Ко мне, Мухтар

Ко мне, Мухтар. О фильме и съемках

 

Мухтар или возвращение в Украину
1964 год, длинные очереди в кассы кинотеатров, всюду развешаны афиши, на которых Юрий Никулин в форме лейтенанта милиции, а рядом красивая овчарка со строгими глазами. В тот год фильм «Ко мне, Мухтар» посмотрели почти 30 миллионов зрителей.
Недавно по одному из телевизионных каналов опять прошел этот фильм. И сегодня, когда картине уже более 40 лет, она не оставляет равнодушными людей, любящих собак.

Я смотрела «Мухтара» раз пять, и каждый раз находила в нем что-то новое для себя. В чем же его секрет? Почему при огромном количестве фильмов, которое мы видим сегодня на экранах кинотеатров и бесчисленных телеканалах, этот черно-белый фильм притягивает не только людей пожилых, но и все время пополняет ряды своих поклонников? Думаю, все дело в том, что создана картина людьми очень искренними и талантливыми, которые хотели не только рассказать о трудной милицейской работе, но и заставить нас многое понять в человеческой жизни.
Как сказали бы сегодня, коллектив фильма был звездной командой. Режиссер: Семен Туманов. Актеры: Юрий Никулин, Леонид Кмит, Юрий Белов, Алла Ларионова, Николай Крючков, Лев Дуров, Юрий Медведев и другие. Эти знаменитые артисты сыграли небольшие, почти эпизодические роли (за исключением, конечно, Никулина), но работа каждого запомнилась. Да и сами актеры впоследствии любили рассказывать о том, как снимались в этой картине.
А началось все с повести «Мухтар» Израиля Меттера, которая была напечатана в журнале «Новый мир» в 1960 году. Работая над сценарием фильма «Это случилось в милиции», Меттер побывал в Музее криминалистики, где среди прочих экспонатов увидел и чучело розыскной собаки по имени Султан. Собака имела множество заслуг, участвовала в пяти тысячах операций, задержала более тысячи преступников, нашла похищенного имущества на три миллиона рублей. Но не это поразило писателя. Вот, что он пишет в своем рассказе «Собаки»: «...Перед самым моим уходом один из работников музея рассказал мне драматический финал жизни Султана - его бесприютную тяжкую старость. Вот тогда-то и дрогнуло мое сердце. В судьбе этого пса я увидел нечто человеческое.»
Меттер разыскал проводника Султана, майора Бушмина, который к тому времени был уже на пенсии. И хотя внешне Бушмин совершенно не походил на лейтенанта Глазычева, которого сыграл в фильме Юрий Никулин, общим у них была любовь к собаке. Бушмин много рассказывал писателю о собаках, о разных удивительных случаях, когда собаки проявляли необыкновенный ум, преданность и необъяснимую проницательность. «Быть может, кому-нибудь подобная точка зрения и представится порочной, - кажется, она даже имеет специальное научное наименование - антропоморфистская, но мне решительно безразлично, к какой графе отнесет наука мою любовь и уважение к собакам. Лично же мне многое непонятно в поведении животных, а к явлениям сложным и неясным для меня я привык относиться с уважением». («Собаки»)
После выхода повести Меттеру предложили написать сценарий для фильма. Это далось ему нелегко, много раз сценарий правили, заставляли переделывать. Но самое сложное было впереди, ведь даже самый замечательный сценарий - еще не гарантия успешного фильма. А если ко всему прочему в фильме снимаются животные, то работа над картиной зависит не только от мастерства актеров-людей.

К съемкам готовились серьезно. Действие фильма происходит на протяжении почти восьми лет, в течение которых собака должна состариться на глазах у зрителей, поэтому ясно, что это не может быть один и тот же пес. Для съемок МВД выделило двух настоящих боевых розыскных собак из московского милицейского питомника - Урала и Байкала. Кроме того, купили щенка, которого и назвали Мухтаром, он появляется в самом начале фильма.
Однако трудности начались буквально с первых дней съемок. Картину начали снимать зимой в лютый мороз, в Подмосковье. Как часто бывает в кино, снимать начали с конца, с той самой главной сцены, когда Мухтар задерживает бандита Фролова и получает ранение. Для того чтобы имитировать метель, использовали мощные авиационные моторы, которые не только вздымали горы снега, но и дико ревели.
Пять дней съемочная группа честно трудилась от зари до зари, но снять ничего не удалось. Оказалось, что обученные розыскные собаки, которые не боялись ничего и никого, не раз брали вооруженных бандитов, тряслись и поджимали хвосты, слыша ужасный вой ветродуев. Ничего не помогало, собаки не работали. Фильм оказался под угрозой закрытия, надо было искать другую собаку.
Конечно, сегодня из этого положения вышли бы с легкостью - просто взяли и переписали этот эпизод, перенесли бы сцену на другое время года. Но в те времена, после утверждения сценария никому и в голову не могло бы прийти переделывать его, ведь каждое слово был утверждено и являлось неприкосновенным.
И тут, как пишет в своих воспоминаниях Юрий Никулин, кто-то вспомнил, что еще до съемок на «Мосфильм» пришло письмо из Киева, в котором один человек писал, что его собака хочет сниматься в кино, уже имеет опыт такой работы, и даже прилагал свой сценарий фильма. На студии над письмом и неумелым сценарием посмеялись, но когда фильм остановился, мигом вспомнили. В Киев - посмотреть на собаку и хозяина - отправили опытного милицейского кинолога майора Подушкина. На следующий же день он позвонил режиссеру уже из Киева и сказал, что собака подходит, нужно брать. Так на роль Мухтара утвердили немецкую овчарку по имени Дейк, владельцем которой был киевлянин Михаил Длигач.

Наш журнал уже писал об этом факте в одной из статей, посвященных истории украинской кинологии, автором которой была Лидия Ивановна Скобцова, одна из старейших киевских кинологов. Украинские, в частности киевские собаководы, в те годы неоднократно побеждали на Всесоюзных соревнованиях и выставках. Одним из самых именитых их подопечных был Дейк - отлично выдрессированная служебная собака.


Длигач с Дейком немедленно вылетели в Москву. Ревущие моторы собаку совершенно не смутили, видно сказалась привычка, ведь пес часто летал с хозяином на различные выставки в другие города. Но здесь возникла другая трудность - надо было подружить собаку с Никулиным, да так, чтобы зрители поверили, что они настоящие друзья. Поэтому стали снимать эпизоды без участия собак, но каждый день Длигач приводил Дейка на съемочную площадку, чтобы он привык к обстановке и людям.
Конечно, у Никулина был некоторый опыт общения с животными, ведь он много лет проработал в цирке и видел, как работают дрессировщики разных животных. Но что такое служебная собака, четкого представления не имел. Вот что Юрий Владимирович пишет об отношении Длигача к своей собаке: «С первых минут знакомства я понял, что Михаил Длигач относится к своей собаке как к человеку. Он не сомневался в том, что она понимает все, о чем говорят люди. В то же время я заметил, что собака действительно мгновенно выполняет любую его команду, реагирует на интонации голоса». И о собаке: «Дейк плевал на ветродуй. Пес и ухом не повел в его ревущую сторону. По-видимому, это объяснялось двумя обстоятельствами: во-первых, он вместе со своим хозяином не раз бывал на аэродромах, пользуясь воздушным транспортом; во-вторых же - и это, пожалуй, главное, - я не встречал пса, у которого было бы так развито чувство собственного достоинства, как у этого Дейка. Даже с Длигачем он держался на равных. Приказания хозяина он выполнял неукоснительно, однако безо всякого собачьего холуйства, словно бы отдавая себе отчет, что Длигач в некоторых вопросах старше и опытнее. Никакой излишней торопливости, угодливого заглядывания в глаза хозяина у Дейка не было. Он выслушивал поданную команду и исполнял ее точно и разумно, ибо эта команда усваивалась Дейком как нечто совершенно необходимое им обоим в данное мгновение, и никакие объективные причины и посторонние обстоятельства не могли помешать псу исполнить его служебный долг. (Кстати, если подобное отношение к своей работе и своему долгу можно выработать в себе только с помощью условных рефлексов, то я лично очень сожалею, что мои условные рефлексы худо развились именно в этом направлении)».
Дейк прекрасно слушался хозяина, но Никулина только терпел, гладить себя не позволял, никаких его команд не выполнял и старался не замечать. Длигач сразу предупредил и артистов, и съемочную группу, чтобы собаку не пытались кормить или называть по имени. «Пес сразу бросится», - предупредил он.
Понадобился почти месяц, чтобы между Никулиным и Дейком установились отношения, напоминающие рабочие. Длигач разработал настоящий план, в соответствии с которым Юрий Владимирович приносил Дейку всякие вкусности, отдавал их на глазах у собаки хозяину, который сам кормил собаку, приговаривая при этом: «Кушай, Дейк - это тебе Юра принес». Через неделю Дейк встретил появление Никулина слабым повиливанием кончика хвоста - по словам Длигача, это означало проявление симпатии, и через два дня он впервые позволил Юрию Владимировичу самому угостить собаку. Без особой охоты, по приказанию хозяина пес взял угощение. Прошло еще некоторое время, и Длигач положил ладонь на голову собаки и предложил Никулину положить сверху свою ладонь. Потихоньку Михаил убрал свою руку из-под руки Юрия Владимировича, и его ладонь оказалась на голове собаки. Дейк покосился на него и тихо зарычал.
-    Сидеть! Спокойно...- произнес Длигач.- Спокойно, Дейк.
Как пишет Никулин: «У меня было ощущение, будто под моей рукой работает динамо-машина... Постепенно мы с Дейком подружились. И вот, наконец, последнее испытание: меня посадили в клетку вместе с собакой, пригласили осветителей, шоферов, плотников и попросили их бить по клетке палками, будто они на нас нападают. Дейк в бешенстве кидался на решетку и яростно лаял. Он защищал меня.
-     Вот видишь,- говорил мне потом Длигач,- раз он тебя защищает, значит, действительно признал. Теперь можно начинать съемки.
«Из четырех собак, снимавшихся в роли Мухтара, самым талантливым артистом оказался именно Дейк. Он даже полюбил сам процесс съемок; стоило режиссеру крикнуть в микрофон: «Внимание. Мотор. Начали!», как Дейк кидался к съемочной площадке, стараясь попасть в ближнюю точку перед кинокамерой. Его совершенно очевидно не удовлетворяли массовки и мелкие эпизоды, он ощущал себя центральным героем фильма и обожал крупные планы», - пишет Никулин.
Однако, полюбив съемки и став настоящим артистом, Дейк не переставал быть в первую очередь служебной собакой, в чем на своем опыте убедились некоторые артисты. Большое мужество проявила Алла Ларионова, которая играла в фильме роль первой хозяйки Мухтара. По сценарию собака бросается на хозяйку и рвет ей шубу - сцена жесткая и опасная для артиста. Приняли решение снимать дублера, но Ларионова осталась недовольна отснятым материалом и настояла на том, чтобы сняться в этой сцене самой. Однако тут возникла проблема в лице инженера по технике безопасности. Он категорически возражал, чтобы неопытный человек (имея в виду актрису) «шел в зубы» такой серьезной собаке, какой зарекомендовал себя Дейк. Тогда Длигач подписал бумагу, что берет ответственность за жизнь и здоровье Аллы Ларионовой на себя. Михаил Длигач уверял, что если артистка в момент нападения собаки выставит руку вперед, то Дейк наверняка вцепится именно в эту руку. Дейк работал без перехвата, то есть если один раз схватит, то так и будет держать и не отпустит, пока не услышит команду дрессировщика. Решили на руку Ларионовой надеть несколько защитных колец, сделанных из пластика и снимать без дублей.
Вот как запомнил этот эпизод Никулин: «.Установили две камеры - на тот случай, если одна выйдет из строя. Все заранее подготовили, проверили и отрепетировали. Михаил Длигач держал Дейка за ошейник. Ларионова вошла в кадр.
- Мотор! - прозвучала в полной тишине команда режиссера.
Осветители, ассистенты, шоферы, рабочие замерли. Ларионова быстро пошла по снегу.
- Мухтар, Мухтар, Мухтаруш- ка,- стала звать она собаку.
- Фас,- скомандовал Длигач и выпустил Дейка.
Тот прыгнул на актрису, с ожесточением вцепился в руку и повалил ее на снег. Длигач в два прыжка оказался рядом и с криком «Фу, фу!» с трудом оттащил Дейка от Ларионовой.
- Стоп! - огорченно крикнул Туманов.- Что вы делаете? Михаил Давыдович, вы же испортили мне кадр!
- В чем дело? - удивился Длигач.
- Как в чем дело? Мы не вас должны снимать. Нам важно показать, как собака грызет Ларионову, а вы вбегаете в кадр.
- Но я иначе не могу,- ответил Длигач.- Я за ее жизнь отвечаю.
- Ну, пусть хоть чуть-чуть, хоть немножко Дейк покусает, погрызет! А уж потом вы будете его оттаскивать. Ну, хотя бы на две-три секунды позже вбегайте в кадр,- умолял Туманов.

Решили снять еще дубль. Опять все замерли. И опять Дейк по команде Длигача бросился на актрису. Но хозяин снова не выдержал и раньше времени вбежал в кадр. И второй дубль оказался испорченным. Объявили короткий перерыв. Ко мне подошел Туманов.
- У меня к вам огромная просьба,- сказал он тихо. - Как только собака бросится на Ларионову, умоляю вас, хватайте Длигача за полушубок и секунды три его подержите. Сосчитайте: раз, два,три - и только тогда отпускайте.
Приготовились к съемке.
- Мотор! - прозвучала команда. Дейк бросился, актриса выставила вперед руку, и пес вцепился в нее. Я в это время схватил сзади Длигача за полушубок и держал что есть силы. А он, хотя с виду и тщедушный, развернулся и ударил меня в скулу, да так сильно, что я упал в снег. Так сняли этот кадр».
Досталось и Льву Дурову, который сыграл в фильме нехарактерную для него роль бандита. Вот тут-то Дейк повел себя совсем не так, как ожидал Длигач. Вот впечатления актера: «Я играл эпизодическую роль бандита и должен был убегать от Мухтара по длинному коридору, а потом залезть на стену. На меня надели две пары штанов, на руку - кожаную крагу, чтобы я мог отбиться. «Мотор!» - я бегу, добежал до стены, и тут Мухтар со всей силы бьет меня между ног. Я разжимаю руки, падаю и вижу пасть у своего горла. Выставляю вперед крагу, но умный пес кусать ее не стал, а вцепился в незащищенную руку. Когда подбежал дрессировщик, на мне были только трусы и крага, остальное лежало вокруг, разорванное в клочья». А потом Дуров шутливо добавляет: «Выяснили, отчего пес озверел. Оказывается, один из актеров в перерыве между съемками съел его суп из куриных шеек, и Мухтар выместил обиду на мне».
Михаил Длигач не только замечательно сумел воспитать свою собаку, они не только понимали друг друга почти без слов, но и работе над фильмом отдавались полностью. Казалось, для них нет ничего невозможного. Длигач оказался большим выдумщиком.
Запомнился зрителям эпизод, где Мухтар берет след преступника, а полковник, начальник Глазычева, спрашивает: «Ну как, Глазычев, возьмет твоя собака след на таком морозе?» Глазычев на это отвечает фразой, ставшей крылатой: «Он постарается». По сценарию в этом эпизоде собака должна выкусывать из-под когтей на передних лапах кусочки льда. Как научить этому собаку? Длигач вложил между когтями Дейка кусочки леденцов и, когда снимали крупный план, приказывал ему выкусывать эти кусочки. На экране так и получилось: Глазычев разговаривает с полковником, а Мухтар сидит у ног проводника и выкусывает из-под когтей лед.
Кода же нужно было представить Мухтара раненым, Длигач вымазал его густым вишневым сиропом, и собака сразу стала выглядеть несчастной и больной. И здесь проявились несомненные актерские способности собаки. Из воспоминаний Никулина: «Начиная съемки, мы предполагали, что будем снимать двух собак. Вторую собаку взяли для того, чтобы она сыграла раненого пса. Но Дейк сам справился с двумя ролями. Всех потрясло поведение Дейка во время съемки эпизода, когда Мухтару после ранения делают операцию. Дейка положили на операционный стол, и только включили свет, как вдруг он ни с того ни с сего начал тяжело дышать. Создавалось полное впечатление, что собака больна. Потрясенный Туманов тихо сказал оператору:
- Скорее снимайте».
А когда нужно было сделать Мухтара прихрамывающим, Длигач прикрепил ему на заднюю лапу с помощью пластыря небольшую колючку, и собака стала прихрамывать.
Юрий Владимирович поражался тому, как работал Дейк, собака словно понимала, что от нее требуется. «Страшная жара. Я сижу в автобусе. Сапоги, фуражку, гимнастерку оставил на улице метрах в двадцати от автобуса. Вдруг по мегафону слышу команду:
- Никулин, в кадр!
- Ну, пойду одеваться, - сказал я.
- А зачем ходить? Здесь оденешься, - предложил Длигач.
- Одежда-то на улице.
- Дейк сейчас принесет. Деинька, - сказал Длигач, - где сапоги Юрины, ботиночки?
Дейк пошел и принес сапоги: сначала один, потом второй.
- А рубашечку? - сказал Длигач.
Дейк принес гимнастерку.
- А теперь шапочку, - продолжал хозяин. Собака принесла фуражку. Я был поражен.
- Миша, он действительно понимает?
- А ты что, - обиделся Длигач, - считаешь его за идиота?»
Но иногда Длигач говорил: «Деинька устал, сегодня он сниматься не может», и никакие уговоры на него не действовали, свою собаку он не только любил, но и берег.
К концу съемок отношения Никулина и Дейка стали очень дружескими, собака слушала уже не только Длигача, но и артиста, и пес даже будил Никулина по утрам, чтобы тот вывел его на прогулку, когда Никулин предложил Михаилу Давыдовичу и Дейку уже в конце съемок пожить у него в квартире. И вот наступил последний съемочный день. Из воспоминаний Никулина: «Это событие мы решили с Михаилом Длигачем отметить. Сидим мы все за столом, вспоминаем съемки. Рядом на полу лежит Дейк. Кто-то сказал, что у Дейка теперь два хозяина. Миша, услышав это, обиделся.
- Как бы там ни было, но главный и единственный хозяин - это я. Дейк, ко мне! - скомандовал он.
Дейк мгновенно подошел к нему.
- Дейк, ко мне! Сидеть, - приказал я.
Дейк выполнил и мою команду.
Так продолжалось несколько раз. Дейк исправно выполнял все наши команды.
- Как бы он ни слушался тебя, - сказал Длигач, - а хозяин все-таки я.
- Так-то это так, - вроде согласился я. - Но вот три последние недели Дейк каждое утро будил меня! И просил, чтобы я с ним шел погулять. Хотя ты, хозяин, спал в соседней комнате.
Длигач засмеялся и сказал:
- Так вот знай - каждое утро он будил меня, а я ему говорил: «Иди к Юре. Он с тобой погуляет».

Через три года после окончания съемок я узнал, что Дейк умер. От него остался сын, тоже Дейк. Я его никогда не видел, но Михаил Длигач писал мне, что он очень похож на отца. Длигач мечтал, чтобы сняли вторую серию о Мухтаре».
Удивительным образом все «Мухтары» так или иначе, связаны с нашей страной. Автор сценария И.Меттер был родом из Харькова и, хотя большую часть своей жизни прожил в Ленинграде (нынешнем Санкт-Петербурге), первая публикация Меттера появилась в 1927 г. в украинском журнале «Нова генерацiя». Киевлянину Длигачу не суждено было вырастить второго Мухтара и принять участие в съемках продолжения фильма. Жаль, что опыт этого талантливого кинолога так и остался не востребованным в дальнейшем. Через какое-то время он переехал на жительство в США, и след его затерялся.

Но сегодня в Украине снимается уже третий сезон телесериала «Возвращение Мухтара», и хотя новый фильм - это уже история нашего времени, которая во многом отличается от первой черно-белой картины, он продолжает учить нас вечному и главному - ценить дружбу, доброту и преданность.

Полина Власенко
Фото из личного архива Л.И.Скобцовой
Журнал "Ты и собака" № 1 2007г.
статья любезно предоставлена для нашего сайта
главным редактором журнала Людмилой Миропольской
копирование строго запрещено!

 

10 лучших фильмов о дружбе человека и животного.

Не так давно в кинотеатрах отгремел фильм Альберта Хьюза «Альфа», где рассказывалась история первого человека, сумевшего покорить нрав дикого волка. По этому поводу нам пришла идея вспомнить еще о десяти лучших фильмах, где раскрыта связь между людьми и братьями их меньшими. Веселые, поучительные, а нередко – трагические – все
  • 80

Загадки русских собачьих кличек

Если вы думаете, что Шарики получили своё имя за исключительную пушистость и округлость форм, то глубоко ошибаетесь. Трезор, Мухтар, Барбос, Жучка, Полкан, Тузик - почему именно так мы зовем собак? Раскроем секреты популярных собачьих кличек. 1. Барбос Все мы привыкли к тому, что Барбос преследует незадачливую тройку браконьеров:
  • 100

Собаки - секрет Мухтара

"...С этим псом я познакомился в 1959 году. Подлинное его имя - Султан. Позднее я придумал ему псевдоним - Мухтар. Вот как состоялось наше знакомство. Султан стоял передо мной, застекленный в стенной нише, его длинная, густая, но тусклая шерсть уже была трачена временем - уборщицы музея изредка выбивали из нее пыль. На двух
  • 100

Мухтар

Ваш Мухтар уже со старта,Лишь завидев фигуранта, Землю роет под собою вместе с жухлою травою. Фигурант всё ближе, ближе... Ба!! Да это же не Гриша! А чужой мужик в усах, не на той руке рукав, За спиною что-то прячет. Ну его к чертям собачьим! Стек свистит над головой - «Побегу-ка я домой!» Вы хозяин не грустите и Мухтара изловите,
  • 100

Собаки в кино

К-9 Собачья работа. Всеми любимый фильм. В этой истории двое главных действующих лиц. Пес и коп. Джерри Ли и Джеймс Белуши. Два замечательных актера, исполнивших предложенные роли со всем присущим им обаянием. В роли Джерри Ли снималась настоящая полицейская собака. Но вернее сказать, это пёс, настоящая полицейская овчарка,
  • 100