершенно непредсказуемых местах, далеко от источника.

2.         Кинолог при подготовке места поиска должен постараться, как можно меньше оставить запах своих рук на предметах и поверхностях, к которым ему пришлось прикасаться, так как запах хозяина привлекает излишнее внимание собаки именно к данным предметам.

Инструктор же, напротив, при сокрытии "закладок" должен "наследить" как можно больше в местах, не связанных с "закладками", чтобы не вызвать у собаки ассоциацию своего запаха с запахом спрятанного наркотика.

В дальнейшем при проведении занятий инструктор должен стремиться к "чистоте" запрятываний и вообще, к чистоте запаха - стараться не оставлять своего запаха на "закладках" и при проведении запрятываний (прятать пинцетом, в перчатках, поручать помощникам).

Кроме того, во время предварительного осмотра места работы кинолог должен обратить внимание на направление ветра (на открытом месте) и проверить ток воздуха в помещении, чтобы учесть эти факторы при работе собаки.

Сигналы собаки при поиске

При проведении поиска кинологу следует очень внимательно наблюдать за поведением собаки, чтобы заметить реакцию, когда она "поймала" запах, а также сигналы, даваемые ею при приближении к источнику запаха.

Очень важным моментом является первая реакция собаки при свободном поиске. Эта реакция может выражаться одномоментно - в секундной приостановке или резком изменении темпа направления движения, в повороте

Деньги пахнут - овчарка находит их по запаху

Теперь точно известно, что деньги действительно пахнут - немецкая овчарка Зара с саратовской таможни России находит деньги по запаху. Зара служит на таможне, причём, в отличие от большинства своих четвероногих коллег, она натренирована искать именно крупные суммы денег, а не наркотики или взрывчатку. Таких спецов, как Зара,
  • 80

В полицию Израиля впервые призвана глухая кинолог

19-летняя Шахаф Каравани, жительница Хадеры, стала первой глухой женщиной, принятой на работу в израильскую полицию. Статья Ицика Сабана, посвященная девушке, вышла 30 января в газете "Исраэль а-Йом". По информации издания, Шахаф проходит срочную армейскую службу в подразделении кинологов полиции. В июле 2013 года Шахаф
  • 100

Узбекский кинологический центр

Центр, в котором собак готовят для антитеррористических и антинаркотических операций, является единственным в своем роде в Центральной Азии. «За годы работы центра было подготовлено около 3 000 специалистов-кинологов и столько же служебных собак», - сказал Шердор Ташхуджаев, старший инспектор Кинологического центра.
  • 40

Закономерности условно-рефлекторной деятельности у собак

Впервые закономерности условно-рефлекторной деятельности были изучены и установлены И. П. Павловым в опытах на собаках. Дальнейшие исследования проводились его учениками на различных животных. Содержание многих закономерностей высшей нервной деятельности раскрывает сущность дрессировки, объясняет ее правила, позволяет понять и
  • 100

Собаки на службе - поиск наркотиков

О собаках, которые ищут наркотики Это просто такая работа Я хочу рассказать об одной, из собачьих nрoфессий, вокруг которой бродит просто невероятное количество слухов и домыслов. Речь идет о собаках, работающих по поиску наркотиков. Наверное, каждый, кто пересекал границу, хоть однажды, то видел пограничника или таможенника с
  • 80
Страницы:
1 2 3 4

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив