Хендлинг пуделя

Интервью с Джерардом О’Ши (хендлер, эксперт, заводчик, тренер, педагог)


Джерард О’Ши – один из наиболее известных на кинологической сцене выходцев из Ирландии. Заводчик ротвейлеров (п-к “Just Ask”), эксперт-породник, он также широко известен своими семинарами по анатомии собак и программами по хэндлингу. Сейчас г-н О’Ши живет в Швеции. О семинарах Джерарда О’Ши по хэндлингу, регулярно проходящих в Литве, я слышала давно. Моя подруга Светлана Валуева рассказывала какие-то немыслимо чудесные вещи. Два раза я молча слушала ее, исходя слюной от зависти. На третий раз я не выдержала и оправилась в Литву, чтобы увидеть этого волшебного тренера лично.
Я пропала для общества буквально в первые минуты семинара – потрясающий ирландский акцент Джерарда, вкупе с его энергетикой, харизмой и его философией обучения делают его совершенно неотразимым. Два дня напряженной работы, а Джерард все показывал нам новые и новые приемы, универсальным движением руки укрощая совсем безмозглых, казалось, собак. Его метод строится на положительном подкреплении, подробно описанном в книге К. Прайор «Не рычите на собаку!». А также на позитивном ожидании, которое собака должна испытывать от совместной работы. Впервые в жизни на семинаре по хэндлингу я занималась тем, что подпрыгивала, кричала «Хоп-хоп!», и позволяла собаке бежать галопом, вместо того чтобы ставить ее в стойку на время. Самое удивительное, что это работало! Джерард О’Ши любезно согласился ответить на несколько вопросов для «Пудель-ревю». Хэндлинг от г-на О’Ши чем-то напоминает танец. Собственно, Джерард и называет все происходящее в ринге «хореографией».


- Г-н О’Ши, какова ваша философия хэндлинга?
- Традиционно мы уверены в том, что мы управляем собаками, что именно мы делаем хэндлинг. Мы думаем так с тех пор, как начались выставки собак. Но сейчас, мне кажется, все меняется – например, в обидиенс и любом другом спорте. Мы уже не удовлетворены наличием собаки, которая просто послушна. Мы ищем собаку, которая хочет сотрудничать, готова работать с нами. Если говорить о хэндлинге, мы хотим думать обо «мне и собаке» как о паре, как о партнерах. Я хочу, чтобы мы с собакой как будто вальсировали, танцевали в полной гармонии друг с другом. Мы движемся один за другим – вот что такое для меня хэндлинг.
Хэндлинг это не только собственно сам показ. Каждый из нас играет роль в этом шоу, которое мы хотим представить всем присутствующим. В традиционном хэндлинге мы берем верх над собакой, маскируем недостатки и ценим возможность постоянно ее контролировать. Мне это не интересно. Я предпочитаю собак, свободных душевно и физически, способных показать себя самостоятельно с наилучшей стороны.
Например, ваша собака на прогулке заметит другую собаку, или белку на дереве, или кролика и внезапно остановится. Вы увидите естественную манеру держать себя, естественную позу. Этот момент, когда собака сама показывает себя, и страстно ожидает чего-то, что может быть. Когда я занимаюсь хэндлингом с собакой, я ищу сотрудничества с ней. И этого же момента предвкушения. Собака может ожидать того, что я сделаю, ожидать лакомства, или даже атмосферу ринга. Для меня смысл хэндлинга в том, чтобы позволить собаке выражать себя. А я как хэндлер, как часть этой шоу-команды, помогаю ей выражать себя наилучшим образом.

- Выставляете ли вы щенков и юниоров?
- Если я и делаю это, то очень-очень редко. У меня очень простая философия касательно молодых собак – я свято уверен в том, что вы никогда не должны заботиться победе со щенком или даже с юниором. Вы должны учить собаку понимать, что ринг, это место, где будет много радости, веселья, что это место, где позитивные ожидания оправдываются, и так далее.
Я глубоко убежден, что ни в коем случае нельзя жертвовать этим ожиданием удовольствия, приносить чувства собаки в жертву всего лишь ради лучшей хореографии или ради лучшего места в классе. Я скажу вам честно – если вы выиграете класс щенков даже на большом шоу, люди забудут, как вы выглядите, быстрее, чем вы дойдете до своей машины. Они забудут, что это был за щенок. Люди обязательно запомнят надолго, кто стал лучшим кобелем и лучшей сукой. И когда мы гордимся тем, что выиграли класс щенков или юниоров, зачастую мы можем просто потерять собаку к тому моменту, когда она наберет свою лучшую форму. Это может быть прекрасное животное с точки зрения физической формы. Но не настолько прекрасное в эмоциональном плане – потому что мы разрушили это, добиваясь от молодой собаки как можно лучшего показа путем прессинга и контроля. Я уверен – не стоит давить, когда вы показываете щенка или юниора.

- Как вы относитесь к тому, чтобы играть в ринге с собакой, давать ей лакомство в ринге?
- Я думаю, что подкрепление в ринге должно быть. Но вы должны понимать, в какой момент его давать. В некоторых породах, таких, как прямошерстный ретривер, вы не увидите людей, которые показывают собак. Собаки просто едят все время. А люди их кормят, кормят, кормят. Это сводит на нет всю работу судей – я видел однажды, как эксперт пытался посмотреть зубы у прямошерстных ретриверов, а хэндлеры в это время продолжали давать собакам еду. Это полностью противоречит тому, во что я верю. Я верю, что вы должны давать вознаграждение в тот момент, когда эксперт не смотрит на вашу собаку. Когда я учу щенков, они получают много лакомства, но постепенно я даю все меньше и меньше еды. При этом нельзя терять ожидание собакой награды. Я уверен, есть множество возможностей дать собаке лакомство без того чтобы тревожить судью. И есть множество возможностей дать подкрепление так, чтобы не мешать остальным. Это касается игрушек и игр с собаками, которые я часто использую. Но я всегда очень избирателен в том, когда это делать. Например, после того как судья закончил с индивидуальным осмотром и дал вашей собаке четвертое место. В этот момент у вас есть время для того чтобы сделать последний круг по рингу, даже если эксперт не просил вас об этом и не смотрит на вашу собаку. Я похлопываю собаку, хвалю, даю ей игрушку, если собака выставляется с игрушкой. Все это очень мощно воздействует на то, что собака чувствует в ринге, с каким ожиданием она будет выходить в него. На первых шоу, куда я привожу молодых собак, я стараюсь дать им максимальное вознаграждение прежде, чем мы покинем ринг. Я делаю это со щенком или юниором, даже если мы не попали в расстановку. Я даю какое-то очень желанное и вкусное лакомство до того, как мы вышли из ринга. И мы бежим последний круг счастливым галопом.

- Каково место внешнего вида самого хэндлера в вашей философии хэндлинга?
- Когда я учу людей хэндлингу, я не трачу время на то, чтобы учить людей как им одеваться. Откровенно говоря, если вы все еще не знаете, как вам одеться, судя по всему, вы должны нанять меня в качестве хэндлера. (Смеется). Но, с другой стороны, мир собачьих выставок весьма консервативен. Если вы одеты в костюм, вы выглядите более профессионально. И у вас больше шансов, чем у кого-то, одетого в джинсы и повседневную одежду. В такой породе как пудели, когда вы тратите столько времени на презентацию, вы должны чувствовать что и вы выглядите прекрасно, чтобы соответствовать собаке.

- Расскажите, пожалуйста, о своем опыте показа пуделей.
- В течение семи последних лет, что я прожил в Ирландии, я жил бок обок с пуделями. Моя бывшая жена занималась этой породой, и вскоре после того, как я познакомился с ней, я начал показывать пуделей в ринге. Я никогда не был особенно вовлечен в груминг этой породы, и, занявшись пуделями после ротвейлеров, я даже подумать не мог, что буду разводить их и получать удовольствие от хэндлинга такой утонченной и нежной породы. Но когда я пожил с ними немного, я обнаружил, что в пуделе намного больше собаки, чем видно за всей этой шерстью, лаком и гламуром. Ведь исторически пудель – это охотничья собака для работы в воде, с соответствующими зубами, способная работать в любом климате в любую погоду. Честно говоря, пудель для меня – одна из тех пород, с которой я могу получить максимальное удовольствие от выставки. Пудель это собака, рожденная для шоу, если вы правильно растите и показываете ее. Но слишком многие люди не могут относиться к хэндлингу как к танцу и боятся выпустить наружу истинный характер пуделя, лишь подавляя его.
Несколько лет назад мне задали интересный вопрос о мужественности и женственности у собак разных пород. Я думаю многие из тех, кто никогда не имел пуделя, считают, что все пудели женственны от природы. Но я не согласен. Я думаю, если вы посмотрите на кобеля-пуделя, вы увидите что он…(делает стремительные движения воображаемой шпагой) – он как Зорро. А кобель-ротвейлер больше похож на Арнольда Шварценеггера. Это два разных типа мужественности. И для меня сука пуделя это как Дайана Росс. На мужественность и женственность можно смотреть не только с точки зрения физиологии, но в большей степени как на некий склад ума. Часто стандартного пуделя – кобеля можно сравнить с арабским скакуном, он имеет тот же тип мужественности, понимаете? И проблема в том, что многие люди, которые выставляют этих собак, боятся дать свободу этим скакунам. Извините, но в основном это люди старшего поколения. Они блокируют собак, постоянно их удерживают и контролируют, не давая им раскрыться. А ведь там куда больше собаки, чем люди могут себе представить. Это можно понять, только если поживешь с ними. Я понял это именно так.

- Какой пудель, по-вашему, лучше всего подходит для шоу? Той, миниатюра, стандартный?
- Мой опыт говорит о том, что удачным выбором для выставок будет той или стандарт. Может, какие-то заводчики пуделей со мной не согласятся, но по моему опыту миниатюра более подчиненная, более расслабленная, без крайностей. Я люблю, когда у тоя действительно хороший темперамент – весьма наглый и самоуверенный, так что единственный из присутствующих, кто не знает, кто здесь той – это он сам. Когда у тоя есть это качество, это абсолютно потрясающая шоу-собака! Потому что она демонстрирует так много характера в столь маленькой упаковке. Но нет ничего подобного тому, чтобы выставлять стандарта, особенно кобеля. Это такой адреналин! И это одна из самых главных вещей – когда ты показываешь собаку и не боишься позволить ей показать характер, ты можешь почувствовать, как все смотрят на вас. Ты как будто под прожектором, даже когда не хотел бы быть в центре внимания. Я думаю, именно это ощущение ищет каждый, кто показывает собак – чувство, что все смотрят на тебя. И когда ты делаешь круг по рингу, ты всегда знаешь, что люди толкают друг друга локтями и говорят: «Господи Иисусе, только посмотрите, как двигается эта собака, как она показывает себя!».

- А есть ли у вас предпочтения в окрасе пуделей?
- Прежде чем я скажу вам, что лично я предпочитаю сам, я хочу сказать еще об одной вещи. Есть ошибка, которую мы делаем во многих породах с разными окрасами – это тенденция быть мягче в судействе некоторых из них. Если говорить о пуделях, то ты должен оценивать их в первую очередь как пуделей. Конечно, эксперт сравнивает собак разного окраса. Но он не должен смотреть, например, на серебристого пуделя и думать: «Ок, это же серебро, поэтому я должен быть мягче в своих ожиданиях, в требованиях к типу головы и строению». В глубине души я предпочитаю черных и белых собак. Мне часто кажется, что черные выглядят немного храбрее и самоувереннее. У них не такой косметический вид, они более жуликовато смотрятся, что ли? Как арабские лошади… Но должен сказать, если у вас будет белая собака с очень хорошим пигментом, постриженная в «континенталь», это будет потрясающе красиво!
- Да, владельцы белых собак всегда имеют хорошие фото с выставок. Владельцам черных с этим обычно не везет. Но давайте вернемся к вашей системе хэндлинга.

-Можем ли мы взять наших собак, выращенных под жестким контролем и научить их новому, научить их чувствовать себя свободнее?
- Абсолютно. Хотя это труднее, чем научить щенка. Видите ли, я верю, что когда вы обучаете собаку для любого спорта, не только для шоу, собака должна иметь чувство ожидания. И конечно это ожидание должно быть позитивными. Если мы посмотрим на хэндлеров пуделей – таких мягких, таких идеальных с точки зрения груминга, очень гламурных, это зачастую будет лишь маской. Потому что за всем этим вы можете увидеть множество людей, которые хватают собак, грубо прихватывая кожу, и шипят им «Бл…, стой спокойно!». Многие из них постоянно держат палец на цепочке, и это означает «Даже не думай пошевелиться или повернуться!». Многие, двигаясь туда и сюда, так натягивают поводок, что собака буквально висит на нем.
Если у вас есть собака, которую показывали в этом стиле довольно долгое время, но вы видите, что в этой собаке все еще есть дух жизни, конечно, вы абсолютно точно сможете изменить стиль работы с ней очень быстро. Но если вы видите сломленную собаку, для которой ринг это место для диктата и контроля со стороны хэндлера, дать такой собаке новое позитивное ожидание от ринга – это очень тяжелая долгая работа, если вообще возможная. И честно говоря, изменить систему показа с пуделями проще, чем со многим другими породами, ведь пудели настолько позитивны в их ожидании от всего с ними происходящего… Все эти люди, которые говорят что у них есть собака, у которой плохой темперамент для ринга, в большинстве случаев совсем неверно ее описывают. Если собака в ринге выглядит подавленной, незаинтересованной, не воспринимает хэндлера, судью, а за рингом эта же собака социализирована, заинтересована происходящим, готова общаться с людьми и другими собаками – это проблема ПОВЕДЕНИЯ. Которому вы ее научили или не научили. В большинстве случаев, когда собаки действительно плохо показываются в ринге, когда они вообще больше не хотят никаких выставок, это не генетическая проблема. Если бы это была генетическая проблема, это был бы плохой темперамент. Но это поведенческая проблема. Это то, что мы сами сделали с собакой, когда дали ей понять, что ринг это что-то плохое.

- Часто в пуделином мире мы ломаем копья на тему свободной стойки. Многие говорят «мы не показываем наших собак в свободном стиле, потому что собака выглядит не как пудель, а как шпиц, с закинутой на спину головой и хвостом».
- Многие скандинавские хэндлеры, хорошо известные во всем мире, делают комбинацию ручной и свободной стоек. Когда вы учите собаку стоять в свободной стойке, учитывайте простое правило – чем меньше собака, тем больше должна быть дистанция между вами и собакой. Это основа всего.

- Но как же контролировать собаку, которая стоит в метре от тебя? (смеется)
- Как я уже говорил, я не употребляю слово «контроль». Вы не контролируете собаку. Вы учите собаку. И когда вы учите собаку стоять в свободной стойке, вы тренируете ее соблюдать дистанцию. Есть множество способов научить этому. Это трудно объяснить в интервью. Собака не должна смотреть в небо, она должна смотреть вперед, примерно на 1-2 часа на воображаемом циферблате. Не приучайте собаку концентрироваться на ваших глазах. Научите ее наблюдать за вашими руками. И вы сможете поднять или опустить руку. С тоем вы можете опуститься на колени, собака будет смотреть на ваши руки. Так вы продемонстрируете более естественную осанку собаки. Но первое, чему нужно научить собаку, это какова верная дистанция до вас. Только когда животное это усвоит, и вы не потеряете правильное поведение, такое как позитивное ожидание и т.п., только тогда постепенно можно начать вводить более строгие требования к общей хореографии. Не раньше. Главная ошибка, которую мы делаем при показе собак, это требование безупречного поведения и хореографии с первой же выставки. Сконцентрируйтесь на поведении, и медленно вводите требования к хореографии. Ко времени, когда собака вырастет, вы все еще будете иметь правильное поведение, и хореографию «в одном флаконе». Но обычно люди хотят слишком многого.
Выставки собак это ненормальный спорт – вы можете соревноваться на международном уровне, европейском, или даже на чемпионате мира, не посетив до этого ни одной выставки в своей жизни! В любом другом спорте, чтобы соревноваться на уровне Европы или мира, вам придется получить квалификацию. В мире собаководства, насколько я знаю, квалификация нужна только на Крафтс. В результате ситуация, когда вы вообще не готовите свою собаку к выставке, типична и нормальна для нашего вида спорта. Вам приходится все делать самому – вы ставите каждую ногу, вы поддерживаете собаку за зад, держите голову, вы даже поднимаете ее хвост! Это не то, чего я хочу. Я хочу, чтобы собака понимала, что мы делаем, и учу собак показывать себя.

- Еще один вечный повод для дискуссии в наших кругах это споры о том, должен ли пудель смотреть на хэндлера во время движения.
- Я всю жизнь изучаю анатомию собак, и написал массу статей на эту тему. Я провел множество международных семинаров по анатомии собак всех пород. Абсолютно верно для собак всех пород то, что они должны иметь баланс. Баланс от породы к породе может немного меняться, и важно, чтобы собака имела правильную осанку и движения, типичные для данной породы. Посадка головы это также одна из породных характеристик – у бородатых колли ниже, чем у пуделей. Но все собаки двигаются лучше, когда смотрят вперед, а не вверх.
Среди хэндлеров пуделей, в особенности мелких разновидностей, есть эта тенденция – концентрировать всю энергию движения вверх, к лицу хэндлера. И многие из той-пуделей двигаются, слишком высоко поднимая передние лапы. Часть этих случаев может быть связана с неправильным тренингом собак, а часть с тем, что иные люди ничего не понимают в движениях и просто думают, что это так круто. Множество людей описывают этот тип движения как «О, это настолько poodley!”. Что, черт побери, означает это «poodley»? Все хорошо сбалансированные собаки двигаются лучше, если энергия движения направлена вперед. Любая, даже самая великая шоу-собака никогда не будет двигаться лучше, глядя в лицо хэндлера. Это комбинация плохого подкрепления, плохого понимания того, как собаки должны двигаться, и, возможно, просто плохого хэндлинга. Такие движения не типичны для породы. Но типично, что многие люди думают, что это так “poodley”.

- Часто приходится слышать, что такие собаки имеют потрясающий контакт с хэндлером и демонстрируют его в ринге…
- Возможно, так оно и есть. Но я предпочитаю собак, которые показывают мне путь по кругу в ринге, нежели тех, которым я должен показывать правильный путь. Я хочу, чтобы собака знала, куда она движется. Даже той-пудель должен выходить в ринг как тореро – тадам! Он не должен просто следовать за мамочкой вокруг ринга. Он должен выглядеть как – тадам! – «Я возьму этот ринг, он мой и я удержу его за собой!» И вот в этом разница между просто миленькой маленькой собачкой и маленькой миленькой собачкой у которой есть эта жизненная позиция. Можно научить собаку такому поведению. Это не то, с чем непременно нужно родиться.
Интересно, знаете – если посмотреть на пуделистов, они проводят немыслимое количество времени за тем, чтобы показать шерсть во всей красе. И даже когда они приезжают на выставку, они стригут собак часами, часами, часами. И вот топ-нот завязан, последние приготовления сделаны, и они всего лишь ждут выхода в ринг, а секретарь вдруг говорит: «У эксперта перерыв, нужно подождать». Они говорят: «Черт, мы пока не идем в ринг!». И они поднимают ту же собаку обратно на стол и снова стригут ее, даже если там уже нечего стричь.

- О, да! Это как невроз пуделистов!
- В реальности, подозреваю, что из десяти щелчков ножницами едва ли один действительно достигает шерсти. Они тратят потрясающее количество времени на презентацию шерсти и очень мало времени на то, чтобы научить собак тому, что те должны делать. Это все равно, что подарить женщине прекрасное платье для бальных танцев, и никогда не учить ее как же нужно танцевать…

- Думаю, вы правы. И еще я думаю, что собаки действительно устают от этого – их часами стригут до шоу, часами стригут на шоу…
- А потом привозят домой и снова моют от всего этого лака… Но я думаю это настоящий тест для характера пуделей – не так много пород, которые так спокойно принимали бы все это. Другой вопрос – что вряд ли стоит продолжать прогрессировать только в этом направлении. Безусловно, я очень люблю, когда собака представлена на высшем уровне. Когда я смотрю на лучших людей у нас в Скандинавии, например на Микки Нильссона, презентация всегда прекрасная. Но! Я ни разу не видел Микки в ринге с хорошо подготовленной собакой, которая не выглядела бы счастливой. Собаки всегда выглядят мотивированными и заинтересованными. Вы и не заметите собаку, которая всего лишь хорошо пострижена и уложена. Собаки с харизмой, собаки, у которых немного больше характера – вот то, что вы действительно видите. И это то, что нужно в них развивать. Вы можете полностью изменить внешний вид собаки просто одной хорошей парой ножниц в правильных руках – это быстро. Но чтобы изменить характер, нужно много времени.

 

Мария Скатова, Москва-Вильнюс-Москва

эксклюзивно для «Пудель-ревю»

Спортивная собака

Необычной жизнь спортивной собаки становится с детства. Трех-четырех месяцев от роду она попадает в мир называемый "аджилити". И начинаются практически ежедневные тренировки. Сначала она не видит смысла в тех действиях, которые должна совершать. Но вскоре в ней просыпаются азарт и желание работать. И вот это уже не
  • 100

Питомник собак

Последнее время я часто слышу вопрос от потенциальных покупателей щенков: «У вас питомник?», и далее «А какие часы работы?»… И тут я понимаю, что люди воспринимают ПИТОМНИК СОБАК примерно как ПИТОМНИК РАСТЕНИЙ: огороженная территория, где стоят в ряд клетки с собаками (бедолаги, сидят взаперти целыми днями), и установленным
  • 100

Хендлинг

Наверное, одна из самых интересных, захватывающих составных частей кинологии – это выставки собачьей красоты. В не очень понятной непосвященному человеку сутолоке и восторженной суете владельцев собак есть своя логика, свой порядок. Одни готовят своих питомцев к демонстрации, другие напряженно наблюдают за работой судей в рингах.
  • 100

На что смотрит эксперт при экспертизе на ринге

Мы с Мардж, будучи экспертами Американского Кенел Клуба, долгие часы обсуждали, на что мы обращаем внимание, когда судим на рингах. Не всегда соглашаясь в оценке отдельных собак и методов экспертизы, мы пришли к единому мнению в одном – очень легко определить собаку, которая займет последнее место. Нет, это не обязательно собака
  • 100

Выставляем собаку

1. Контроль головы. Это означает, что хендлер ни на одну секунду не оставляет голову собаки без внимания. В движении единственным способом контроля является ринговка. Ринговка может быть натянутая или чуть провисшая. Легкий рывок является способом коррекции движения. Для тренировки движения на натянутой ринговке есть полезное
  • 100

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив