Можно помочь почти любой собаке, но не каждому владельцу

Интервью с Любовью Гиненко, которая, кстати, не только тренирует собак и помогает их владельцам справиться с проблемами поведения у их питомцев, но и придумывает для собак самые настоящие собачьи игры.

— Любовь, вы обучались на курсах тренеров у одного из самых известных и востребованных специалистов Анне Лилл Квам. Я понимаю, что это уникальный опыт, один из тех шансов, которые выпадают раз в жизни, но все же что особенного именно вам дало обучение у Анне Лилл Квам?

— Да, это огромная удача и честь — учиться у таких специалистов. Я могу сказать, что Анне Лилл не только высококлассный специалист мирового уровня в работе с собаками, но и с людьми тоже. И в течение всего периода обучения мы постоянно задавали вопросы Анне Лилл о ее опыте работы с владельцами, о технологиях консультирования, ошибках, успехах. Для меня все это было очень ценно, ведь, по большей части, работа тренера состоит в обучении людей, как учить их собак. Кроме того, Анне Лилл обладает даром вдохновлять, поэтому атмосфера на ее занятиях комфортная, рабочая, время летит незаметно, и результаты студентов не заставляют себя ждать. Вообще, сама возможность общения с человеком такого уровня и опыта — это огромный и ценнейший ресурс.

— Вы много работаете с собаками и людьми. Скажите, какие ошибки допускают люди чаще всего при общении со своими собаками?

Собачьи соцсети?

Общение, социальные контакты, новые впечатления и информация – все это потребности, которые собаки разделяют вместе с нами. И кроме личного общения – нос к носу, так сказать, собаки получают сведения о жизни представителей своего вида (и не только своего) с помощью обоняния.

Для собак во время прогулки оставление своей метки – это что-то вроде сообщения «Здесь был Вася». С человеческой точки зрения выглядит так же неэлегантно, а для собак – ценнейший и интереснейший источник информации. И поэтому наши четвероногие так охотно утыкаются носом в углы и деревья – ведь это кладезь новостей! У нас на углу есть дерево, мы называем его «соцсеть», потому что это место, где столько новостей, что наша собака может стоять там не одну минуту, и никогда не обходит его стороной.
Нам, владельцам, важно помнить и уважать эту потребность собаки – как оставить свой след, так и обнюхать все это безобразие.
Очень частая ошибка хозяина, когда собака остановилась что-то понюхать, а он спешит, или просто у него есть цель «дойти вон до того столба и обратно», что будет для него означать «я свой долг выполнил, собаку выгулял».
Это очень нечестно и вызывает раздражение у собаки. Представьте, что вы сели смотреть увлекательное кино, или интересную новость, и тут вас кто-то грубо хватает за руку и тащит в другую сторону. Для собаки обнюхивание следов других животных – это выпуск новостей. Ей это интересно, ей это важно, ей это ценно.

Почему у волка и собаки разные названия?

Итак, почему у собаки и волка разные названия?

Странный вопрос, не правда ли? И ответ вполне логичен: это разные виды животных. Наверное, сейчас вам так и хочется сказать: «Спасибо, Капитан Очевидность». Если так, я очень рада, потому что – удивительное дело — для многих владельцев собак, и более того, для кинологов, этот ответ отнюдь не очевиден.

Зачем я об этом говорю?

Просто до сих пор так много твердят о том, что с собакой нужно поступать так или иначе, потому что так делают волки, что не написать об этом никак не могу. Хотя, к слову, волки не делают большинства из тех вещей, которые им приписывают, но даже если бы и делали, это не имеет никакого практического значения для кинологии.

Итак, вернусь к ключевому тезису: собака – не волк. Это 2 разных вида. И, как мы выяснили, видимо поэтому, даже называются они по-разному Да, общего тоже много, большая часть генов у них одна, но это совсем не то же, что полное совпадение, верно?

Цель воспитания — беспомощность или развитие?

Друзья, хочу поднять вопрос, который последнее время все чаще меня занимает. И хотя впервые с ним как с частью научных сведений я столкнулась на курсе тренеров собак, все же он мне представляется крайне важным и значимым в совершенно разных аспектах нашей с вами жизни.

Это феномен выученной беспомощности. Те, кто изучал психологию в институте, или просто даже ей интересовался, наверняка, знакомы с этим понятием. Это, если говорить простым языком, состояние человека или животного, при котором он не предпринимает попыток решить задачу, даже имея такую возможность. К сожалению, изучали это явление не самым гуманным образом и все больше на наших четвероногих друзьях-собаках, которые, кстати, и в других вопросах внесли немалый вклад в современные знания о психологии человека.

Экспериментов известных много, для тех, кто не знает, приведу один из них. Собаку помещают в комнату, в которой по полу проведен электрический ток. Рядом находится высокая перегородка, которую собака преодолеть не может. Первые несколько раз собака, получая удар током, пытается перепрыгнуть барьер, но безуспешно. И в какой-то момент перестает пробовать. После этого высокую перегородку заменяют совсем маленькой, через которую собаке перемахнуть ничего не стоит, и снова дают разряд. И – собака остается на месте, не предпринимая никаких попыток избежать боли. Результат получен – собака достигла состояния выученной беспомощности.

Стоит ли заводить собаку для ребенка?

Я думаю, многие помнят главы из книги о Малыше и Карлсоне, когда мальчик со слезами на глазах выпрашивал себе в подарок на день рождения четвероногого друга. И многие реальные, а не только вымышленные дети, рано или поздно подходят к родителям с такой просьбой. И перед родителями стоит не всегда простой выбор. Чаще всего возникает дилемма. С одной стороны, принято считать, что уход за животным научит ребенка ответственности и заботе. С другой стороны, родители задаются вопросом, на сколько хватит энтузиазма их чада и как скоро им самим придется ухаживать еще за одним несмышленышем в своем доме? Что делать и исходя из чего принимать решение?

Обычно вопрос рассматривают с точки зрения интересов детей и родителей. Я же как тренер собак позволю себе взглянуть на него несколько шире. В книге Вирджинии Сатир «Как строить себя и свою семью» (весьма талантливая и полезная книга, кстати) автор пишет, что семью обязательно нужно рассматривать как систему, в которой учитываются интересы каждого. И говорит о том, что частью системы являются не только сами родители-дети, но также (при наличии) бывшие супруги, дети в другой семье, ушедшие близкие – по причине того, что все они создают связи, которые так или иначе влияют на всю систему. И хотя Вирджиния, насколько я помню, ничего не говорит о домашних животных, я все же убеждена, что и они являются важнейшей частью семьи как системы. И чтобы эта система была гармоничной и счастливой, важно заботиться о каждом, кто в ней есть, и думать не только о том, как наличие животных влияет на нас, но и как мы влияем на жизнь этих самых животных, как они чувствуют себя в нашем доме.

Чему учить собаку и зачем?

Начну с того, что шаблоны, общепринятые рамки – это, в основном, штуки полезные и энергосберегающие. Нам на протяжении всей жизни приходится столько раз действовать в тех областях, в которых мы пока ничего не смыслим, что если бы не было образцов, мы бы только и занимались анализом и составлением своих схем. Но иногда все же бывает неплохо задуматься о том, насколько то, что считается необходимым, подходит именно вам. Ведь норма – это, как известно, не то, что хорошо, а то, что чаще встречается.

Давайте рассмотрим это на примере обучения собак. Что мы имеем? ОКД (общий курс дрессировки), который считается обязательным для прохождения всеми собаками, и который, к слову, своими методами и обстановкой часто этих самых собак прилично калечит. Но сейчас не об этом. ОКД – это некий свод команд, которые должна знать собака. «Сидеть», «лежать», «рядом», «ко мне», «фу» и т.д. И большинство даже не задумываются о том, насколько им в их собственной жизни с собакой все это нужно. А ведь обучение каждой команде требует времени, сил, терпения. Очень показательный случай наблюдала совсем недавно. Показывали телепередачу о собаках, и там брали интервью у владельцев. Одна женщина рассказывала о том, что она водит своего пса на курс дрессировки, перечисляет, чему именно там учат, доходит до следующего пункта и произносит гениальную фразу «…. Не брать еду у других людей, чтобы ….. Ммм… Ну…Эээ. Ну, и другим командам». То есть человек сам не понимает, зачем? И обращаю ваше внимание, что при обучении этому собака получает отнюдь не колбасу, а вовсе, извините, по морде. Оно того стоит? У нее много знакомых, которые собираются отравить ее собаку, причем именно предложив ей отведать отраву из своих рук? Судя по тому, что она найти смысл в изучении этого не может, нет. Но ведь говорят же, что надо – значит, надо.

О намордниках для собак

Не могу сказать, что это тема, о которой писать хочется, но обойти ее стороной тоже не могу. В нашем районе опять беснуются догхантеры, разбрасывая напичканную отравой колбасу, и многие владельцы собак, чтобы обезопасить своих любимцев, надевают на них намордники. Не могу их за это осуждать, на какой-то период времени, пока ситуация не изменится, возможно, это выход и меньшее из зол, особенно собака склонна все подбирать. Есть и другие ситуации, когда владелец может быть вынужден использовать этот предмет амуниции.

Важно правильно выбрать намордник, иначе его использование может обернуться серьезными проблемами.

Никогда, вот просто никогда не покупайте намордники, которые сейчас почему-то стали популярными — сплошные, которые плотно облегают морду. Вот такие. Они не предназначены для ношения, их можно надеть максимум на минуту в каких-то крайних случаях (не могу с ходу даже придумать, каких). Но НОСИТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ! Собака в таком наморднике не может открыть пасть и охладить себя, не может зевнуть, это чудовищная пытка, и смотреть на это совершенно невозможно.

Собака собаке — друг

Хотелось бы поговорить на тему взаимоотношений между собаками. Они бывают разные: нейтральные, дружеские, напряженные, враждебные. Ничего удивительного, ведь собаки – это социальные животные. Конечно, нам всем хочется, чтобы наши собаки ладили со своими сородичами и нам, гуляя со своим питомцем, не приходилось обходить за 3 квартала другую собаку. Давайте посмотрим на некоторые очевидные и не очень факторы, которые могут повлиять на взаимоотношения нашей собаки с другими.

Во-первых, это, безусловно, ранняя социализация. От того, каким образом проходили встречи щенка и подростка с другими зверьми, зависит многое. Если у щенка была возможность познакомиться с разными типами собак – как по возрасту, полу, так и по размеру и окрасу, собаки при этом были дружелюбно настроены, то и ассоциации у него сложатся самые лучшие. Хорошая ранняя социализация – важнейший пункт. Хочу обратить внимание на некоторые моменты, которые часто упускают из виду.
  • Яндекс.Метрика
  • AQA.ru - Портал аквариумистов. Форумы, фотогалереи, интернет-магазин