Генерализация (закрепление)

Генерализация (закрепление)


Меня часто спрашивают «А что если вы с собакой попадаете в новую ситуацию и она не слушается? Если вы не корректируете собаку физически, то что же вы делаете?» Это поднимает вопрос закрепления, или правильнее, «генерализации». Это область, где вы можете четко увидеть принципиальную разницу между кликер-дрессировкой и традиционной дрессировкой.

В любой дрессировке требуется, чтобы собака научилась выполнять нужные действия при любых обстоятельствах. Цель обучения — стимульный контроль, т.е. «данная команда всегда и везде означает данное действие». Чтобы понять, насколько хорошо выучен навык, надо отработать его с собакой в самых разных ситуациях.

В «традиционной» дрессировке тренер «закрепляет» поведение, помещая собаку в ситуацию, где она скорее всего совершит ошибку, и «корректируя» ее за это. Например, если ваша собака может сидеть одну минуту в вашем заднем дворе, вы берете ее в общественное место и заставляете там сидеть. Вы ожидаете, а иногда даже надеетесь, что она сорвет выполнение упражнения. Если так и происходит, вы ее от души «корректируете». Цель — научить собаку, что одни и те же правила действуют повсюду: «Делай как я сказал, а не то...».


Я не использую слово «закрепление», частично потому, что оно неточно, частично потому, что у него сильный негативный подтекст. Он подразумевает провокацию собаки на ошибку. Я предпочитаю термин «генерализация». Это подчеркивает, что цель обучения — научить собаку применять навыки в разных ситуациях, т.е. научить ее работать в большом разнообразии внешних условий. Но целью «закрепления» не должно быть «подставить собаку». Помните, наша цель — научить собаку добиваться успеха.

Основным правилом отбора поведения, упоминаемым Карен Прайор, является следующее: «при введении нового критерия должны быть облегчены предыдущие». Проще говоря, когда вы добавляете что-то новое в упраженние, вы должны быть готовы к тому, что уже выученный навык немного «сползет», пока новое не будет усвоено. Когда новый элемент отработан, уже существующий уровень готовности собаки вернется к ранее установленной планке.

Новое место — это новый критерий. Прайор приводит в пример репетицию в костюмах у хора в опере: и хор, и певцы знают свои реплики и время вступления, когда они без костюмов во время полного «прогона», но во время генеральной репетиции их выступление разваливается, пока они выясняют, что им делать с тяжелым реквизитом в руках и с лестницами вместо стремянок, использовавшихся раньше.

Когда вы помещаете собаку в новую и незнакомую для нее обстановку, вы должны ожидать, что она не будет работать на том же уровне, которого она уже достигла в «лаборатории». Это неизбежно. Вопрос в том, как вы отнесетесь к этому.

Если вы расцените откат в качестве исполнения как «ошибку» и будете «корректировать» собаку, вы пойдете в неверном направлении. Это не даст собаке уверенности при работе в незнакомых местах. Да вы и не сможете проработать все возможные варианты обстановки, которые могут встретиться собаке за ее спортивную карьеру. Вам всего лишь надо работать над тем, чтобы собака чувствоавала себя спокойно в незнакомом месте вообще. Физическая «коррекция» - в лучшем случае, очень «топорный» инструмент для этого. В худшем — деструктивный.

Когда вы помещаете собаку в новое место, вы должны «вернуться в детский сад», говоря словами Прайор, в выученных упражнениях. Если собака может сидеть в течение одной минуты дома, в новом месте начните с 10 секунд и стройте выдержку заново. Если она может пройти 30 шагов по прямой, начните с пяти шагов, и стройте отсюда. Если она делает высыл на пятьдесят шагов, начните с высыла на 2-3 м, и работайте дальше. И так далее.

Надо использовать новую обстановку как обучающий фактор. Вы говорите собаке «Делай то же самое, что и дома». Это позволяет убить несколько зайцев.

Во-первых, вы не давите на собаку завышенными ожиданиями. Вы просите всего лишь сделать то, что ей легко на данном этапе подготовки на знакомой территории. Это исключает стресс во время начальных занятий.

Во-вторых, вы закрепляете действия собаки тем, что повторяете весь путь обучения заново. Вы не просите собаку делать что-то новое, только то, что она уже и так давно знает, как делать.

В-третьих, вы укрепляете доверие собаки к вам. Она учится, что когда она попадет в новую ситуацию, вы будете рядом и попросите ее сделать то, что она умеет, а не что-то новое и рискованное или непонятное. Это повышает ваш авторитет.

В-четвертых, вы укрепляете уверенность собаки в том, что она может работать в любой ситуации. Когда вы представляете ей новые раздражители и незнакомые места, она с опытом начнет переносить свои умения в новые ситуации. Она, возможно, никогда раньше не видела именно этих детей, играющих в футбол, но она уже сидела на выдержке рядом с другими играющими детьми. Она не была в этом парке, но она делала это упражнение в десяти других парках. Со временем это станет привычным.

Процесс генерализации проверяет вашу гибкость, воображение и чувствительность как дрессировщика гораздо больше, чем выполнение собакой конкретного упражнения. Вы занете , что выученное поведение «развалится» в новой ситуации, пока собака не привыкнет к этому. Это данность. Реальный вопрос в следующем: как вы собираетесь на это реагировать?

Ответ на вопрос «Что делать, если вы начали заниматься с собакой в незнакомом месте и она ошибается?» очень прост: «Когда вы занимаетесь в новой ситуации, снизьте свои ожидания до того уровня, на котором собака не совершит ошибки. Затем снова пройдите все этапы усложнения упражнения». Вы не столкнетесь с ошибкой, если не просите от собаки больше, чем она может. Чувствуйте, на что ваша собака способна в новой необычной обстановке, и вы сможете использовать генерализацию как еще один путь к успеху.

«Закрепление».

Когда мы жили в Пасадене, Калифорния, я теринровался в парке. Это была наша «домашняя площадка». Сэм и Дилан начинали тренироваться здесь с 3 месяцев. Они с первого дня учились при детях, играющих в мяч, ревущих мотоциклах, подростках с магнитофонами и несметных количествах других собак. Они с детства привыкли работать при людях и не обращать внимания на раздражители. Это было огромным преимуществом.

Когда мы переехали в высокогорную пустыню, мы потеряли это преимущество. У меня на участке было полно места для занятий, но оно было уединенным. Собаки быстро привыкли к одиночеству и тишине. В конце концов, тишина и была причиной переехать сюда. Когда мы снова начали заниматься, я обнаружил, что они стали чувствительны к раздражителям и новым местам. И мне пришлось специально заниматься приучением их работать в шумных местах.

Морган Спектор

Как упростить дрессировку?

Как упростить дрессировку? Выгуляйте хорошенечко собаку перед дрессировкой. Физически уставшая она будет меньше отвлекаться, и будет куда лучше работать. Такая маленькая хитрость раза в 3-4 упростит дрессировку. Не частите с командами. Делайте небольшие паузы между командами. Например, отрабатывая «сидеть», «лежать» и «стоять»,
  • 60

Работа при отвлечениях. Понимает ли вас собака?

Если вы занимаетесь дрессировкой, то в какой-то момент, если уже не, повстречаете понятие "работа при отвлечениях". Это принцип дрессировки, к которому все, кто занимается с собаками и их владельцами, относятся с большим трепетом, и каждый тренер имеет свои способы отработать поведение собаки при отвлечениях. Но что в
  • 100

Дифференцировочный раздражитель

Команда – стимул (раздражитель) для выполнения поведения, т.е. что-то, что вызывает поведение в определенное время. Стимул не то же самое, что поощрение. Раздражитель вызывает поведение; поощрение усиливает поведение. Пример: жажда – стимул для меня пойти к крану и включить воду; когда вода течет, это поощряет поворот крана. Мы
  • 100

Ошибки при дрессировке собак

Правильная дрессировка – залог воспитания адекватной, уравновешенной и послушной собаки. Как показывает практика, при самостоятельной работе с собакой большинство владельцев совершает одни и те же ошибки, которые существенно снижают эффективность дрессировки. 1. Задерживающееся подкрепление.Для формировании нужной реакции
  • 100

Связь поведения с определенным сигналом собак

Мы уже с вами договорились, что причиной любого поведения является потребность. То есть, когда мы голодны, нам необходимо совершить пищедобывающее поведение - сходить в магазин, открыть холодильник. что-то разогреть, что-то порезать. А если мы голодны, но находимся в учебной аудитории или в зрительном зале? Значит, потребность
  • 100

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив