Подача предмета или аппортировка

Подача предмета или аппортировка

Подача предмета или аппортировка

Навык подачи предмета является сложным, по одной команде собака должна (1) побежать за предметом, (2) взять его в пасть, (3) поднести к дрессировщику и (4) не выпускать из пасти до тех пор, пока дрессировщик не позволит этого сделать.
Навык гораздо легче формируется во время игры (игровой способ дрессировки) и, если ваша собака еще молода, не упускайте времени. В игре, когда она проводится без поводка, можно научить собаку бежать за предметом, брать его в пасть, достаточно долго носить и подавать дрессировщику. Очень важно дать понять собаке главное правило такой игры - она продолжается, если предмет приносится дрессировщику. На этом этапе просто опасно играть с собакой в догонялки - не бегайте за ней, не пытайтесь поймать, как бы это ни было весело. В последствии научить такую собаку подходить с предметом к дрессировщику будет трудно.
Если играть с собакой на поводке, процесс научения сокращается. При этом собаку легко научить брать предмет в пасть и отдавать его по команде, носить его при движении рядом с дрессировщиком, садиться и сидеть с предметом в пасти. Предмет для такого способа дрессировки лучше выбирать достаточно большой, чтобы удобно было брать его рукой, когда собака держит его в пасти. А для того, чтобы заинтересовать собаку в предмете и вызвать желание взять его в пасть, нужно играть предметом самому, повторяя команду "АППОРТ!". Когда собака возьмет предмет, можно попытаться (но только попытаться) отнять его, побегать, походить с собакой и по команде "ДАЙ!" забрать предмет, обменяв его на лакомство, или одной рукой взяться за предмет, раскрывая пасть собаки другой рукой. Постепенно время ношения предмета увеличивают и вводят посадку собаки.
Такой способ хорош, но только для тех собак, у которых выражена игровая мотивация. Если предложенный способ не устраивает собаку, навык осваивают по его элементам и только затем объединяют их.

Самым, пожалуй, сложным является вызвать у собаки желание взять предмет в пасть. Для начала можно попробовать использовать варианты способа инициации врожденного поведения - хватать то, что убегает, и брать пищевые объекты в пасть. Например, можно привязать к предмету шпагат и сделать игрушку почти живой. Или взять кость (типа "мосол") и сначала работать с ней в естественном виде, а потом поместить в матерчатый чехол. Или, отрезав кусок не толстого резинового шланга, проделать в нем поперечные отверстия, а отверстия с торцов закрыть деревянными пробками, предварительно положив в полость шланга сыр, мясо, колбасу или нечто подобное.
Вот как иллюстрирует применение этих способов в 19 веке известный французский дрессировщик Р. Домманже (“Дрессировка Фрама и письма к дядюшке Клодомиру”, Харьков, Киев Всеукраинский союз охотников и рыболовов, 1930; Переиздание: Новгород, “СММ”, 1993):
“Будем дрессировать с подачей, но подачей разумной. Мы находимся во дворе или в комнате, в руках у нас маленькая поноска, подносим ее Фраму, как игрушку, и бросаем в нескольких шагах, произнося “подай”; если он пойдет за ней и принесет нам ее - отлично; чтобы позабавить щенка, мы потрясем немного поноску, которую он держит в зубах; в момент, когда собака разожмет челюсти, мы вытаскиваем поноску и всовываем ей в рот подачку; помашем снова перед носом щенка поноской и повторим раза два-три ту же операцию; мы знали собак, которые с первого урока соединяли в своем уме идею о поданной вещи с идеей о подачке.

Если щенок не обращает внимания на поноску, мы привязываем ему к ошейнику шнурок, открываем ему тихонько пасть и вкладываем туда поноску, удерживая ее левой рукой; спустя несколько секунд мы вынимаем правой рукой поноску и награждаем щенка.
В продолжении всего этого урока, мы держим подачку между большим пальцем и остальными, вытянутыми и сжатыми, и стараемся просунуть ее снизу поноски прямо в зубы щенку таким образом, чтобы внушить ему, что, положив последнюю нам в руки, он тем самым заставит появиться из поноски лакомство.
По той же причине некоторые дрессировщики превозносят употребление в качестве поноски мешочка, в который вложен ломтик сыра.
Когда мы достигнем того, что щенок будет держать поноску во рту, мы заставим его следовать за нами на сворке, затем неожиданно возьмем от него поноску и наградим его. Если щенок уронит поноску, мы снова вложим ее ему рот прежде, чем взять ее от него окончательно и наградить его.
Только когда щенок будет охотно нести поноску и проявит даже известное желание отнять ее у нас из рук, мы начнем бросать ее в нескольких шагах, подзадорив предварительно Фрама, помахав ею у него под носом.
Отсутствие успеха всегда является как следствие желания быстро идти вперед. Пока щенок считает работой, а не удовольствием держать поноску,- момент, когда можно будет посылать его за нею, еще не настал.”
Или, посадив собаку рядом с собой, левой рукой раскрывают пасть, подают команду и вкладывают предмет в пасть. Необходимо немного придержать пасть, а после команды "ДАЙ!" забрать предмет. Постепенно время удержания предмета увеличивают. В зависимости от прикладываемых усилий, действия дрессировщика можно назвать способом пассивной флексии или способом наталкивания.
Если очень голодной собаке вложить предмет в пасть, а затем поменять его на пищу, собака после этого станет так активно хватать предмет, что останется только подкармливать ее не сразу, а после небольшой выдержки, давая понять, что предмет надо не просто схватить, но и держать. Со временем выдержку увеличивают. Когда собака начинает охотно брать предмет с руки, руку, с предлагаемым предметом, опускают все ниже, и, наконец, кладут на землю, а затем рядом с предметом, потом кладут только предмет, сразу убирая руку. Когда и этот этап будет освоен, предмет начинают постепенно отбрасывать все дальше.

Вторым элементом навыка является научение собаки переноске предмета. Для этого (после того как собака научилась брать предмет по команде) с ней пытаются пройти некоторое расстояние на поводке. Если при этом собака бросает предмет, применяют отрицательное подкрепление - грозно ругают или даже шлепают, после чего привлекают внимание собаки к предмету, а когда она возьмет его в пасть, меняют гнев на милость и закрепляют поведение собаки условным положительным подкреплением.
Затем приучают собаку к остановке и посадке с предметом в пасти.
Может оказаться полезной отработка подхода собаки с предметом к дрессировщику. Для этого командой фиксируют собаку в положении "сидеть" (с предметом в пасти), отходят от нее и (после небольшой паузы) подзывают ее: "АППОРТ!" - "КО МНЕ!".
Когда составные части навыка подноски предмета отработаны, их объединяют и отрабатывают навык целиком. Вначале снижают требования к выдержке и бросают предмет не далеко, постепенно приближая выполнение навыка к требованиям испытаний. И лучше всего отрабатывать навык с использованием длинного поводка.
И, наконец, об аппортировочном предмете. Он может быть любым, но удобным для взятия собакой с земли и его подноски. Он не должен быть игрушкой, которую можно грызть или трепать. Когда собака начнет безотказно носить один тип предметов, хорошо переключиться на другие. А в итоге предложить собаке поиск "потерянного" предмета, то есть поиск без визуального контроля, или выборку своего предмета из кучи чужих.

 

 

Гриценко Владимир Васильевич
кандидат ветеринарных наук, инструктор по дрессировке, эксперт РКФ
размещено с разрешения автора
копирование запрещено

Фото Ольги Вартанян


При использовании материала ссылка на сайт wolcha.ru обязательна

Приглашаем в нашу группу на Facebook
  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru Цена wolcha.ru