Ранняя социализация щенка

Немецкая овчарка в Интернете: Около года назад в Интернете, на популярном форуме сайта Павла Шлыкова, «Энциклопедия немецкой овчарки», бурно обсуждалось, нужны ли игры со щенками в их «детской комнате», т.е. еще у заводчика, до продажи будущим владельцам. Постепенно стали подниматься и другие вопросы, связанные с адаптацией1-1,5 месячных «детишек» к многообразному и сложному миру, а так же проблемы, связанные с их поведением. Инициатором дискуссии выступила Ватлина Инна из Перми, Евгения Петрушина предложила участникам форума, в большинстве своем, известным заводчикам, ответить на ряд вопросов, а Людмила Архангельская систематизировала ответы на них. Тема этой дискуссии послужила поводом для данной статьи, ставшей по сути дела, результатом коллективного творчества. Таким образом, предлагаем вашему вниманию Интернет-интервью на тему: "Ранняя социализация щенка"


Е. Петрушина: Насколько важна ранняя социализация щенка, и с какого возраста можно ее начинать? Нужно ли играть с совсем маленькими щенками? Зачем? Как?

Инна Ватлина, Россия, г. Пермь Ранее развитие включает, разумеется, множество аспектов. Если мы возьмем психологию детского возраста (людей) и вообще рекомендации по развитию – то первое, что Вы увидите у любого грамотного педагога по развитию личности – ГЛАВНОЕ У РЕБЕНКА – ЭТО ИГРА, игра является основным видом деятельности. Именно этот постулат я рискнула применить при развитии щенков и, пожалуйста, не путайте с очеловечиванием. Разумеется, далеко не все приемлемо, главное – это основа. Понаблюдайте за хорошим педагогом в садике – основные слова, которые она повторяет ежедневно – это «молодец», «хорошо», «умница». Не те ли эти слова, что мы применяем, развивая и закрепляя нужные нам навыки при воспитании щенков, да и взрослых собак? Именно игра является основой развития. Развитие в моем понимании – это именно развитие мозга, интеллекта, если присутствующие позволят мне так сказать. Щенки с недостатком социализации напоминают мне недоразвитых детей.

Елена Левашова, Эстония, г. Таллинн, питомник “ Fest Kiefer ” Щенки по поведению все очень разные. Да не только щенки, пометы отличаются! Самое элементарное, что я делаю – знакомлю их с собой: захожу к щенкам в вольер, сажусь на пол и общаюсь с ними. Возраст примерно 3-4 недели. Некоторые сразу залезают на колени и пытаются достать до лица, другие норовят раздеть, кто-то кусает. Вообще весело! Если есть возможность, общайтесь чаще – после месяца полезны новые впечатления каждый день! Можно взять миску с едой (разовый паек на всех) и знакомым подзывом поманить их в другую комнату, затем в коридор, а потом и на улицу. В таком возрасте они мало играют, больше выясняют отношения друг с другом! Но характеры уже проявляются.

Людмила Архангельская, Украина, г. Луганск, питомник “ Lotta ` s ” Елена Левашова пишет: «Если есть возможность, после месяца полезны новые впечатления каждый день»! Замечательные слова! Возможность есть всегда, было бы желание вырастить полноценных собак! Если напрячь фантазию, много чего можно придумать, главное – не переусердствовать, все должно быть соразмерно с возрастом щенков и их реакцией на раздражители, которые идут от минимума. Очень важно развивать у щенков, необходимые для дальнейшей дрессировки, начальные реакции – поисковую, аппортировочную, развивать инстинкт добычи. Игра с тряпочкой обязательна! И не верьте, что если пару раз в день по 1-2 минуты (а больше и не надо!) щенок «повисит» на тряпочке, это может испортить прикус! И что еще очень важно – впечатления должны быть не только от разнообразия игр и упражнений, но и от «смены декораций».
Щенки с самого раннего возраста должны знать, что кроме хозяина бывают другие люди, которые совсем не опасны, и с которыми тоже можно поиграть. И кроме их дома или вольера существует другой мир, в котором не страшно, а очень даже интересно. Все это, конечно, непросто и требует массу времени (особенно, если помет большой), но, поверьте, это того стоит...

Е. Петрушина: Есть ли какие-то упражнения, игры и приемы, которые могут помочь получить, если не спортивную собаку, то хотя бы ту, которая впоследствии сможет безупречно выдержать тестирование на выставке и вполне прилично сдать все положенные дрессировки?

Оксана Семенова, Россия, г. С. Петербург, питомник “ Baldrsens ” Для успешной социализации, в принципе, ничего особенно нового не придумано. Занимаюсь тем же – сначала знакомлю с собой, а дальше смотрю по обстановке, в каждом помете по-разному. Практически все щенки любят, когда я беру резиновое кольцо (размер кольца зависит от возраста щенков) привязываю его на веревке (желательно тянущейся) к чему-нибудь крепкому или держу сама, а щенки тянут за кольцо, отнимая друг у друга. Смотреть на это очень забавно, да и для щенков полезно. А вообще если фантазия хорошо развита, придумать можно много игр, но ко всему надо относиться обдуманно, чтобы не навредить щенкам.

Алла Чекушева, Россия, г. Москва, питомник “ Viggo ` s Haus ” Про игры? Ну, это мы можем!
Игра 1 - прятки. Отвлекаю малышей горсткой лакомства, а сама прячусь в гардеробной (проще, в темной кладовке) и пищу противным голосом «люли-люли-люли»... Щенки очень по-разному реагируют, а я в щелочку внимательно слежу за реакцией каждого. Самый смелый и находчивый получает лакомство, а не самый смелый – двойную порцию лакомства! Главное - закончить упражнение весело и подбодрить каждого!
Игра 2 - «нюхай» и «ищи». Рассыпаю вкусненькое на полу и все накрываю очень тонкой простынкой. Малышня несется со всех ног искать, а я в это время приговариваю «ищи, ищи..» Награда – лакомство, которое найдет и съест сам щенок.
Игра 3 - то же самое, но лакомство находится у меня в руках, зажатое в кулаки за спиной. Обычно сначала находит один щенок, потом другой, а потом все дружно начинают нюхать и искать. Главное, все делать весело, с настроением, малыши это чувствуют!
Игра 4 - «апорт». У меня детишки уже в месяц-полтора прекрасно подносят мяч или пустую пластмассовую бутылку. Самое главное, чтобы мяч был мягким и пищал у них во рту. Не вынимая мяч у щенка изо рта, мягко водить им в стороны, влево – вправо, а потом сказать нежным голосом «дай» и предложить замену – кусочек лакомства.    
Игра 5 – подзыв. Когда я кормлю щенков чем-то потрясающе вкусным, например, кусочками печенки, я все время повторяю команду подзыва – «ко мне». Могу сказать только, когда я выхожу со щенками гулять за ворота дачи, по этой команде они всегда летят, как «угорелые» ко мне и сохраняют эту замечательную привычку уже навсегда.

Алена Сакада, Латвия, питомник “ Alenstal ” Могу поделиться своим опытом по выращиванию последнего помета, благо у меня было всего два щенка. Заниматься с ними я начала, как только перенесла их в вольер, т.е. в возрасте 1 месяца (обычно я это делаю раньше, но уж слишком холодно было на улице). В этом возрасте я их уже подкармливала, поэтому, заходя в вольер, приучала их садиться и «просить», глядя в глаза, а затем давала им «вкусняшку». Детки оказались очень умненькие и буквально сразу поняли, что нужно быстренько «рухнуть» на зад и впиться в меня глазами (команда «сидеть», концентрация). Затем, выгуливая их в саду, ловила момент, когда щенок, например, направлялся в мою сторону, и жутко веселым голосом звала его к себе (команда «ко мне»). Также, когда щенок обращал на меня внимание, держа в руке «вкусняшку» и приговаривая «рядом» начинала крутиться вокруг своей оси, а малыш, боясь отстать и не получить желаемого, спешил за мной, находясь у левой ноги. Также, между прочим, мы учили команду «лежать», правда, уже в два месяца. Еще детки ужасно любили вцепиться в сапог, когда я шла убирать вольеры. Это я тоже использовала для их развития. Я то оттягивала ногу от щенка, то поддавалась ему, в общем – играли в «добычу». В этом же возрасте (и до начала смены зубов) мы играли в добычу и с тряпочкой. Я стояла на месте и по земле тряпочкой имитировала игру «кошки-мышки» (тряпочка появляется, убегает, прячется, опять появляется). Также я щенков заводила в дом и приучала к разнообразным звукам (пылесос, телевизор), ставила кассеты по дрессировке – слушали с удовольствием! Когда щенков у меня забирали, хозяева были очень удивлены, что малыши в таком возрасте так много умеют. Подробно, как я занималась со щенками, я написала на сайте ht t p://alens.eclub.lv в разделе «Обучение. Детский сад».

Инна Ватлина, Россия, г. Пермь Игрушки, с которыми играют щенки, должны быть разные по форме, по текстуре. Мои, например недели в 4 очень любили небольшие тряпичные игрушки таскать – один впереди бежит, а остальная свора за ним. Или пищалки хором грызть – есть у меня такая морковка – так на нее по трое устраивались. Очень нравилось им кусок каната теребить. Хозяева одного из моих щенков, когда только взяли его, научили искать кусочки мяса или печенья. Прятали в карман, садились на пол, а он искал.

Алла Чекушева, Россия, г. Москва, питомник “ Viggo ` s Haus ” Никто не пробовал играть в «кастрюли»? Правда, эта игра для щенков постарше, после 8 недель. Даю поесть что-нибудь вкусненькое, например, мягкие сырые куриные хрящики (боковина от грудины курицы) и начинаю потихонечку «джаз». Две крышки от алюминиевых кастрюль, одна из них обернута тряпкой, начинаю ронять рядом или сзади щенят. Если среагировали резко, роняю крышку с тряпкой, если просто повернули измазанные мордашки, то крышка падает без тряпки. Через 2-3 недели может падать рядом большая кастрюля (без содержимого, конечно) – щенки не реагируют. В городе, где много неожиданных резких звуков, такая игра, на мой взгляд, очень полезна. Еще поделюсь опытом, как приучить к петардам. Он простой – обыкновенные надувные шары! Результат в немалой степени зависит от того, один щенок или в стае. Отлично получается, если малышня вся вместе. Последний помет у меня пришелся на конец ноября, Новый Год встречали с петардами. Не было проблем! Подросших щенков я всегда перевожу в вольер, но то доверие, с которым малыши относились к «человеческой стае» в доме, не позволяет им дичать. Послесловие: если ставится задача вырастить полноценных животных, то время, отведенное на подсосный период надо использовать на все «сто»! Вернется от благодарных владельцев сторицей!

Евгения Петрушина, Россия, г. Хабаровск, питомник “ Shvalben Nest ” А я вместо шаров использую пакетики полиэтиленовые. Остается пакет от хлеба или конфет, надуешь его и – БАЦ! Даже муж привык, не только собаки. Никто ухом не ведет – вот вам и проверка на выстрел!

Людмила Поликутина, Россия, г. Москва, питомник «Из Дома Инфанты» А никто не пробовал «превращаться в щенка»? Бегать на четвереньках, тявкать, рычать, покусывать щенка за ухо или за нос, толкаться лбом, отталкивать от миски (тихонько, якобы тоже из нее хочется покушать)? Очень весело и интересно так играть, но щенков должно быть максимум двое, а лучше так играть с одним щенком, потому что если щенячья стая больше, то они окружают, и начинается «игра без правил» - тяпают за все места и сами от этого «заряжаются» еще больше, приходится спасаться бегством. Мои щенки живут в вольерах, поэтому я стараюсь чаще бывать с ними, беру их к себе в дом для знакомства с обстановкой «человечьего жилища», с громкой музыкой магнитофона, телевизора. А в вольерах «случайно» роняю лопаты, веником шлепаю тихонько, поглаживаю веником, знакомлю со струей воды из шланга, так как думаю, что все им может в этой жизни пригодиться.

Людмила Архангельская, Украина, г. Луганск, питомник “ Lotta ` s ” Поделюсь своим опытом в раннем развитии щенков. Честно скажу – опыт этот еще небольшой. Пометов-то выращено много, но осознание необходимости развивать природные задатки у подсосных щенков происходило медленно и постепенно, и только после многочисленных экспериментов, я смогла оценить все преимущества такого выращивания.

Какие существуют методики? Да, собственно, это и не методики, скорее интуиция. Мне понравилась написанная выше фраза – щенок должен каждый день получать новые впечатления. Этим все сказано. Главное – не навредить. Все должно быть посильно для психики щенка и приносить ему положительные эмоции. Какие эксперименты лично я проводила над щенками?
Прежде всего, у меня щенки всегда с мамой. Я никогда, даже на время не отсаживаю их от суки, даже если это большой помет. Щенки должны рождаться и жить в комфортных условиях. Сразу же после рождения, я стараюсь как можно больше времени проводить с ними – по очереди беру их в руки, глажу, разговариваю с ними. Сначала пытаюсь делать это рядом с мордой или животом суки, чтобы щенок чувствовал ее запах. Через несколько дней я уже беру в руки каждого щенка и хожу с ним по комнате, разговариваю. Важно, чтобы сука в этот момент не нервничала. Позже прошу подержать щенка мужа, сына или кого-то из своих знакомых, которых сука хорошо знает. К чужим рукам приучать надо обязательно, щенок должен знать, что в них нет опасности. Как только щенки открывают глаза, я по одному выношу их во двор, стараюсь, чтобы они слушали разные звуки (чириканье птичек, лай собак в соседних дворах, крики детей на улице, звук воды, текущей из крана и т.д.). Если идет дождь и гремит гром (но конечно, если это не сильные раскаты прямо над головой!) - тогда я стою на крылечке со щенком на руках и рассказываю ему, что в этом нет ничего страшного, потому что рядом «мама», которая от всего защитит. Ближе к месяцу я начинаю выходить с каждым из них по очереди за пределы двора (сначала выношу на руках, потом опускаю на землю) и тоже стараюсь разнообразить «впечатлениями» такие прогулки. Иногда позволяю поиграть со щенком соседским детям, правда в этом случае очень внимательно слежу, чтобы игра шла на пользу щенку, в основном это просто поглаживание, разговоры, иногда – догонялки (недолго). Позднее, когда щенки привыкнут по одному, выношу их по 2-3 вместе. Перед этим они уже научены подбегать ко мне по зову. Приучаю к этому следующим образом. Всех моих щенков с рождения зовут одинаковым именем – «Дети». Я всегда зову их, когда вхожу в комнату, где находится сука со щенками, когда беру их на руки, когда начинаю подкармливать или играть с ними, позже – когда ставлю миску с кормом. К месяцу, услышав знакомое – «Дети, дети, дети...», щенки уже из любой ситуации, бегут ко мне со всех ног, расталкивая друг друга.
Играть со щенками я начинаю примерно с 20-го дня, когда они начинают вставать на ноги. Сначала просто сажусь на пол и позволяю им по себе лазить, тянуть за одежду, кусать за руки, одновременно разговаривая с ними. Потом включаю в игру мячик, резиновые «пищалки», после месяца – пластиковые бутылки (очень осторожно, потому что к резким звукам, которые издает бутылка щенков надо приучать постепенно) или деревянный аппортик. Всегда поощряю щенка, который отдает в руки мячик, игрушку или бутылку и разными приемами стимулирую их к этому. Часто играем в «догонялки» – убегаю от них по комнате, уворачиваюсь, а они толпой носятся за мной, потом делаю вид, что они меня догнали, присаживаюсь и позволяю в буквальном смысле «залезть мне на голову».
С месяца начинаю играть с тряпочкой. Сначала вырабатываю заинтересованность. С этим проблем обычно не возникает, щенки друг перед другом стараются догнать тряпку, которую я таскаю по полу, и вцепиться в нее зубами. Когда уже есть заинтересованность, начинаю играть с каждым щенком в отдельности. Тряпку поднимаю выше уровня пола, в момент хвата, стараюсь сделать так, чтобы щенок хватал ее полной пастью, после этого чуть подтягиваю на себя, чтобы держал крепче. В игре нельзя поощрять и провоцировать хват резцами, поджевывание, мотание головой. Упражнение в общей сложности длится 1-2 минуты, не больше.
По развитию обоняния использую разные упражнения, тут надо включать фантазию. К примеру, одно из них. Беру пластмассовый стаканчик, переворачиваю и кладу под него кусочек вареного мяса (или другое лакомство с сильным запахом). Впускаю в комнату одного щенка. Бегая по комнате, он рано или поздно улавливает запах (кстати, засекаю время, а потом сравниваю у разных щенков) и пытается достать мясо из-под стаканчика. Поощряю его, поднимаю стаканчик и даю съесть мясо. После нескольких таких упражнений (в течение 2-3 дней) щенок уже напрямую бежит к стаканчику, зная, что там лежит мясо. Тогда я ставлю два стаканчика – под одним мясо, под вторым – пусто (стараюсь поставить так, чтобы пустой стаканчик был ближе к щенку, и он подбежал сначала к нему), потом ставлю 3 стаканчика, и так довожу до 6 (больше пока не пробовала). Получается почти обыск местности, причем малыш ищет так старательно и заинтересованно!
Если в дом приходят посторонние люди, я не прячу щенков, а, наоборот, по возможности, прошу чужого человека поиграть с ними и пообщаться. Щенки должны знать, что человек не представляет опасности! Это очень важно. Конечно, развитием подсосных щенков дело не ограничивается. Чем старше становятся щенки, тем больше внимания нужно им уделять. Особенно важна социализация – знакомство с окружающим миром. Впечатления, полученные щенком в возрасте до 4-х месяцев – самые сильные! И если до этого возраста, из-за боязни инфекций или по какой то другой причине, щенок не получает социализации, последствия все равно будут. Проблемы вылезут в том или ином виде. Я прививаю щенков первый раз в возрасте 1,5 месяцев, повторно – через 3 недели. Не гуляем только первую неделю после каждой прививки, но и в этот период продолжаю выносить щенков на руках на улицу хотя бы раз в день и при этом стараюсь создать им разнообразные «впечатления» – подношу к другим людям, к транспорту, к незнакомым предметам.

Е. Петрушина: Щенки-лидеры и щенки-аутсайдеры – различия в поведении, характере, отношениях с людьми и животными. Если аутсайдера раньше изолировать от стаи – будет ли положительный результат?

Людмила Архангельская, Украина, г. Луганск, питомник “ Lotta ` s ” Если внимательно понаблюдать, то щенков-лидеров можно выделить практически сразу. Они никогда не остаются без материнской сиськи. Расталкивая всех, они пробиваются к цели и всегда ее достигают, при этом, не «тычась» носом туда и сюда, а упорно оттесняя ближайшего «соседа». Принято считать, что это самые сильные и крупные щенки в помете. Ничего подобного, это как раз – лидеры, которые далеко не всегда отличаются размерами. Если в помещении холодно и щенки сбиваются в кучку, лидеры – всегда наверху, а не с краю. По мере роста щенков лидерские качества проявляются все отчетливее – в игре, в кормлении, в отношении к хозяину. Об этом много можно написать, но в принципе, наверное, понятно, что лидер – всегда впереди. Хотя нередко в помете бывает несколько щенков с задатками лидера. Тогда их роли периодически могут меняться. В этом случае интересно наблюдать за их «разборками», в которых щенки-аутсайдеры обычно участия не принимают. Стоит ли их изолировать? Я думаю, что положительный результат мог бы быть в том случае, если лидера (-ов) раньше изолировать от стаи, а аутсайдеру дать возможность занять его место. Но, этого делать, конечно, не нужно.

Е. Петрушина: Есть ли шанс у робкого щенка стать нормальной собакой, или его сразу определять в диванные любимцы, продавая случайным людям «для любви». Бывает ли, что робкий щенок впоследствии, без каких либо корректив меняется в лучшую сторону? Если да, то как заводчик может повлиять на ситуацию?

Людмила Архангельская, Украина, г. Луганск, питомник “ Lotta ` s ” Я уже писала свое мнение по этому поводу. Очень много значит ранняя социализация. Как пример, могу привести два помета от одной суки (сама сука – с нормальным уравновешенным поведением, без проблем в психике). В первом случае щенки выращивались как обычно – стайное содержание в условиях вольера, минимум игр с хозяином, минимум контактов с посторонними людьми и внешним миром, минимум социализации. В 2 месяца на актировании помета можно было выделить явных лидеров и явных аутсайдеров, но поведение по отношению к посторонним людям – почти у всех неуверенное, после продажи – адаптационный период длительный, у владельцев возникали различные проблемы, связанные с поведением щенков. Второй помет от этой же суки был, так сказать, экспериментальный. Заводчик уделил максимум внимания каждому щенку, по одному забирая их в дом, устраивая с ними различные игры, вынося на улицу, знакомя с окружающим миром и другими людьми. В итоге – в 2 месяца это были совершенно другие щенки (в отличие от предыдущего помета) – активные, наглые и бесстрашные. И что особенно интересно, «иерархические» отношения в помете были другими – явных аутсайдеров как-то не наблюдалось. После продажи никаких проблем, связанных с поведением щенков, у владельцев также не возникало. Конечно, один пример не может служить показателем, но в моей практике он не единственный, и, работая зоотехником в клубе, контактируя с разными заводчиками и пытаясь убедить их в необходимости ранней социализации, я все больше убеждаюсь, что ее положительное влияние весьма ощутимо.

Петрушина Евгения: Сука-мать, ее характер и поведение. Насколько общение с ней может повлиять на формирование характера щенков?

Алла Чекушева, Россия, г. Москва, питомник “ Viggo ` s Haus ” Начну с суки-матери... Когда я планирую вязку, смотрю и изучаю родословную собаки, то, прежде всего, я должна точно знать логику такой вязки. За каждой парой в родословной стоит не стремление получить идеал, а понимание точно убранных в данной вязке недостатков собак-партнеров, для получения лучших результатов. Но это анатомия, а характер, темперамент? Всю жизнь я любила очень жестких овчарок, среди них было немало моих племенных сук. Впоследствии я отказалась продолжать разведение по их маточным линиям, и вот почему – они были плохими матерями. Жестокость в работе у матерых сук иногда доходила до истерии, вязки с уравновешенными кобелями почти не давали результата. Ведь брала я этих сук в младенчестве также от очень злобных матерей. Щенки, рожденные этими суками, получали минимум ласки и заботы от матери. Часто слепой и глухой щенок, забравшись на переднюю лапу матери, получал ощутимый толчок (не укус!) зубами. Но случаев поедания щенков у меня не было никогда! Такое великое действо, как кормление малышей, было строго ограничено самой матерью, хотя не буду брать греха на душу, мои суки-людоедки выкармливали всех! В гнезде было чисто, и щенки всегда были ухожены. К 4 неделям у малышей редкостью были игры с матерью, а если и были, то сука пыталась передать свои детям самое плохое, что можно, это «рвачки-кусачки» до визга и, если щенок пытался приласкаться, то кроме недовольства и оскала я ничего от сук не видела. В полтора месяца щенки не допускались до матери. Однажды одна из моих сук пробила щенку нос... Такое поведение матери сильно повлияло и на стайное поведение щенков, потому что агрессия поощрялась сукой. Сейчас этим собакам по 12 лет и они – монстры, дети этих детей служат во внутренних войсках, охраняя лагеря особо строгого режима... Прошло время. Я исключила из разведения эти крови, и результат был ошеломляющим. Дружелюбие, искренность, озорство – это суки новых генераций, новых линий. Щенность и роды стали радостью в моем питомнике, а также возможность играть всем вместе, где главной заводилой является сука-мать, которая еще и приглашает в этот сумасшедший хоровод всех желающих! Нежная спокойная мать дает самое главное своим щенкам – уверенность! Спокойное добродушное отношение суки-матери к хозяину, отсутствие агрессии на других животных (кошек, собак, птиц, домашний скот) прекрасно усваиваются щенками и служит маленькими кирпичиками в построении огромного здания по имени ПСИХИКА. Дружелюбная и веселая мать через себя социализирует щенков присущими ей свойствами характера, а умный заводчик всегда держит такое воздействие под контролем, корректирует его и относится к этой работе, как к совместной, партнерской.
Даже первый опыт дрессировки и воспитания подрастающих щенков я очень часто провожу через их мать – подзыв, отсылку на место, выдержку перед миской с едой... Особенно важен опыт матери в преодолении щенками неизвестности, здесь развивается доверие к вожаку, а вожаком управляет человек! Могу добавить еще вот что – сейчас я испытываю настоящее уважение к моим племенным сукам, не только безграничную любовь, но и доверие, ведь мы вместе делаем одно дело – растим настоящую немецкую овчарку и делаем счастливыми многих людей...

Людмила Архангельская, Украина, г. Луганск, питомник “ Lotta ` s ” Полностью солидарна с Аллой. Самая идеальная мать для щенков – это спокойная, уравновешенная, уверенная в себе сука.

Петрушина Евгения: а если сука-мать как раз не совсем уравновешенная, не совсем уверенная в себе сука, недоверчивая, осторожная, сильно ориентированная на владельца? Щенки обязательно должны повторить родительницу, находясь с ней в контакте, или сыграет фактор наследования, допустим, отцовского характера, или возможен разброс по поведению под влиянием других факторов? Поможет ли ранняя изоляция щенков от подобной матери избежать появления подобных проблем?

Алла Чекушева, Россия, г. Москва, питомник “ Viggo ` s Haus ” Отвечая на Ваши вопросы, поднимаешь в памяти тяжеленные «пласты» кинологического опыта – инструкторского, разведенческого, экспертного... и думается, что вот она, твоя, Алла Чекушева, жизнь, которая была многие годы разделена с собаками.… У меня были суки, ориентированные на владельца... Но таких сук следует точно разделить на несколько категорий. Для всех читающих сразу оговариваюсь, что это мое личное мнение и мой личный опыт.
Так вот, к первой категории я отнесла бы сук, которые привыкли к отсутствию хозяина вообще. Это арендные суки, которые используются лишь как «кожаный мешок» для вынашивания щенков. И потом эти собаки, как правило, просто «выбрасываются» из жизни и памяти арендатора, их передают дальше и дальше для следующих вязок. Здесь влияние матери на потомство ничтожно, контакта нет! Осторожность или равнодушие, недоверчивость или лизоблюдство – это выработанная психологическая защита у таких сук от «целевых программ» по щенкам. Для меня – это плохие матери, потому что усталость таких сук превышает их адаптационные возможности и желание сохранить гнездо в этом доме и давать потомство. Можно только догадываться, как щенок социализируется...
Ко второй категории я бы отнесла «ленивых» сук, которым так сладко естся и живется, что у них атрофирован инстинкт материнства, они плохо вяжутся, часто пустуют. Матери они никудышные. Отсутствие знания жизни у таких сук приводит к неуравновешенности, злобе, обжорству или, наоборот, – к значительной разборчивости в еде... Чему они могут научить щенков? От своих детей такие мамы прячутся уже через три недели после родов в мягкие хозяйские подушки. НО!... От таких сук я все равно не убирала щенков, потому что могла значительно повлиять на правильное поведение такой горе-матери, и при соответствующей помощи мы вместе выращивали приличные пометы. Никогда не ориентировалась на отцов щенков – это для меня пустое при получении малышами первых уроков в жизни.
Третья категория – хозяйская сука, не очень спокойная, осторожная или недоверчивая – разная!
Лично я могу сказать только одно: никогда не надо убирать щенков от матери, если только по показаниям нетерпимости и злобы. Надо очень тщательно моделировать поведение матери в этот сложнейший период и при накоплении опыта сглаживаются многие аспекты нежелательного поведения суки. Сюда же относятся и собаки, ориентированные на владельца (хозяйские). В этой ситуации владелец должен не только подготовить свою собаку к вязке, родам и выхаживанию щенков, но и очень тщательно следить за своим собственным поведением! Если, убираясь в квартире или вольере, я могу шлепнуть свою собаку, чтобы не мешала, то с сукой, следящей за каждым вдохом и выдохом хозяина, этого делать ни в коем случае нельзя! Раннее отсаживание малышни лично для меня недопустимо, кроме как от злобных сук. Ведь у собак есть еще один язык – язык жестов и поз, которые они используют в своей жизни, чтобы не пропасть. Человек не в состоянии этого дать подрастающим щенкам.
Когда мы вяжем своих собак, то надеемся получить что-то замечательное и возлагаем на будущий помет самые светлые надежды, поэтому родители щенков должны их выражать в настоящем!

Петрушина Евгения : Если щенок в общении со своими однопометниками осторожен, не конфликтен, уступает еду и игрушки, но не проявляет страха в других ситуациях (пылесос, магнитофон, человеческие вопли, замахи руками и т.л.), как можно квалифицировать такого щенка: с одной стороны он аутсайдер, с другой – нормальный по психике щенок.

Ольга Вартанян, Украина, г. Киев, питомник “ Varthof ” У моей суки в помёте был такой щенок. Он действительно устранялся от игр стаи, был как бы сам по себе всё время, при этом любознательности не терял в различных ситуациях. Если кто-либо из более сильных и наглых щенков на него нападал или рычал – он просто уходил и садился тихонько в угол. Кстати, мама-сука тоже «тумаков» ему больше других отвешивала. Но в 2 месяца щенок уехал в новую семью. Там у него в распоряжении весь двор частного дома, свой вольер и любящие хозяева. Я его проведала, когда ему исполнился почти год. Естественно, он погрызся с моим кобелем (однопомётником, который был в стае одним из лидеров), и вообще выглядел абсолютно уверенным в себе и нагловатым молодым кобелем. Насколько я знаю, хозяева водят его на дрессировку – и замечаний нет. Никакой робости, никаких страхов – очень уверенный в себе кобель. И, что характерно, брата, который его «мочил» в стае, не испугался. Тем более, это мы приехали в гости, а он всё-таки был уже на своей территории.

Петрушина Евгения : Хватка у маленьких щенков. Как можно протестировать малыша? Если щенок не проявляет интереса к хватанию – это пройдет или навсегда? Можно ли заинтересовать такого щенка, и как это сделать, если он ВООБЩЕ не реагирует ни на движущуюся по полу добычу, ни на качалку, ни на тряпочку?

Алла Чекушева, Россия, г. Москва, питомник “ Viggo ` s Haus ” В 1988 году я купила щенка у Тамары Ильиничны Кутузовой, замечательного знатока немецкой овчарки, от вывезенного в ту пору Юрием Кулаковым из Германии Лорда фон Хексенкеллер. Щенок не хотел идти ко мне, прятался и вел себя как аутсайдер, хотя сравнивать было не с кем – Жискар оставался последним в помете. У меня в доме он не проявил ни малейшего смущения и сразу подружился с моим очень злобным кобелем, был принят им и взят в ученики. Но Жискар рос наидобрейшим существом, и когда я его привезла в Ильинку, то Валера Колесников сразу сказал, что ничего не получится! «Ваша собака любит весь мир!» – сказал он, как отрезал. Что только не проделывали фигуранты перед Жискаром, он равнодушно смотрел на прыганье, махание, визжание, стрельбу и кучу разных премудростей, а потом, не спеша, сворачивался в бублик и... засыпал. Я, будучи достаточно опытным инструктором, «сходила с ума от горя». Но все решилось на удивление просто – меня прилично задели на дрессировке, я взвыла от боли, и Жискар заработал! Любовь, знаете ли, к хозяйке... Я позволю себе лишь небольшое обобщение: если щенок помещен в «могучее энергетическое человеческое поле», если общение с ним идет на высоком накале чувств, то он обязательно вытянет.
Можете с этим не соглашаться, но выскажу мое глубочайшее убеждение в том, что если рядом с немецкой овчаркой находится никчемный человек, то собака точно скопирует его внутренний мир – зависимость от внешних обстоятельств, неумение постоять за себя, нерешительность и вялость. По моему мнению, не касаясь сложных тем по зоопсихологии, аутсайдерство в щенке – это не ныряние с головой в воду, а аккуратное проба воды пяточкой. Я часто поднимала крохотного Жискара высоко-высоко над головой и говорила ему, что он самый сильный, самый храбрый и что я им горжусь. Он действительно стал таким. От его хватки фигуранты в жесткой защите теряли сознание.

Петрушина Евгения. Россия, г. Хабаровск, питомник “ Shvalben Nest ” У меня был такой щенок в помете, типичный аутсайдер – сука. Рядом со своими сестрами она казалась такой неуклюжей, нескладной и большой. «Сестрички» не могли пройти мимо нее, чтобы не ущипнуть или не повалять мимоходом. Во всех драках и свалках я регулярно выволакивала ее из-под самого низа кучи-малы. Если с малышами начинали играть в перетяжки, то она единственная из щенков, которая не пыталась вцепиться мелкими и острыми зубенками в движущийся предмет. Ее никогда не интересовали пищалки и плюшевые зверушки. Хотя признаков робости в незнакомых ситуациях и при разных посторонних раздражителях тоже не наблюдалось. Так… «маргарин» – ни вреда, ни пользы! Обычно таких щенков «сплавляют» на сторону далеко и быстро, но, волею случая, Бася осталась у меня. Было очень интересно наблюдать, как развивается аутсайдер. Общаясь с взрослыми собаками, щенок стал увереннее и самостоятельнее. В 5 месяцев Бася впервые рыкнула, отстаивая миску с кормом, в 9 месяцев она учинила свою первую драку. Разборка была первой, но оказалась далеко не последней. Господь не обидел молодую суку ни силушкой, ни проворством, ни смекалкой, поэтому она очень быстро осознала свои возможности. Скажу кратко, что хранить мир и покой в собачьей стае мне удается с большим трудом, поскольку бывший аутсайдер любит «покачать права». Теперь о хватке. Интереса к игрушкам у Баси так и не возникло. Тщетно пытались мы с фигурантом раздраконить собачку качалкой и детским рукавчиком. Она откровенно зевала в ответ на все наши ухищрения, поглядывая на идиотов, лающих и рвущихся с поводка. Испробовав все игровые методы, решили попробовать разбудить инстинкты самозащиты. Их долго «будить» не пришлось – после первых двух ударов по корпусу веревочной плеткой, Бася раздухарилась настолько, что мое раненое самолюбие было излечено моментально. В общем, собаке год с небольшим – она великолепно хватает полной пастью рукав, берет его с рычанием и трепком, оставляя черные синяки у помощников инструктора. Отпускать еще не научили. Честно. О чем это я? А о том, что главное в щенке – здоровая наследственность и хорошая психика. А в детстве многие бывают аутсайдерами – некоторым это идет только на пользу.

Вячеслав Бердников, Россия, г. Магнитогорск Уважаемые коллеги! Очень интересный топик о раннем развитии щенков, естественно, ставит противоположный вопрос – а если немецкая овчарка не успела получить раннего развития, социализации, то что – это уже не служебная собака? Боязнь шумов, транспорта и т.д. в этом случае уже «неизлечимы», либо это будет сделать гораздо труднее, но все-таки можно? Понятно, что с собачкой весом 30- 40 кг на четвереньках не поскачешь и над головой не поднимешь, но принципиально методы воспитания остаются теми же или подходы к социализации совершенно меняются, учитывая, что речь здесь идет не только о привыкании к одним раздражителям, но и о снятии отрицательных реакций с других раздражителей?

Алла Чекушева, Россия, г. Москва, питомник “ Viggo ` s Haus ” Есть у меня такой опыт, попробую рассказать. Столкнулась я с, так называемым, «синдромом питомника». Из-за огромного разлива Оки, который продолжался почти 2 месяца, мы жили как будто на острове – хлеб сбрасывали с вертолетов. К тому времени мои щенки из четырехмесячных превратились в шестимесячных, продолжали расти и превращаться в большую необузданную стаю. Вес каждого приближался к 20 кг , а вольерное содержание делало из них очень крепких и выносливых собак. Появились нешуточные проблемы – началась вакханалия и «праздник непослушания», как раз по возрасту. Я начала с легкого принуждения, помог мне в этом наш микроавтобус – насильно, за шкирку (но не зло) каждого щенка по очереди мы затаскивали в машину по команде «вперед», сидели там с ними по 10-15 минут. Там же, перед выходом из машины, надевали на каждого ошейник, приговаривая «гулять, гулять». Реакция была кошмарная – выпученные глазенки, жалобы со скулением, но была поставлена цель – будущий владелец не должен иметь дело с дикарем. Когда, через два-три дня, увидев мясо в автобусе, щенки стали сами туда запрыгивать, пошли дальше: начали работать с поводком. Взмокшие, усталые, надерганные, мы с мужем добились своего – по двору щенки стали ходить прилично, не натягивая поводок и не рыскать из стороны в сторону. Признаюсь, что и здесь было легкое принуждение – рывки были достаточно частыми и ощутимыми. Потом была деревенская улица, куры, телята, утки и дворовые собаки... Тут мы приняли горя, но не сдались и, как всегда, с принуждением, доводили дело до конца. Психологически здесь есть очень важный момент – с 4 месяцев и старше социализация у меня проходила с принуждением. Важно не сорваться – быть предельно собранным, последовательным и НИКОГДА не повышать голос. Несколько щенков падали на спину, и я их буквально везла по песку на поводке... При поздней социализации важно показать, кто в доме хозяин! У щенков в этот период идет колоссальная переориентация на человеческую «стаю» и лидер (хозяин) не должен подкачать. Первое – не быть злопамятным на прежние проделки и выкрутасы щенка. Второе – всегда помнить о быстром подкреплении нужного действия, ни в коем случае не опаздывать! Ограничивающий ряд (поводок, ошейник, нужное направление движения) всегда связывать с прогулкой и дать понять щенку, что это только для гуляния.
При поздней социализации щенка я всегда помню непреложное правило: «Принуждай легко, если щенок не знаком с твоими требованиями, наказывай, если, зная о твоих требованиях, щенок тебя игнорирует...» Эти слова Оберлендера у меня особенно в почете. Весь секрет в том, что любящее сердце и руку щенок всегда примет, даже со шлепком. Этот помет у меня продался в 11 месяцев, и ребятишки умели все – подходить, не прыгать на кур, прекрасно ходили на поводке, без страха смотрели на огромные трактора. Не боялись грозы. Уехали кто в Америку, кто в Голландию, кто и в Германию... Но мой опыт, давшийся кровью и потом, навсегда со мной, может и Вам что-нибудь покажется интересным.

 

 

Журнал "Эксцельсиор"
Разрешению на публикацию статей из журнала получено нами у гл. редактора Петрушиной Евгении

фото журнала

копирование запрещено

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru Цена wolcha.ru
Наименование Количество Цена / 1 шт.
Всего: 0 руб.