Неродственный подбор в разведении немецкой овчарки

2.2.1. Оценка неродственного подбора в разведении немецких овчарок

О неродственном  спаривании  речь идет, когда в родословной собаки не встречается до 5-го поколения общий предок. С генетической точки зрения методу неродственного разведения, которое протекает во многих клубах в форме случайного спаривания, дана оценка в ЧССР еще в 1976 году (Я. Покорны, И. Стурхлы). Они  считали её  примитивнейшей формой разведения, которая не может вести к улучшению уровня всей популяции. Систематическое и длительное применение случайного спаривания взаимно неродственных животных приводит к непрерывному расщеплению наследственно заложенных свойств. Потомки  получаются   невыровненными  по  фенотипу, так  и   генотипу.  В отсутствии продуманной организации в стадии отбора этот метод воспроизводства собак более справедливо называть методом размножения. Результаты случайного спаривания могут быть отличными, но чаще – ничтожными. Потомство получается разнородным, не типизированным.
Племенная ценность не поддается прогнозированию. Аргументы в пользу успешных фактов неродственного разведения, которые  можно обнаружить в работе любого клуба служебного и любительского собаководства, нельзя признать закономерностью, так как при внимательном рассмотрении выясняется, что они связаны с услугами импорта. Импорт,  как по экстерьеру, так и генотипу более умело прокультивирован. Уже в последующих генерациях «снятие пенок»  завершается ухудшением анатомического строения и повышением частот аномалий (С.П. Князев,  канд. биол. наук,  1989).
Административная заформализованность линии  на родоначальника (часто импортного), ушедшего за пределы родословной, вело разведение по его нисходящей линии. «Причем его потомство либо в малой степени селекционировано (потому не может считаться линией), либо получено без всякой системы, продуманного и целенаправленного отбора и подбора». Условное причисление животных к  той  или иной линии, на многих примерах приводило  к крупным потерям  и  ошибкам в животноводстве /2/.

a.Dina L?wenherz; linie VA; DDR; V9-85; SchH3  FH2, K?r 5543/33;    Inz.: Ohne; (a.Nero Bertholdshof –a.Neumann’s Cora;XID)

* 1.  В действительности в число предков животного по материнской стороне входили родоначальники других линий, что затрудняло определение  их роли на развитие линии.
2.  Неумение оценивать пробанда по типу и наследственности не позволяло решать вопрос о преобладающем влиянии генотипа того или иного родоначальника. Что вело к потере  генетического сходства и свойств собак, характерных для линии, несмотря на улучшение экстерьера некоторой группы животных. Уже со второго поколения в результате рекомбинации хромосом наследственность ценного предка могла  элиминировать.
3. Сходная картина наблюдается  в тех селекционных программах, в которых заводчики  игнорируют отбор  по основным показателям наследования признаков  здоровья. 
 
Сказанное подтверждается практикой: своеобразная селекция (отбор переростков, использование крипторхов-производителей, беззубых собак и пр., которые некоторым судьям в ДОССАФ нравились!?) в сочетании   с методом аутбредного  и, часто инбредного, спаривания стали основными  причинами  появления  немецкой овчарки восточноевропейского типа (ВЕО).*
* 1. Частая смена или корректировка стандарта породы (подгонка под селекцию, как одежды под растущего ребенка) усугубило ошибки, так как изменило  соотношением доминантных и рецессивных генов,  которое складывалось в интерьере  завозных из Германии предков.
2. Некоторые различия внутри популяции  ВЕО – появление московских, ленинградских, пермских, свердловских, воронежских и др. внутрипородных типов – могут быть объяснены влиянием факторов: многообразия климатических зон, ареалов, вкусов зоотехников, клубов ДОСААФ  при проведении инбридингов через крипторхов и на крипторхов  и др.

Необходимо  еще  раз  отметить, что  в  племенной  работе  в  СССР   за  редким  исключением (рекомендации  Мазовера А.П. и  зоотехников  центрального,  московского и  районных клубов) отдавалось предпочтение методу неродственного (чаще случайного, хаотичного) спаривания.*
*1. Корни, питающие сторонников этого направления, уходят в 30 годы, когда получило всеобщее признание понятие о так называемой «жизненной силе» животных, которое возрастает при неродственных подборах. Генетика была объявлена лженаукой. Лысенковцы помогали репрессиям  настоящих ученых, таких как Вавилов в сельском хозяйстве, Ильин – в собаководстве. 2.   Генетика  была вычеркнута из лексикона биологии и забыта на 25 лет. «Бытие» – стало определять свойства, сознание, поступки людей.
3. Патологии, аномалии,  встречавшиеся в природе во все времена,  привели собаководов  к стойкой боязни инбридинга и увлечению хаотичными,  перманентными кроссами.

 

 

Оглавление