Общие методические принципы в анимал-терапии
Общие методические принципы в анимал-терапии
Перед планированием работы необходимо:
1. Исключить наличие противопоказаний: аллергий на собак, астмы, острых заболеваний дыхательных путей и кожи, фобий.
2. Тщательно расспросить пациентов, либо ответственных за них (родителей, опекунов, воспитателей и пр.) о специфике заболевания и состоянии здоровья пациентов.
Перед началом работы необходимо обеспечить и проконтролировать следующее:
1. Животные должны быть здоровые, чистые в меру понимания зоогигиены, не иметь паразитов.
2. Животные должны быть предварительно отобраны по поведению.
3. Сопровождающие животных люди должны иметь теоретическую и практическую подготовку.
4. Волонтеры должны быть тщательно проинструктированы перед каждым занятием.
Перед практической работой с пациентами, в особенности перед первыми занятиями необходимо следовать правилам:
1. Аккуратно, «неагрессивно» знакомить пациентов с животными, особенно внимательно наблюдать за поведением пациентов при первой встрече.
2. Обеспечить безопасность пациентов и животных.
3. Соблюдать принцип «1 наблюдатель – 1 пациент».
4. Избегать неконтролируемого общения группами!
На протяжении всей практической работы с пациентами необходимо обеспечить следующее:
1. В составе группы должен быть методист с опытом работы.
2. Для каждого занятия должна быть поставлена четко сформулированная задача.
3. По каждому занятию ведутся записи, фиксируется дата и продолжительность занятия, фамилии, возраст и диагнозы пациентов, место проведения занятий, тип занятия (групповое, индивидуальное), фиксируются данные на животных (вид, пол, кличка), кратко описывается суть занятия.
4. Необходимо периодически проводить типовые опросы пациентов для оценки эффективности работы.
При систематических занятиях необходимо работать по плану! При составлении плана занятий:
1. Необходимо иметь представление обо всех патологических нарушениях, с которыми предстоит работать.
2. Выделить наиболее значимые и работать с ними, не упуская из виду и другие.
3. Поставить конкретную задачу на улучшение или закрепление конкретного навыка или группы навыков или реакций.
4. Увеличивать нагрузку или усложнять задание постепенно и систематически.
5. В начале занятия проверять стабильность улучшения, в конце усложнять задачу, стимулируя пациента.
6. Своевременно вводить новые элементы, чтобы избежать скуки.
7. Не перегружать пациента физически и эмоционально.
8. По завершении занятия необходимо фиксировать результаты.
Разовые занятия или «однократные встречи» имеют свою специфику и также должны проходить по плану и с учетом того, что исправить ошибку на следующем занятии не удастся. При однократной встрече не нужно форсировать ситуацию, ставить много задач, пытаться достичь многого за малый промежуток времени. Основная цель – НЕ НАВРЕДИТЬ ПАЦИЕНТУ!
Пациент может бояться всего нового (неофобия). Пациент может быть избыточно брезглив, насторожен, недружелюбен. Неосторожное действие, движение, фраза или слово могут быть восприняты остро, поняты превратно и запомнены неправильно!
Для пациента важен ритуал знакомства (встречи) с новыми людьми и животными. Не менее важен ритуал прощания. Эти ритуалы успокаивают пациента, оставляют нужный эмоциональный отпечаток в памяти.
Результаты и описание разовых выездов также необходимо фиксировать в журналах.
Специфика однократных встреч:
1. Мягкое знакомство с учетом неофобии.
2. Медленное сокращение дистанции до животного.
3. Избегание обещаний приехать еще раз через определенный промежуток времени.
4. Избегание слов, ассоциирующихся с агрессией, страхом, болью.
5. Ритуал «встреча-прощание».