Дополнительная терминология

Дополнительная терминология


Твердость и Острота


Термин «твердость» применяют к собаке, которая очень сильна в погоне и хвате и, в частности, отвечает на явную агрессию со стороны противника еще большей агрессией и драйвом. Причините боль твердой собаке, и она развернется, чтобы еще сильнее ответить вам, а не прекратит борьбу. В общем смысле, в защитной работе твердость – это противоположность робости. При определенных обстоятельствах твердая собака может показывать склонность к активизации в ответ коррекцию или даже усиление ее вплоть до агрессии против проводника. Как правило, очень жесткая в борьбе с помощником собака также менее чувствительна к физической коррекции, и если коррекция применяется без должной осмотрительности, собака может сделаться агрессивной по отношению к проводнику. Несмотря на то, что в определенных кругах стал весьма модным тренинг, основанный исключительно на позитивных методах, отвергающих необходимость использования активной физической коррекции, твердость как один из аспектов агрессии является необходимым элементом в разведении и тренинге полицейских собак, и подчас твердая и агрессивная собака требует наличия соответствующей твердой и агрессивной стороны в своем боссе для установления правильных рабочих отношений. Обычно требуется минимальное ее использование, когда опытный, компетентный тренер начинает работу со щенка или молодой собаки, но потребуется время от времени гораздо больше жесткости по отношению к более взрослой собаке, которая уже имела возможность узнать, что большинство людей отступают перед ней. Таким образом, необходима большая осмотрительность, чтобы предупредить возможную конфронтацию, в которой собака может причинить человеку серьезные травмы или которая породит значительные проблемы в тренинге.

Исходя из этих соображений, важно начинать работу с очень жесткими собаками как можно раньше и постоянно объясняя, что наиболее верный путь к последующей хватке – это быстрый отпуск и интенсивная охрана. Может быть очень непростым делом заставить отпускать собаку, обладающую экстремальной твердостью, и если однажды она приобретет привычку не повиноваться, то получение чистого безотказного отпуска по команде станет тяжело решаемой задачей. Упертое нежелание отпускать может впечатлить ребят, крутящихся рядом с клубом, но судья на поле испытаний или в гражданском суде вряд ли это поймет. Лично я склонен отдавать предпочтение более твердым собакам, но это может быть вызвано недостатками моего характера, а не рациональным отношением к тому, что твердая собака, не воспитанная надлежащим образом, может стать проблемной собакой. В мире, в котором зачастую собак тренируют, а затем продают военному или полицейскому департаменту, потенциально отрицательной стороной реально твердой собаки является то, что будучи приписанная к проводнику, психологически не вполне готовому справляться с ней, она может стать проблемой; поэтому иногда разумно быть осторожным в своих желаниях. Например, военные собаки могут несколько раз менять проводников в течение своей карьеры, и маловероятно, что все из них будут очень опытными и доминантными.

Острая собака – это очень напряженная собака, весьма скорая на хватку. Она склонна проявлять себя больше в защите, нежели быть собакой с высоким добычным или игровым драйвом. Острая собака иногда имеет тенденцию быть нестабильной или пугливой, и такие собаки часто воспринимаются неопытными людьми в качестве предпочтительных для полицейской или защитной работы собак, что зачастую совсем не верно.

С другой стороны, острая, уверенно-агрессивная собака может производить экстраординарное впечатление и быть эффективной собакой в правильной ситуации, особенно в руках, например, хорошего полицейского тренера; существуют тренеры, которые находят работу с такими собаками захватывающей и просто увлекательной. Проблема может возникнуть, когда собаку необходимо передать в руки другого проводника. Например, в ситуации, когда полицейская администрация принимает решение передать собаку, а лицо, производящее выбор, не является опытным и компетентным в этом вопросе, собака может быть загублена в руках нового неадекватного проводника. Это не обязательно является следствием неполноценности или плохой подготовки проводника, но просто несоответствием между собакой и им. Острая собака может быть потенциально агрессивной к своему новому проводнику, если ее акклиматизация и тренинг проводятся не в осмотрительной и уверенной манере.

По моему личному мнению, малая толика остроты, связанная с мгновенными колебаниями между восприятием собакой угрозы и включением ее в борьбу, дает проводнику момент, чтобы обуздать собаку предотвратить укус не того человека в неверной ситуации. Среди всех аспектов природы собаки остроту, возможно, наиболее удачно сравнить с двусторонним мечом, и большинство из нас предпочтут слегка меньшую остроту чересчур большой.

Острота, смешанная с врожденной нестабильностью или пугливостью, часто подразумеваемая в контексте остро-робкой собаки (трусливо-агрессивной, прим. пер.), является взрывоопасной комбинацией. Для такой собаки будет характерно совершать быстрые, возможно неспровоцированные, резкие атаки, а затем ретироваться, готовясь к следующему нападению или бегству. Такие собаки являются проблемой, и если подобные тенденции у них выявлены, в целом, следует отказаться от их тренировки и разведения. Подчас усыпление такой собаки оправдано и становится необходимостью.

Уверенность и социабельность

Уверенность и социабельность[1] часто воспринимаются как синонимы, то есть как разные слова для объяснения одного и того же по сути качества. Однако между ними существуют важные различия. Уверенная собака расслаблена в окружении чужаков, потому что ей не свойственна необоснованная пугливость. Она может быть социабельной или не быть ею, то есть может хотеть или разрешать прикосновения или фамильярности со стороны посторонних, или же уклоняться от этого. Уверенность и социабельность взрослой собаки более чем какой-либо другой аспект являются следствием начального импринтинга в критические периоды развития щенка. Некоторые люди, возможно, думают, что очень ограниченная социализация приведет к созданию более агрессивного щенка, лучшей защитной собаки. Я считаю, что это совершенно неверно, так как агрессивный драйв либо есть, либо нет, а любая изоляция от мира будет всего лишь усиливать страхи и подавлять уверенность, что от рождения уже наличествует у второсортной собаки, таким образом, ведя к созданию опасной, а не полезной собаки. Для хорошей, сильной собаки соответствующая ранняя социализация приносит невероятно много пользы; собака не делается всеобщим другом, но способна сохранять дистанцию и самообладание в различных социальных условиях. Из моего личного опыта, два наиболее агрессивных и сильных моих бувье являлись всеобщими друзьями, когда к ним приближались с хорошими намерениями и со здравым смыслом, и почти любой мог погладить и поиграть с ними. Мне нравится это поведение в собаке, оно просто делает мою жизнь намного легче, ведь эти собаки могли включиться в защиту в одно мгновение при серьезной провокации или в присутствии помощника. Другие, столь же хорошие, собаки готовы участвовать в социальном взаимодействии лишь путем натренированного ответа, выработанного под настоянием проводника, в силу чего проводника следует осторожно подбирать к собаке с учетом ее склонностей.

Чрезмерно социабельная собака, для которой мир представляется миром, полным друзей, которых она еще просто пока не встретила, обычно кажется очень уверенной в себе и зачастую особенно желаемой для типичного владельца собаки-компаньона. Напротив, защитная собака живет в мире, где существуют люди иные, нежели новые друзья, где необходим элемент настороженности, где социабельность без границ, готовая принимать всех чужаков, неотличима от глупости.

Достаточный уровень уверенности, с толикой страха, порождающей осмотрительность по отношению к опасности, в целом является хорошей вещью, но быть уверенным – это не то же самое, что быть милым или социабельным. История свидетельствует, что гунн Аттила (вождь гуннов 434 по 453 гг. Прим. пер.) был до крайности самоуверенным человеком, абсолютно убежденным в том, что вся захваченная им популяция поступала в его полное распоряжение: женщины для секса, дети для продажи в рабство, мужчины для умерщвления или порабощения, в зависимости от его личных капризов или прихотей. Обычно бандиты самоуверенны во всех контекстах жизни, поскольку в окружении, где они демонстрируют это поведение и являются персонально неуязвимыми, их опыт подсказывает им, что это эффективно.

Большинство серьезных тренеров предпочтут иметь дело с собакой, которая является средней или ниже средней в части социабельности, обладает твердостью и силой, но с другой стороны, контролируема[2]. Нам нужна собака, которая станет настороженной и бдительной при возникновении потенциальной или явной угрозе. Настороженность и сдержанность могут восприниматься как противоположность социабельности, а чрезмерно социабельная собака зачастую будет относиться к своей защитной работе недостаточно серьезно. Таким образом, умеренная социабельность в защитной собаке является, в целом, желательным качеством. Социабельная собака – это такая, которая чувствует себя непринужденно среди посторонних, а также в незнакомых местах и в сложном окружении. Она может свободно ходить в толпе незнакомых людей на распущенном поводке, а ее агрессия выборочна и контролируема. Большинство проводников не хотят, чтобы посторонние гладили их собак или вступали с ними в контакт, и пресекают проявления того, что представляется социабельностью у собаки-компаньона.

В контексте служебного применения, уверенная в себе собака – это надежная собака, которая склонна отвечать только на явную провокацию, а в условиях стресса будет сохранять самообладание и спокойную манеру держаться. Если чрезмерно острая собака стремится к упреждающему, иногда неуместному, укусу, то уверенная собака, выращенная и тренированная надлежащим образом, будет строго предупреждать и удерживать свою территорию. Избыточно же острая собака может лишиться самоуверенности.

Социабельность – это, возможно, наиболее желательное качество у семейного домашнего животного для владельцев, которым нужна безопасная собака, с которой легко иметь дело и от которой не требуются какие-либо защитные функции. Таким образом, высоко социабельная собака – это лучшая собака в подавляющем большинстве ситуаций. Но подобный уровень социабельности, когда реальная угроза уже не настораживает собаку, является неадекватным для собак с защитной наследственностью. Социабельность – это особый субъект процесса импринтинга, который появляется и формируется в критический период развития щенка, наиболее ярко выраженный приблизительно с момента раскрытия глаз и ушей и примерно до 16 недель, то есть до 4 месяцев.

Самоуверенность в определенном смысле является генетически детерминированной; в то время как надлежащие социализация и импринтинг в щенячьем возрасте желательны для всех собак, некоторые из них рождаются с предпосылками для проявления неадекватной трусости и неуверенности – проблем, которые могут быть только замаскированы, но не исправлены посредством социализации и тренинга.

Интеллект и тренируемость


Время от времени в прессе появляются статьи, ранжирующие относительный интеллект разных животных или пород собак. Как правило, это бред, берущий за основу демонстрируемый подхалимаж, стремление выполнить трюк ради лакомства или похвалы, а не основывающийся на оценке фундаментальных различий в когнитивных способностях. Породы, такие как борзые или охранники стада часто оцениваются очень низко, но это отражает природу их работы, зачастую не предполагающую взаимодействие с человеком. Собака-охранник стада разводится и социализируется для того, чтобы стать стоиком, лишенным человеческого общения. Бладхаунд — узкоспециализированная и усердная собака, не отвечающая ни за то, кроме запаха, по которому она идет, но его работа по следу придает новое понимание слову «упорный». Ретривер или пойнтер разводятся для целей своей специализированной работы, а не для того, чтобы быть резкими и подвижными в глазах обывателя, не осведомленного о реальных требованиях к ним и их функциях. Собаки, разведение и селекция которых направлена на достижение независимости и надежности, могут казаться летаргичными, поскольку тщательность и настойчивость являются важнейшими качествами в их функциональности.

Интеллект собаки сложно определить и измерить количественно, потому что мы склонны сравнивать его с моделями поведения и реакциями человека, который по своей природе является вербальным существом, и таким образом, не вполне подходит для понимания собаки. Берни Браун (Bernie Brown), хорошо известный тренер по обедиенс голден-ретриверов в AKC, комментировал, что нужна весьма тупая собака, чтобы соответствовать глупостям этого рутинного спорта. Существуют собаки, способные находить соответствие одного из нескольких десятков слов с различными игрушками и по голосовой команде приносить заданный объект из другой комнаты, снискавшие таким образом рукоплескания как очень умные. Но в чем практическая польза такого рода вещей?

Интеллект – это в известном смысле проблема в тренинге, которая может вести к проявлению инициативы и самостоятельным действиям, так что судья быстренько снимет баллы за непослушание вместо того, чтобы наградить особыми оценками. Собака, которая покидает место выдержки для того, чтобы отдохнуть в тени, конечно же, демонстрирует ум и инициативу, но судья при этом наверняка снимет 10 баллов, а проводник будет обескуражен, и возможно даже взбешен. Вот поэтому это называется испытаниями по послушанию, а не тестами на интеллект, и безусловно подчеркивает то, что мы реально хотим видеть в собаке.

Тренируемость, стремление понимать и выполнять команды проводника, является жизненно важным аспектом применения собаки, но это, в отличие от общепринятого представления, отличается от интеллекта. Бордер-колли, работающие в тесном взаимодействии с проводником и по его командам управляющие стадом, производят впечатление чрезвычайно умных и являются ими, занимая верхнюю или соседнюю строчку в большинстве рейтингов. Но собака-охранник стада, нередко работающая одна без руководителя, несомненно, принимает на себя большую реальную ответственность.

Волчата, даже те, которых забрали из гнезда и интенсивно социализировали вне контакта со взрослыми волками, чрезвычайно трудны для тренинга, ненадежны и вероломны. Тренируемость стала способом адаптации к человеческой социальной структуре, где соблюдение указаний и команд человека является наиважнейшим условием. В реальной жизни, как показали наблюдения над способностями решать задачи, такие как открывание клетки или отпирание задвижки, волки в целом гораздо более умны, чем собаки, и таким образом, адаптация к человеческой социальной структуре стала в фундаментальном смысле процессом оглупления. (Coopinger & Coopinger, 2001)

Итак, тренируемость — готовность принимать лидерство человека при этом все еще сохранять потенциал агрессии и адекватной реакции в определенной ситуации — представляет собой нечто новое или, как минимум, значительно улучшенное и отобранное в процессе одомашнивания, в котором волк прямым или более сложным путем эволюционировал в собаку. На этом пути платой за развитие тренируемости, податливости и желания работать стало уменьшение реального интеллекта, в смысле способностей к самостоятельным решениям и проявлению умственной инициативы. (Наши школьные системы подчас, кажется, отдают предпочтение тренируемости и зубрежке; возможно мы так же «одомашниваем» наших детей.)

Создавая полицейскую патрульную собаку, мы испытываем потребность в реконструкции, в известной мере, этих древних особенностей волка, то есть в разведении более крупных, более агрессивных собак с большими зубами, с более мощными челюстями и реально более умных. При этом наши спортивные испытания, движимые соображениями политкорректности и коммерческими интересами, направленными на продажу щенков, все в большей и большей степени требует зазубренного послушания, а не инициативы. Нечто порочное имеется, возможно, в этом.


[1] Социабельность – способность или склонность завязывать отношения или связи, общаться, то есть качества, подразумеваемые для социальной собаки. Прим. пер.

[2] Лично я не отдаю приоритета мало социабельным собакам, но буду заниматься с ними, если другие [рабочие] качества выражены. Одна из наших сук вернулась к нам как несоциабельная от рождения, но стала хорошим ресурсом для разведения. Иногда низкая социабельность является следствием негативного раннего опыта, а не генетических факторов.
 
 
 
назад  вперед

Классификация драйвов по Манфеду Мюллеру

Cогласно книге Манфреда Мюллера “Vom Welpen zum Idealen Schutzhund” в защитном разделе наши собаки используют следующие трибы-драйвы (побудительные мотивы): Beutetrieb – Драйв добычи, лежит в одной плоскости с охотничьим инстинктом, желание поймать движущийся объект, крепко схватить и умертвить. Bringtrieb – Драйв
  • 100

Легкая коррекция на поводке

Когда щенок научится гулять на поводке, а вы начнете водить его рядом, можно применять при необходимости легкую коррекцию. При обучению собаки новому приему ни в коем случае не применяйте жесткую коррекцию. Это основа моего метода дрессировки. Когда собака учится новому приему, она не понимает, что вы от нее хотите, а поэтому не
  • 100

Борьба или бегство

Когда кошка изгибает спину, ощетинивается и покачивается из стороны в сторону, чтобы выглядеть как можно больше, когда кобра раскрывает свой капюшон, когда собака рычит и принимает угрожающую позу, когда горилла стучит кулаками в грудь – это делается не для того, чтобы спровоцировать борьбу и применение силы, но, напротив, в
  • 100

Поощрения и запрещения в дрессировке собак

Разбирая сущность и значение принуждения в дрессировке служебных собак как сильного безусловного раздражителя нельзя умолчать о значении и способах применения поощрения и запрещения, которые тесно связаны с принуждением. К поощрениям относятся: звуковая дополнительная команда «хорошо», легкое поглаживание собаки и все виды
  • 60

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив