Дрессировка собак-детекторов

Дрессировка собак-детекторов

Дрессировка собак-детекторов для использования в лабораторном анализе запаховых следов человека.
Дрессировкой называется научно обоснованное, последовательно, регулярное и целенаправленное воздействие человека на поведение собаки в целях приучения ее к выполнению определенных действий по программе дрессировки.
Для того чтобы успешно и правильно дрессировать собаку, дрессировщик должен иметь необходимые теоретические и практические знания. Теоретические знания дрессировщик приобретает путем изучения теоретических основ, определяющих основные принципы и общие положения дрессировки.
В процессе дрессировки используются природные свойства собаки - хорошее чутье, слух, наличие злобы, сила и выносливость. На основе этих свойств под воздействием человека на организм собаки могут развиваться новые качества – умение прорабатывать запаховый след человека, задерживать нарушителя, обнаруживать различные запаховые объекты и т.д.
Одним из таких свойств, развитым у собаки, является сильная привязанность к человеку. Метод дрессировки - это способ выработки у собаки стойких условных рефлексов. Необходимым условием усвоения навыков при дрессировке является наличие пищевой, игровой, оборонительной или какой-либо другой доминирующей мотивации.  Специальная дрессировка направлена на выработку у них рабочего стереотипа поиска и сигнального обозначения емкости с искомым запахом в сравнительном ряду запаховых объектов. Данный стереотип формируется на основе усвоения собакой следующих основных приемов:
- ознакомление с заданным к поиску запахом - удержание морды собаки в банке, в которой находится проба с индивидуальным запахом человека, в течение 20—60 сек;
- последовательное обнюхивание содержимого банок сравнительного ряда при поиске искомого запаха;
- сигнальное обозначение - посадка (укладка) у банки, содержащей запаховый образец с искомым запахом.
В начале дрессировки у обучаемых собак вырабатывают навыки общего послушания (общедисциплинарный курс) в объеме, необходимом для специальной дрессировки и последующего рабочего применения: собаки должны знать свою кличку, быть приучены к ошейнику (шлейке), поводку, воспринимать условное положительное подкрепление «Хорошо!», выполнять команды: «Ко мне!», «Си¬деть!», «Лежать!». «Место!», «Рядом!».  В настоящее время существует много способов подготовки собак-детекторов. В России дрессировка строится на пищевой мотивации. Наиболее часто используются три способа дрессировки.
§ 1. Первый способ дрессировки собак-детекторов
На первом этапе собаку приучают к условиям лабораторного помещения, отведенному для нее месту, вырабатывают в помещении приемы посадки, укладки, а также движения рядом слева и справа от дрессировщика.
Второй этап. На этом этапе отрабатывается навык обнюхивания содержимого банок, расположенных в сравнительном ряду. Здесь применяется команда: «Нюхай!». Данный прием повторяют от 3 до 10 раз в течение одного занятия. Для выработки приема па полу по окружности в размеченных местах ряда размещают 8 стеклянных банок емкостью 0,5 л с хлопчатобумажными салфетками. Дрессировщик с собакой на поводке обходит расставленные по кругу банки с запаховыми пробами и, уловив движение морды собаки в сторону банки, подкрепляет его похвалой и лакомством. После чего собаку отводят на место, а затем упражнение повторяют, поощряя требуемое поведение по отношению к объектам. При отсутствии выраженного интереса к содержимому банок на начальном этапе обучения (первые 3-4 занятия) используют пищевую мотивацию животного. Для этого банки наполняют смятыми листами бумаги, поверх которых раскладываются кусочки лакомства.
Дрессировщик подводит собаку к ближайшей банке и позволяет животному съесть лакомство. Как правило, далее собаки самостоятельно обходят весь круг, поедая кусочки пищи.
Животное проводят по кругу 1-2 раза. В течение занятия направление обходов меняют 2-3 раза. Помощник может передвигаться за собакой и класть новые порции лакомства. Целью описанного приема дрессировки является выработка у собаки ориентации на банку как на мишень - источник избирательного пищевого подкрепления (лакомства).  Данный прием повторяют не более 3-4 раз, после чего переходят к использованию проб с запаховыми образцами с тела человека и запаховыми следами, происходящими от животных (анималические следы). Для получения анималических следов счесанные пучки шерсти или подстилку с экскрементами помещают в банку и накрывают 3-5 хлопчатобумажными салфетками. Такие пробы являются биологически значимыми для собаки, поэтому их обнюхивание осуществляется, как правило, продолжительно и тщательно.  В сравнительном ряду среди запаховых проб, полученных от людей, размещают до трех проб с анималическими запахами. При интенсивном обнюхивании собакой содержимого банки при проходе вдоль сравнительного ряда проводник поощряет се («Хорошо!»), дает лакомство из руки и снова побуждает к движению. Эта процедура повторяется у каждой банки, собаку поощряют только за активное обнюхивание содержимого банок в сравнительном ряду. Данный прием повторяют не более 2 раз, после чего занятие прекращают. Второе занятие с новыми запаховыми пробами от животных и людей проводится аналогично. При проводке собаки после активного обнюхивания каждой банки в ряду ее поощряют похвалой и лакомством. В этом упражнении рекомендуется вводить вариативный режим натурального подкрепления, т. е. произнося похвалу «Хорошо!» у каждой тщательно пронюханной собакой банки; лакомство дают не более 4-6 раз за один обход ряда, в случаях наиболее тщательного обнюхивания объекта в ряду. Постепенно анималические запаховые пробы убирают из ряда, оставляя в нем только объекты с запаховыми следами человека.
Подкормку лакомством производят и на месте, куда собаку возвращают после прохождения с ней всего сравнительного ряда. В результате этого этапа дрессировки формируется навык тщательного обнюхивания объектов при движении собаки на поводке в задаваемом дрессировщиком темпе. Посадка или укладка собаки у объектов сравнительного ряда на этом этапе не допускается. На третьем этапе отрабатывается навык обнюхивания запаховой пробы с искомым запахом. Длительность обнюхивания в начале этапа может составлять не более 1-5 сек., к концу этапа - 20-60 сек. Отработку приема проводят в лабораторном помещении на отведенном собаке месте, Для отработки исходного обнюхивания используют образцы запаховых следов, взятые у человека с того или иного участка тела - контакт с кожным покровом 30-60 мин. Собаку усаживают и, подав команду «Нюхай!», подносят к ее морде банку, в которой находится хлопковая салфетка с запаховой пробой. Вначале поощряют за движение морды собаки в сторону банки («Хорошо!», дают лакомство), а затем – за все более и более продолжительное ее удержание в банке.  Со второго дня обучения прием усложняют путем увеличения длительности обнюхивания на 1—2 сек. Лакомство дают собаке за удержание морды в банке в течение нужного времени.
На четвертом этапе у собаки вырабатывается сигнальная поза (посадка или укладка) при обнаружении в сравнительном ряду искомого запаха после обнюхивания этого запаха на исходной позиции..
При выработке данного навыка у собаки используют пробы с запаховыми следами одного человека. В качестве вспомогательных объектов используют банки с фланелью без запаховых следов (чистые салфетки).
С этой целью по команде «Нюхай!» собака обнюхивает запаховую пробу на старте, а затем ее последовательно подводят к каждому запаховому объекту сравнительного ряда. Когда собака подводится дрессировщиком к банке с заданным к поиску (искомым) запахом и обнюхивает ее, подают команду «Сидеть!» («Лежать!»), при необходимости используя механические приемы посадки или укладки. По принятии животным сигнальной позы незамедлительно следуют условное подкрепление со стороны дрессировщика («Хорошо!») и подкормка лакомством.
Прием повторяют до 10 раз за занятие, переставляя объект с искомым запахом в сравнительном ряду и начиная поиск с разных мест ряда. На первом и втором занятиях рекомендуется располагать пробу с искомым запахом ближе к началу и середине сравнительного ряда, лишь с третьего занятия перемещая ее к концу ряда. В случае поспешного прохождения собакой сравнительного ряда либо при некачественном обнюхивании проб в ряду (пропуск, поверхностное обнюхивание объектов) рекомендуется, добиваясь от собаки активного поиска, поставить первой запаховую пробу с анималическим либо другим ярким, еще не известным собаке запахом, который может привлечь ее внимание. При этом не допускают обозначения этой пробы посадкой (укладкой) собаки. После обнюхивания объекта с искомым запахом собаку по команде сажают (укладывают) у него. На следующих занятиях выполнение приема повторяют до тех пор, пока сигнальное обозначение животным объекта с искомым запахом не будет происходить самостоятельно в результате сформированного навыка. После того как собака по запаху самостоятельно примет условную сигнальную позу, прием повторяют еще раз с подкреплением сигнальной позы лакомством у найденного объекта и по возвращении собаки на место, после чего занятие заканчивают, а животному предоставляют отдых до следующего дня. Убедившись, что у собаки образовался требуемый навык, переходят к его упрочению. С этого момента при повторном поиске объекта в сравнительном ряду дрессировщику перестают сообщать местонахождение искомого объекта, а указывают только тот, с которого предстоит начать прохождение сравнительного ряда («слепой поиск»).
Для предупреждения образования у собаки нежелательных условных связей на повторяющийся порядок расположения в сравнительном ряду искомого объекта и объекта, от которого начинается прохождение ряда, перед каждой проводкой собаки их каждый раз заново размещают в случайной последовательности. Кроме того, каждый раз меняют начальную точку движения и его направление. Выполнение приема повторяют, добиваясь четкости его выполнения. После выработки у собаки устойчивого стереотипа нахождения заданных к поиску запаховых следов человека среди проб, не содержащих запаховых следов людей, состав вспомогательных объектов сравнительного ряда постепенно обогащают пробами с запаховыми следами разных людей (желательно, полученными с тела). Вначале используют вспомогательные запаховые пробы невысокой концентрации, постепенно усиливая ее до уровня концентрации искомой пробы. Понизить концентрации проб, собранных с тела, можно путем их частичного выветривания либо добавления и банку с собранной пробой чистых хлопчатобумажных салфеток. С усвоением навыка переходят только к «слепым поискам» заданного запаха в сравнительном ряду. После закрепления данного навыка вспомогательные пробы сравнительного ряда для тренировки собак получают с разных предметов с запаховыми следами человека. Вспомогательные запаховые пробы подбираются так, чтобы они были аналогичны по материалу предмета следоносителя и времени выветривания объектам с искомым запахом. Дрессировка собаки продолжается до закрепления у нее стереотипа требуемого рабочего поведения. Курс специальной подготовки собак-детекторов при 4 занятиях в неделю занимает 6 месяцев. Подготовка собак-детекгоров для исследования объектов на наличие запаховых следов человека как биологического вида. Выявление на объектах запаховых следов человека как биологического вида может выступать в качестве самостоятельной экспертной задачи, поставленной инициатором исследования, либо быть вспомогательным исследованием, проводимым специалистами для оценки качества изымаемых запаховых следов. Такое исследование служит для оценки целесообразности хранения запаховых следов с представленных объектов, возможности проведения с их использованием идентификационных исследований, а также для определения степени сохранности запаховых проб, хранившихся долгое время или ранее исследовавшихся. Средствами исследования запаховых следов на наличие следов человека как биологического вида служат специализированные для этого собаки-детекторы и наборы запаховых объектов, не содержащих запаховых следов человека.  Требования к используемым в дрессировке запаховым пробам. При дрессировке собак-детекторов для выявления на объектах запаховых следов человека как биологического вида используют запаховые пробы с объектов, не несущих запаховых следов человека (новые, стираные и неношеные предметы одежды; предметы, в течение нескольких недель находившиеся на открытом воздухе и т. п.). Искомые запаховые пробы получают с аналогичных предметов, несущих запаховые следы человека. Получение запаховых проб — способами аппликации и испарения.
Дрессировка собак-детекторов для выявления на объектах запаховых следов человека как биологического вида. На стартовой позиции собаке никаких запаховых проб не предъявляют. В ря¬ду среди специально подобранных запаховых объектов без запаха человека размещают запаховую пробу, имеющую запах человека. Собаке подают команду «Запах!», проводят по сравнительному ряду и усаживают по команде у искомой пробы. После посадки собаку поощряют и повторяют прием 2-3 раза, расставляя объекты сравнительного ряда в иной последовательности. Далее заменяют вспомогательные и искомый объекты в сравнительном ряду аналогичными запаховыми объектами, полученными от других лиц, предотвращая «затверживание» запаха конкретной искомой пробы. В процессе этих действий происходит наталкивание собаки на поиск объектов с запахом человека среди объектов сравнительного ряда, не обладающих им.
В процессе формирования навыка и сравнительном ряду располагают два объекта с человеческим запахом, происходящим от разных людей. От собаки добиваются четкого сигнального обозначения обеих проб с запахом человека. Далее дрессировка проводится по схеме, близкой к условиям практического применения. В обозначенном жребием (обычно используют игральные кости) месте сравнительного ряда среди запаховых проб без запаха человека рас¬полагают «исследуемый» объект, а через несколько объектов за ним помещают для контроля пробу, содержащую следы с запахом человека (контрольный эталон). Сигнальное поведение собаки у объектов с запахом человека подкрепляют похвалой «Хорошо!» и подкормкой. Образующийся рабочий стереотип поиска в сравнительном ряду объектов с видовым запахом человека закрепляют регулярными тренировками. В среднем выработка и закрепление такого стереотипа у собак, ранее подготовленных к нахождению запаховых следов по индивидуальному запаху субъекта, занимают 3-5 недель (при условии ежедневных тренировок). После закрепления такого стереотипа собака-детектор не испытывает затруднений в обозначении сигнальным поведением объекта с запахом человека среди предъявленных ей объектов, не содержащих запаховых следов человека. Подготовленность каждой собаки-детектора подтверждается сдачей специального экзамена и регулярным (не реже одного раза в год) тестированием выработанного навыка.
Описанный алгоритм подготовки собак-детекторов, требования к объектам сравнительного ряда (отличие искомых объектов от вспомогательных только по одному признаку) могут быть использованы и при подготовке собак-детекторов для выявления других групповых характеристик в запаховых следах человека (установление смешанного характера запаховых следов, оставленных на предмете несколькими людьми, определение пола и возраста человека).
2. Второй способ дрессировки собак-детекторов
Данный вариант дрессировки собак-детекторов был разработан на основе опыта, накопленного в ЭКЦ МВД России, опыта подготовки группы специалистов и собак-детекторов для работы по консервированному запаху в Ростовской школе СРС МВД России, а также экспериментов, проведенных лабораторией по изучению проблем кинологии.
Первый этап дрессировки
Специальную дрессировку начинают с приучения собаки принюхиваться к емкостям (8-10 штук), которые размещены по кругу на расстоянии приблизительно 1 м друг от друга. Чтобы емкости стояли устойчиво, их вкладывают в металлические конусы.  В каждую емкость, заполненную до половины бумагой, кладут по кусочку лакомства. Собака на поводке проводится с внутренней стороны круга от емкости к емкости, где она самостоятельно собирает лакомство. После 2-3 проходов лакомство кладут через 1-2 емкости. На первом занятии делается 5-7 проходов с собиранием лакомства. На втором занятии в конусы помещают банки со стерильными лоскутами фланелевой ткани. Один конус оставляют пустым.  Собаке на стартовой позиции по команде «Нюхай!» дают обнюхать емкость с тканью, пропитанной запахом помощника (время контакта – 30-60 минут), в которую вложен кусочек мяса. Методика обучения собаки обнюхиванию заданного запаха аналогична уже изложенной в первом варианте дрессировки. Данная процедура не отрабатывается специально на протяжении одного или нескольких занятий, а производится перед каждым пуском, и все усложнения вводятся постепенно в ходе дрессировки.  После обнюхивания емкости на исходной позиции ассистент вне поля зрения собаки помещает емкость в пустой конус. Пуск осуществляется по команде «Ищи!» и жесту в сторону сравнительного круга. Животное, уже обученное обследованию емкостей, находит емкость с лакомством и запахом помощника, ее поощряют, дают команду «Сидеть», а затем достают лакомство из банки и скармливают его.  Дрессировщик выполняет подобные пуски несколько раз, пока животное не устанет.  На следующем занятии пуск производится также после обнюхивания емкости с запахами человека и лакомства, но контрольные емкости будут уже содержать не стерильные фланели, а ткань со слабыми запахами помощников (время контакта с кожным покровом – 3-5 минут).
Далее занятие начинают с предыдущего упражнения - поиска фланели с запахом искомого человека и лакомства среди емкостей, в которых находятся запахи других людей. Собаке, уверенно выполняющей это упражнение, предлагают усложнение: обнюхивание, а затем поиск фланели с запахом того же человека, но уже без лакомства.  Следует учесть, что каждое занятие должно проводиться с другим искомым помощником. Каждое обнаружение искомой емкости должно заканчиваться поощрением животного лакомством и активным оглаживанием. Усложнения на последующих занятиях буду заключаться в том, что концентрация запаха в контрольных емкостях постепенно усиливается (время контакта ткани с кожным покровом увеличивается до 30-60 минут).  Далее в сравнительном ряду среди контрольных будет помещаться уже не один, а два идентичных искомых запаховых образца.  Таким образом мы подготавливаем собаку к тому, что она должна будет обнаруживать и обозначать в сравнительном круге два запаховых образца от одного и того же человека – эталонный и искомый. На этом завершается первый этап дрессировки. Собака, обнюхав ткань с запахом человека, выбирает два идентичных запаха в ряду емкостей с запахами разных людей. Усложнения на втором этапе дрессировки будут связаны с обнюхиванием и поиском запахов искомого человека, изъятых с разных частей тела (голова, грудь, живот, ноги, руки). Этот этап необходим, чтобы подготовить животное к последующим идентификациям, в ходе которых исходно воспринимаемый запах (предлагаемый на старте перед пуском) и искомый образец (выставляемый в выборочный круг) будут постепенно все больше отличаться друг от друга.  Чтобы облегчить животному указанную задачу, на стартовой позиции собаке предлагают для обнюхивания не один, а две запаховые пробы от одного и того же человека. К примеру, собаке необходимо обнаружить емкость с запаховой пробой с кожного покрова руки и емкость с запаховой пробой с головы, тогда на старте ей предлагают последовательно обнюхать два запаховых образца: с кожного покрова руки, а затем – с головы.  Когда собака будет уверенно выполнять такую задачу, обнюхивание двух запаховых проб на старте прекращают, и, обнюхав запаховый образец, например, с ноги, животное должно будет обнаружить в сравнительном ряду запаховую пробу с ноги (эталонный образец) и запаховую пробу с руки (искомый образец).
На третьем этапе дрессировки от сравнения двух запахов, полученных с только кожных покровов человека, переходят к сравнению образцов, полученных, как с кожи, так и с личных вещей (длительно контактировавших с телом человека), а затем и крови.
Перед изъятием запахов вещь подвергают выветриванию в помещении или на открытом воздухе, продолжительность которого постепенно увеличивают с 10-15 минут до нескольких часов. Кроме личных вещей для изъятия следовых запахов используются также объекты из самых разных материалов. Эти объекты поначалу не должны иметь сильных побочных запахов. Искомый помощник на 10-15 минут прикладывает объекты как можно ближе к телу (обхватывает руками, засовывает за пояс, кладет в карман). Изъятие запаха проводится после 10-минутного выветривания. Постепенно длительность контакта объектов, непосредственно касающихся кожного покрова, уменьшают до 15-20 сек., а продолжительность выветривания увеличивают до 2-3 часов. В качестве объектов начинают использовать предметы и вещи, имеющие свой специфический запах (оружие, инструменты, окурки сигарет, емкости и упаковочные материалы).  На третьем этапе необходимо выработать у собак индифферентное отношение к запахам разных пищевых продуктов, поскольку не исключено, что собака может подать сигнальную реакцию на проверяемую пробу только потому, что там среди прочих компонентов есть привлекающие ее запахи. Для этого в выборочный ряд в качестве вспомогательных выставляются образцы, в которых присутствуют вышеупомянутые запахи. Кроме того, в выборочный ряд всегда помещают образцы индивидуальных запахов лиц, принимающих участие во всех мероприятиях, связанных с идентификацией запаховой информации (дрессировщика, вожатого, эксперта-криминалиста, лаборанта и т.п.). Это позволяет полностью устранить возможность влияния запахов этих людей на результаты выборки. Кинологу следует помнить, что увеличивать сложность упражнений до бесконечности нельзя. Так, например, как показали результаты проводимых в Ростовской школе служебно-розыскного собаководства экспериментов, нет смысла заниматься идентификацией запаховых следов от ног в обуви, поскольку концентрация запаха в образцах, получаемых после изъятия летучих частиц в месте контакта, почти всегда ниже порога чувствительности обонятельного анализатора собак. Для использования в практической деятельности вполне достаточно, если собака уверенно выполняет идентификации по запаховым следам, изъятым с предварительно выветренных личных вещей и предметов, а также с объектов, которые непосредственно прикасались какое-то время к кожному покрову человека.  При освоении сложных вариантов выборок кинолог не должен забывать и про простые упражнения. Только сочетанием сложных упражнений с простыми можно добиться стабильной заинтересованной работы собаки. Выполнение простых идентификаций, не требующих затрат психической энергии, придает собаке уверенность, и она активно, выполняет трудные задания. Это правило необходимо соблюдать и в дальнейшем при тренировке животных, а также проведении практических идентификаций по проверке причастности лиц к совершенным преступлениям.
Весьма важным моментом является то, что животное при проведении идентификаций запоминает не только искомый, но все выставляемые для обследования образцы. Поэтому, если на одном занятии при каждой последующей выборке менять только искомый и эталонный образцы, оставляя все контрольные образцы прежними, собака начнет подавать условный сигнал у нужных емкостей, исходя не из тождества запаховых характеристик с первоначально заданным образцом, а из-за появления «нового» запаха среди «старых». Чтобы избежать выработки подобного нежелательного стереотипа, перед каждым пуском на новый запаховый образец следует заменять не менее 25% контрольных образцов.
Хорошо известным фактом является то, что кинолог, особенно неопытный, имея информацию о расположении искомой емкости, при движении рядом с собакой невольно своим поведением передает ее животному. Поэтому на третьем этапе дрессировки кинолог должен перейти к выборкам, когда расположение емкостей с искомым образцом ему неизвестно, иначе говоря, к выборкам «вслепую». Такие выборки поначалу, желательно, осуществлять при выполнении легких упражнений, постепенно переходя ко все более сложным.
Третий способ дрессировки собак-детекторов.
Этот способ дрессировки интересен тем, что в нем большое внимание уделяется формированию навыка обнаружения в сравнительном ряду двух запаховых проб – эталонной и искомой, довольно часто вызывающего значительные сложности при подготовке собак-детекторов.. Указанный способ изложен в пособии Гриценко В.Г. «Подготовка собак-детекторов для лабораторного исследования запаховых следов человека» (ЭКЦ МВД России, 2000 г.).
Этап 1. Формирование навыка ознакомления со стартовой пробой.
Собаку, на поводке, в ошейнике или шлейке, фиксируют на месте старта в положении сидеть или стоять. Дрессировщик, правой рукой, удерживающей банку с запаховой пробой человека на фланелевой салфетке, движениями руки привлекает внимание собаки к банке, повторяя команду “Нюхай!”. Как только собака, заинтересовавшись, повернет голову или потянется к банке, тут же левой рукой предъявляется пищевое подкрепление. Если собака не заинтересована банкой, ее наводят на нужное движение, демонстрируя из-за банки левой рукой кусочек пищи или бросая кусочек пищи в банку. От занятия к занятию положительно подкрепляют все большее приближение морды собаки к банке, не подкрепляя (отрицательное подкрепление) невыразительные движения.  Когда собака начнет практически вплотную приближать морду к горловине банки, легким движением вперед правой руки слегка “надевают” банку на морду и тут же снимают, поощряя собаку. Или используют способ наведения, бросив на глазах у собаки кусочек пищи в банку. Описанные способы применяют во время занятия только однократно (!), во избежание образования “паразитической” причинно-следственной связи на движения дрессировщика и вид пищи. В дальнейшем используют только способ отбора поведения.  Как только собака начнет “окунать” морду в банку, положительно подкрепляют только такое действие собаки и не подкрепляют все другие действия. Со следующего занятия начинают положительно подкреплять не столько помещение морды в банку, сколько задержку морды в банке. Формирование задержки осуществляют со скоростью, позволяющей конкретной собаке понять поставленную перед ней задачу.
Когда собака будет держать морду в банке с запаховой пробой не менее 10-15 секунд, начинают предлагать банку на различной высоте от пола, добиваясь того, чтобы собака помещала морду в банку, когда та стоит на полу.
Этап 2. Формирование навыка обнюхивания запаховой пробы на месте будущего ряда. Собаку, на поводке, фиксируют на месте старта. После ознакомления собаки со стартовой пробой, банку с ней отставляют на 1-2 м от места старта в район будущего расположения сравнительного ряда объектов. После дополнительно поданной команды “Нюхай!”, собаку на поводке подводят к банке с запаховой пробой и позволяют ей опустить морду в банку, после чего предъявляют пищевое подкрепление. Если половое покрытие достаточно скользкое, банку с запаховой пробой можно оттолкнуть, заставляя ее скользить.
После 1-2 занятий, запаховую стартовую пробу делят на две части, одну из которых используют на старте для ознакомления, вторую - заранее выставляют на место будущего расположения сравнительного ряда объектов, на расстоянии 2-3 м от места старта. Ознакомив собаку со стартовой пробой, ей позволяют по дополнительно поданной команде подойти к банке с запаховой пробой и опустить морду в банку, после чего предъявляют пищевое подкрепление. Если собака самостоятельно не покидает место старта, используют способ наталкивания.
Еще через 1-2 занятия, банку с запаховой пробой на полу помещения, накрывают кожухом и повторяют описанные выше действия.
Этап 3. Формирование навыка сигнальной позы обнаружения стартовой пробы.  Собаку, на поводке, фиксируют на месте старта. Заранее на полу помещения располагают банку с дубликатом стартовой пробой, закрытой кожухом. После ознакомления собаки со стартовой пробой, ее ведут к пробе, находящейся на полу помещения и позволяют опустить в нее морду. Как только собака опустит морду в банку, ее принуждают к посадке командой голосом “Сидеть!” или способом наталкивания. После принятия сигнальной позы, собаке предъявляют положительное подкрепление.
Описанное упражнение повторяют 2-3 дня, меняя месторасположение пробы на полу помещения.
Этап 4. Формирование навыков обнюхивания множества запаховых проб ряда, а также идентификации и дифференциации стартовой пробы в ряду вспомогательных запаховых объектов.  Собаку, на поводке, фиксируют на месте старта. Заранее на полу помещения располагают две банки в ряд, так чтобы первая по ходу движения собаки была без запаховых следов человека, а вторая с дубликатом стартовой пробой. Банки закрыты кожухом.  После ознакомления собаки со стартовой пробой, ее ведут к пробам, находящимся на полу помещения и позволяют обнюхать их. Как только собака опустит морду в банку с дубликатом стартовой пробы, ее (не ожидая ответной реакции собаки) принуждают к посадке командой голосом “Сидеть!” или способом наталкивания. После принятия сигнальной позы, собаке предъявляют положительное подкрепление.
Описанное упражнение повторяют 3 - 4 дня, каждый день добавляя к числу обнюхиваемых объектов 1 - 2 банки с фланелевыми салфетками без запаховых следов человека и меняя расположение дубликата стартовой пробы среди вспомогательных проб.
Этап 5. Формирование навыка обнюхивания запаховых проб ряда при движении справа и слева от специалиста.  Собаку, на поводке, фиксируют на месте старта. Заранее на полу помещения располагают 6 банок в ряд, среди которых находится банка с дубликатом стартовой пробы. Банки закрыты кожухом.
После ознакомления собаки со стартовой пробой, ее ведут к пробам, заставляя собаку двигаться как слева, так и справа от дрессировщика. Как только собака опустит морду в банку с дубликатом стартовой пробы, ее (не ожидая ответной реакции собаки (!) принуждают к посадке командой голосом “Сидеть!” или способом наталкивания. После принятия сигнальной позы, собаке предъявляют положительное подкрепление.
Описанное упражнение повторяют 3 - 4 дня, добиваясь от собаки правильного воспроизведения рабочего стереотипа, независимо от того с какой стороны от дрессировщика она находится.
Этап 6. Формирование навыка обнюхивания полного ряда запаховых проб. Собаку, на поводке, фиксируют на месте старта. Заранее на полу помещения располагают 10 банок по кругу (или эллипсу), среди которых находится банка с дубликатом стартовой пробы. Банки закрыты кожухом. Количество банок с запаховыми пробами и форма их расположения на полу, определяются конкретными возможностями.
После ознакомления собаки со стартовой пробой, ее ведут к пробам, заставляя собаку двигаться как слева, так и справа от дрессировщика. Как только собака опустит морду в банку с дубликатом стартовой пробы, ее (не ожидая ответной реакции собаки!) принуждают к посадке командой голосом “Сидеть!” или способом наталкивания. После принятия сигнальной позы, собаке предъявляют положительное подкрепление. Банка с дубликатом стартовой пробы располагается 3-4 по счету от банки с которой начинают движение по ряду.  Описанное упражнение повторяют 3-4 дня, добиваясь от собаки правильного воспроизведения рабочего стереотипа, независимо от того с какой стороны от дрессировщика она находится.
Этап 7. Формирование готовности двигаться к исследуемому объекту по “короткому и длинному” ряду.  Собаку, на поводке, фиксируют на месте старта. Заранее на полу помещения располагают 10 банок по кругу (или эллипсу), среди которых находится банка с дубликатом стартовой пробы. Банки закрыты кожухом. Количество банок с запаховыми пробами и форма их расположения на полу, определяются конкретными возможностями.
После ознакомления собаки со стартовой пробой, ее ведут к пробам, заставляя собаку двигаться как слева, так и справа от дрессировщика. Как только собака опустит морду в банку с дубликатом стартовой пробы, ее (не ожидая ответной реакции собаки!) принуждают к посадке командой голосом “Сидеть!” или способом наталкивания. После принятия сигнальной позы, собаке предъявляют положительное подкрепление. Банка с дубликатом стартовой пробы располагается 2 - 9 по счету от банки, с которой начинают движение по ряду.  Описанное упражнение  повторяют в течение 3 - 4 дней, добиваясь от собаки правильного воспроизведения рабочего стереотипа, независимо от того с какой стороны от дрессировщика она находится и сколько запаховых объектов ей предстоит обнюхать до искомой пробы.
Этап 8. Формирование навыка идентификации и дифференциации стартовой пробы в ряду слабых по интенсивности вспомогательных запаховых объектов.  От занятия к занятию в сравнительный ряд объектов добавляют по одной слабой по концентрации запаховой пробе, доводя их количество до 5 - 6. Ослабление концентрации осуществляется выветриванием (например, использованием в исследовании) запаховой пробе. Ослабленные запаховые пробы в ряду чередуют с банками, не несущими запаховых следов человека. Месторасположения дубликата стартовой пробы в ряду после каждой проводки собаки по ряду меняют.
Как только собака опустит морду в банку с дубликатом стартовой пробы, ее (не ожидая ответной реакции собаки!) принуждают к посадке командой голосом “Сидеть!” или способом наталкивания. После принятия сигнальной позы, собаке предъявляют положительное подкрепление.
Этап 9. Формирования навыка поиска 2-х идентичных запаховых проб.
Запаховую пробу делят на три части: одну из них используют в качестве стартовой пробы, вторую как “эталонную”, а третью как “исследуемую”. “Эталонную” и “исследуемую” пробы ставят в ряд сравнительных объектов, так, чтобы между ними находились от 1 до 4 запаховых проб. Первая по ходу следования собаки проба считается “исследуемой”, при ее обнаружении (или индуцированной дрессировщиком сигнальной реакции) используется вариабельный режим подкрепления.
Этап 10. Формирования навыка поиска 2-х идентичных запаховых проб при увеличении количества вспомогательных слабых по концентрации запаховых проб человека до 8.
С каждым занятием в ряд добавляют пробы со слабыми по концентрации запаховыми следами человека, заменяя пробы с фоновым запахом помещения. “Эталонную” и “исследуемую” пробы ставят в ряд сравнительных объектов, так, чтобы между ними находились от 1 до 4 запаховых проб. Первая по ходу следования собаки проба считается “исследуемой”, при ее обнаружении (или индуцированной  дрессировщиком сигнальной реакции) используется вариабельный режим подкрепления. “Исследуемая” запаховая проба располагается 2 - 7 по счету от пробы с которой начинают движение по ряду.
Этап 11. Воспроизведение идентификационного стереотипа с использованием различного вида исследуемой пробы (из крови, с тела, с волос, с различного вида предметов и т.п.).  В ходе занятий используют специально полученные запаховые пробы, моделируя вероятные ситуации реального исследования (запаховые пробы из крови, пятен, брызг, смывом, соскобов следов крови с различного рода запахоносителей, из потовых веществ человека, отобранных с его тела, из следов потовых веществ на различных предметах (дерево, металл, кожа, пластмасса, предметы одежды и т.п.).
По мере подготовленности собаки, проводят тестирующие исследования - не индуцируют сигнальное поведение собаки. В случае самостоятельного и верного принятия собакой сигнальных поз, ее подкрепляют более интенсивно, чем при индуцированной посадке.  Если сигнальная реакция не выражена, замедленна или отсутствует, применяют, ее вызывают командой или способом наталкивания.
Этап 12. Формирование готовности собаки к воспроизведению идентификационного стереотипа при условии включения в сравнительный ряд объектов 5-6 проб, равных по концентрации стартовой.
В состав ряда включают пробы, собранные в одно и то же время, в одних и тех же условиях, по одной и той же методике, постепенно доводя их количество до 5 - 6. По мере подготовленности собаки, проводят тестирующие исследования - не индуцируют сигнальное поведение собаки. В случае самостоятельного и верного принятия собакой сигнальных поз, ее подкрепляют более интенсивно, чем при индуцированной посадке.  Если сигнальная реакция не выражена, замедленна или отсутствует, применяют, ее вызывают командой или способом наталкивания.
Этап 13. Формирование готовности собаки к воспроизведению идентификационного стереотипа при условии включения в сравнительный ряд объектов 8 проб, равных по концентрации стартовой.
В состав ряда включают пробы, собранные в одно и то же время, в одних и тех же условиях, по одной и той же методике, постепенно доводя их количество до 8.
Собака, после ознакомления с запаховой стартовой пробой, по команде “Нюхай!”, находясь как слева, так и справа от дрессировщика, находит два дубликата стартовой пробы (“эталонную” и “исследуемую” запаховые пробы) среди 10 банок, 8 из которых содержат равные исследуемой по концентрации запаховые пробы человека.
Этап 14. Формирование готовности собаки к воспроизведению идентификационного стереотипа в гетерогенном и гомогенном ряду объектов.  Собака, после ознакомления с запаховой стартовой пробой, по команде “Нюхай!”, находясь как слева, так и справа от дрессировщика, находит два дубликата стартовой пробы (“эталонную” и “исследуемую” запаховые пробы) среди объектов вспомогательного ряда гомогенных и гетерогенных запаховых проб.
Гетерогенный ряд вспомогательных объектов составляется из запаховых проб, различающихся по типу запаховых веществ, виду запахоносителя, концентрации запаховых веществ, времени приготовления проб. Гомогенный ряд вспомогательных объектов составляется из выровненных по указанным выше параметрам.
Этап 15. Формирование готовности собаки к последовательному воспроизведению идентификационного стереотипа двух различных запаховых проб.
Собака, после ознакомления сначала с одной запаховой стартовой пробой, находит два ее дубликата (“эталонную” и “исследуемую” запаховые пробы) среди объектов вспомогательного ряда при условии 2-3 сравнений. Затем стереотип воспроизводится с другой запаховой пробой.
В ходе занятий отрабатывают поиск заданной на старте запаховой пробы при условии движения собаки справа и слева от дрессировщика, короткого и длинного ряда, гомогенного и гетерогенного ряда.
Этап 16. Формирование готовности собаки к последовательному воспроизведению идентификационного стереотипа трех различных запаховых проб.
Собака, после ознакомления сначала с одной запаховой стартовой пробой, находит два ее дубликата (“эталонную” и “исследуемую” запаховые пробы) среди объектов вспомогательного ряда при условии 2-3 сравнений. Затем стереотип воспроизводится с двумя другими запаховыми пробами.
В ходе занятий отрабатывают поиск заданной на старте запаховой пробы при условии движения собаки справа и слева от дрессировщика, короткого и длинного ряда, гомогенного и гетерогенного ряда.
Этап 17. Формирование готовности собаки к последовательному воспроизведению идентификационного стереотипа четырех различных запаховых проб.  Собака, после ознакомления сначала с одной запаховой стартовой пробой, находит два ее дубликата (“эталонную” и “исследуемую” запаховые пробы) среди объектов вспомогательного ряда при условии 2-3 сравнений. Затем стереотип воспроизводится с тремя другими запаховыми пробами. В ходе занятий отрабатывают поиск заданной на старте запаховой пробы при условии движения собаки справа и слева от дрессировщика, гомогенного и гетерогенного ряда.
Этап 18. Воспроизведение идентификационного стереотипа при условии исследуемых запаховых проб невысокой концентрации.
В ходе занятий отрабатывают поиск заданной на старте запаховой пробы при условии движения собаки справа и слева от дрессировщика, гомогенного и гетерогенного ряда. Концентрация “стартовой”, “эталонной” и “исследуемой” проб (всех сразу или по отдельности) периодически уменьшается путем выветривания или уменьшением площади салфетки-запахоносителя.  Уменьшение концентрации пробы производится постепенно. В случае если собака не воспроизводит сигнальной реакции, ее индуцируют либо командой, либо способом наталкивания.
Этап 19. Воспроизведение идентификационного стереотипа при условии наложения посторонних запахов на исследуемые пробы (введение “смешанных” проб в состав сравнительного ряда).
Смешивание исследуемых проб производится путем добавления (наложения) салфеток-запахоносителей с другими запаховыми следами.
Собака, после ознакомления с запаховой стартовой пробой (смешанной или однородной), находит два ее дубликата (“эталонную” и “исследуемую” запаховые пробы), также смешанных или однородных, среди объектов вспомогательного ряда при условии проведения 2-3 сравнений.
В случаях если собака не воспроизводит сигнальной реакции, ее индуцируют либо командой, либо способом наталкивания.
Этап 20. Воспроизведение идентификационного стереотипа в условиях работы с объекта на образец и с образца на объект.  Собака, после ознакомления с запаховой стартовой пробой (из крови или со следов потовых веществ), находит два ее дубликата: “эталонную” запаховую пробу - идентичную стартовой и “исследуемую” - противоположную (если стартовая проба из крови, то исследуемая проба из потовых веществ и наоборот), среди объектов вспомогательного ряда при условии проведения 2-3 сравнений. В случаях если собака не воспроизводит сигнальной реакции, ее индуцируют либо командой, либо способом наталкивания.

 

 


материал предоставлен пользователем нашего форума

Дрессировка собаки-проводника слепых

Специальный курс дрессировки вырабатывает у собаки навыки, необходимые для ее использования как проводника слепого. Путем специальной дрессировки собаку приучают водить слепого, оповещая его о встречающихся на пути препятствиях. При этом собаку приучают самостоятельно выполнять ряд определенных сложных действий. Качество
  • 80

Давность запахового следа

Определяется временем, прошедшим с момента прохождения «субъекта следа» до момента постановки собаки на запаховый след. Принято различать: свежий, или «горячий» след-давностью до 1 часа, нормальный след -до 3 часов и старый или «холодный» след-давностью 4 часа и более. Давность имеет решающее значение в работе собаки по запаховому
  • 60

Дрессировка собаки приему «работа по следу»

Методы и техника построения приема. Дрессировка собаки приему «работа по следу» проводится в два последовательных периода. В первый период у собаки вырабатывается навык к заинтересованному поиску человека по его запаху, во второй — отрабатывается диференцировка собакой запахов на следу. Первый период. В течение первого периода
  • 100

Криминалистическая одорология в действии

Борьба с уголовной преступностью требует от органов внутренних дел использования самых передовых достижений науки, в противном случае принимаемые меры не дадут нужного результата. Учитывая это, криминалисты Советского Союза разработали и предложили для практического применения метод одорологической выборки (метод
  • 80

Основы дрессировки служебных собак

Дрессировка служебных собак - это последовательное, направленное приучение собак к совершению в определенных условиях разнообразных сложных действий, необходимых для немения службы, осуществляемых по сигналам и жестам дрессировщика. Основная цель - побудить собаку по командам и жестам совершать такие действия, которые обеспечивают
  • 100