Основная ошибка дрессировщика

Основная ошибка дрессировщика


Основной и главнейшей ошибкой большинства начинающих дрессировщиков является субъективный подход к собаке.

Субъективный подход, ведущий к "очеловечиванию" собаки, игнорирует качественное различие между высшей нервной деятельностью у человека и собаки, переоценивает значение психических явлений в поведении собаки и отрывает эти явления от их физиологической основы. В результате этого поведение собаки определяется не раздражителями внешнего и внутреннего порядка, действующими на кору мозга и вызывающими рефлекторные проявления у собаки (безусловные и условные рефлексы), а "особыми психическими процессами", якобы скрыто протекающими в головном мозгу собаки (ощущениями, представлениями, впечатлениями и т. п.). Это ведет к отрыву психических явлений от физиологических, хотя еще великий русский ученый, "отец русской физиологической науки" И. М. Сеченов, высказал мнение, что "психические акты по своему происхождению суть рефлексы".

Академик И. П. Павлов своими исследованиями в области высшей нервной деятельности нанес окончательный удар по субъективному подходу к поведению животных. Он окончательно доказал, что в основе работы больших полушарий головного мозга лежит рефлекторная деятельность и каждый акт поведения состоит из рефлексов (безусловных и условных). Одновременно с этим академик И. П. Павлов установил, что при наличии общих закономерностей в деятельности больших полушарий головного мозга собаки и человека высшая нервная деятельность собаки качественно отличается от высшей нервной деятельности человека. Это различие, как указывает академик И. П. Павлов, заключается в следующем: "собака обладает только первой сигнальной системой, а человек имеет, кроме первой сигнальной системы, еще и вторую, связанную с речью". Под первой сигнальной системой академик И. П. Павлов понимал непосредственное восприятие собакой различных раздражителей посредством анализаторов (органов чувств). Например, собака воспринимает звук звонка или комплексный звук команды, различные запахи и т. д. Эти раздражители при определенных условиях могут стать для собаки условными раздражителями, т. е. приобрести значение "сигналов" на выполнение определенных действий. Так, по команде "след" собака начинает проработку следа. Вторая сигнальная система связана с развитием речи, слова, понятия. Это - система словесных сигналов действительности. Человек не только воспринимает звук звонка, но еще обозначает этот звуковой раздражитель определенным словом - понятием "звонок". Если сказать человеку слово "звонок", то человек сознательно представляет себе не только какой-либо один конкретный звонок или звук какого-либо звонка, но звонок вообще как определенное понятие. Эти сигналы слова представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше мышление, специально человеческое высшее мышление" (Академик И. П. Павлов. "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности. Изд. ГИЗ, 1925, (стр. 722)). Следовательно, собака сознательным мышлением не обладает, и ее восприятие окружающей среды ограничивается пределами первой сигнальной системы.

Из этого следует весьма важный вывод для практической дрессировки. Звуковые команды, применяемые при дрессировке, могут для собаки приобретать значение только определенных сигналов (условных раздражителей), но они не образуют таких понятий которые обусловливают отвлеченное мышление, а следовательно, и сознательное понимание человеческой речи. Каждая команда для собаки имеет лишь конкретное значение и всегда связана с определенным действием. Относиться к собаке, как к мыслящему и вполне разумному существу, - грубейшая и недопустимая ошибка при дрессировке.

Крушинский Л.В., Меркурьева Е.К., Израилевич И.Е. "Служебная собака"

Зависимость поведения от типа высшей нервной деятельности

У собак каждого типа высшей нервной деятельности есть черты и другого типа. Типы нервной системы как своеобразие индивидуальной нервной деятельности являются врожденными. С помощью дрессировки тип нервной системы можно несколько изменить. Сложные действия собаки, выработанные и закрепленные в процессе дрессировки, оборачиваются
  • 100

Типы высшей нервной деятельности

Поведение собаки зависит от основных физиологических процессов, происходящих в центральной нервной системе, — от того, какова их сила, сохраняется ли между ними равновесие, с какой скоростью они сменяют друг друга. Тип высшей нервной деятельности — совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, предопределяющих
  • 100

Безусловные и условные рефлексы

Рефлекс — это реакция всего организма или его части на внутренние или внешние раздражители, которая выражается через появление, усиление, ослабление или исчезновение какой-нибудь деятельности. Рефлексы помогают организму быстро реагировать на различные окружающие изменения и приспосабливаться к ним. Первым описал рефлекс
  • 100

Закономерности условно-рефлекторной деятельности у собак

Впервые закономерности условно-рефлекторной деятельности были изучены и установлены И. П. Павловым в опытах на собаках. Дальнейшие исследования проводились его учениками на различных животных. Содержание многих закономерностей высшей нервной деятельности раскрывает сущность дрессировки, объясняет ее правила, позволяет понять и
  • 100

Виды условных рефлексов и их характеристика

Условные рефлексы отличаются от безусловных многообразием и непостоянством. Поэтому нет четкого разделения условных рефлексов и их определенной классификации. Исходя из потребностей теории и практики дрессировки собак, выделяют основные виды и разновидности условных рефлексов. Натуральные условные рефлексы образуются на постоянные
  • 60

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив