Развитие обонятельно-поисковой реакции

Развитие обонятельно-поисковой реакции

Подготовка и применение большинства служебных собак основаны на использовании их обонятельно-поисковой реакции. Поэтому своевременное развитие этой реакции является главным условием качественной подготовки собак в учебных подразделениях в короткие сроки.
Условные раздражители — команды «Ищи», «Нюхай» и жест — показ рукой в направлении поиска. Вспомогательная команда — «Апорт».
Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание,  апортировочный предмет, запаховые приманки. Обонятельно-поисковую реакцию рекомендуется развивать с 2–3-месячного возраста, в начале методом группового воспитания, в последующем индивидуально.
Для этого можно использовать следующие способы.
Первый способ. На участке с травяным покровом дрессировщик на виду у собаки разбрасывает 3–4 небольших кусочка мяса в разные стороны. При этом последний кусочек мяса показывает собаке и дает ей обнюхать и, когда собака потянется к мясу, забрасывает его в траву. Затем посылает собаку на поиск лакомства, управляя ею длинным поводком. Этим способом надо пользоваться, в крайнем случае, когда у собаки сильно заторможена поисковая реакция.
Второй способ. Хорошие результаты дают упражнения по поиску спрятавшегося дрессировщика (хозяина) при наличии прочного контакта. Во время выгуливания на участке с разнообразными местными предметами дрессировщик, пользуясь отвлечением собаки, прячется за укрытие и по возможности наблюдает за ней. При хорошем контакте собака, как правило, начинает искать хозяина, при помощи зрения, слуха и обоняния. При ветреной погоде дрессировщик должен прятаться так, чтобы ветер дул с его стороны на собаку. Это облегчит включение в поиск обоняния. Когда собака, обнаружив дрессировщика, подбежит к нему, она поощряется лакомством. По мере развития поисковой реакции дрессировщик не только прячется, но и уходит от собаки на 50–100 метров. Это побудит собаку искать хозяина по запаховому следу. После того, как собака отыщет хозяина, ее поощряют игрой и лакомством. В последующем отрабатываются и такие упражнения, когда дрессировщик привязывает собаку поводком к дереву, столбу и уходит на 300–400 метров и так, чтобы собака не видела его движение. После этого второй дрессировщик подходит к собаке, отвязывает ее и посылает за хозяином. Следуя за собакой с помощью длинного поводка, направляет ее по запаховому следу. Если собака идет по следу активно, то помощник дрессировщика остается на месте, и собака работает самостоятельно.
Третий способ. При совершенствовании навыка апортировки необходимо использовать разнообразные апортировочные предметы небольших размеров длиной 1–10 сантиметров, по цвету соответствующих фону местности. Упражнения выполняются так. Дрессировщик знакомит собаку с запахом предмета, затем бросает его в траву, кусты или к подобным беззапаховым предметам и через 1–2 минуты по команде «Ищи апорт» посылает собаку за ним. На одном часовом занятии упражнение повторяется 6–8 раз. Такие же упражнения надо выполнять по обнаружению запаховых предметов, разбросанных помощниками.
Систематическое повторение таких упражнений способствует развитию обонятельно-поисковой реакции, необходимой в последующем для обыска местности, выборки вещей, одорологической выборки.
Четвертый способ. В жизни (работе) собака ориентируется как нижним, так и верхним чутьем. При верхнем чутье собака воспринимает запахи в воздухе и таким способом определяет местонахождение источника запаха, при нижнем чутье она непосредственно обнюхивает почву. Целенаправленными упражнениями необходимо развивать у нее и нижнее, и верхнее чутье.
С этой целью за 30–40 минут до начала поиска дрессировщик раскладывает апортировочные предметы на местности так, чтобы 40–50% из них лежали на земле, а остальные на высоте 1–1,5 метра от земли (на кустарнике, на ветках деревьев, стеблях травы и т. д.). При этом каждый раз при пуске собаки на поиск надо учитывать направление ветра. Заставлять идти как по ветру, так и против ветра, заниматься на разнообразной местности. За каждую обнаруженную вещь собаку надо поощрять лакомством.
Пятый способ. Учитывая активную реакцию собаки на запахи животного происхождения, целесообразно использовать пахучие приманки — тампоны с запахом крови. Пахучие приманки (10–15 штук) раскладывают вдоль намеченного маршрута движения дрессировщика с собакой на удалении 15–40 метров от тропы. Количество приманок на каждом занятии меняется, при движении по тропе собака находится на удлиненном поводке. За каждую обнаруженную пахучую приманку собаку поощряют поглаживанием и лакомством.
В ходе дрессировки каждое занятие, выработка любого специального навыка должны способствовать развитию обонятельно-поисковой реакции поведения и доведения ее до совершенства.
Возможные ошибки дрессировщика:
1. Чрезмерное увлечение упражнениями по поиску кусочков мяса, разбросанных на участке. Собака привыкает искать лакомство при каждом выходе на прогулку.
2. Неправильное выполнение упражнений, когда собака находит хозяина или предметы, пользуясь не обонянием, а зрением и слухом.

 

 

Основные реакции поведения собак

Для успешной дрессировки собаки Вам необходимо понять и изучить основные реакции поведения и типы высшей нервной деятельности. Так же будет полезным почитать труды величайшего биолога и зоопсихолога И.П. Павлова. Нервную систему собак характеризуют не только такие качества, как сила, скорость и возбудимость, но и реакции
  • 100

Плаванье

Навык плавания нужен собаке при выполнении, упражнений многих специальных служб. Кроме того плавание улучшает физическое развитие собаки, а также охлаждает ее в жаркий день. Условные раздражители — команда «Вперед!» и жест — быстрое выпрямление правой руки ладонью вниз в сторону водоема, чуть подавшись вперед, и быстрое опускание
  • 100

Команда голос

Навык подавать голос нужен собаке на многих специальных службах. На караульной службе собака своим лаем сообщает о приближении постороннего человека или кого-то еще. Чем интенсивнее лает собака, охраняющая какой-нибудь объект, тем она нужнее на такой службе. Собака розыскной службы лает тогда, когда находит спрятавшегося
  • 80

Апортировка

Этот навык является основой формирования множества последующих навыков — поиска по следу, охоты. Условные раздражители — команда «Апорт!» (с французского «принеси, подай») и жест — выпрямленная правая рука ладонью вниз в направлении брошенного предмета, опущенная к бедру, корпус наклоняют чуть вперед. Безусловные раздражители —
  • 100

Обыск местности и помещений

Навык обыска местности и помещений необходим для выполнения служебных задач по обнаружению человека, его предметов и запахового следа. Условные раздражители: основные — команда "Ищи!" и жест рукой в направлении поиска; вспомогательные — команды "Апорт!", "Дай!", "Сидеть!",
  • 0