Цель воспитания — беспомощность или развитие?

Цель воспитания — беспомощность или развитие?

Друзья, хочу поднять вопрос, который последнее время все чаще меня занимает. И хотя впервые с ним как с частью научных сведений я столкнулась на курсе тренеров собак, все же он мне представляется крайне важным и значимым в совершенно разных аспектах нашей с вами жизни.


Феномен выученной беспомощности


Это феномен выученной беспомощности. Те, кто изучал психологию в институте, или просто даже ей интересовался, наверняка, знакомы с этим понятием. Это, если говорить простым языком, состояние человека или животного, при котором он не предпринимает попыток решить задачу, даже имея такую возможность. К сожалению, изучали это явление не самым гуманным образом и все больше на наших четвероногих друзьях-собаках, которые, кстати, и в других вопросах внесли немалый вклад в современные знания о психологии человека.

Экспериментов известных много, для тех, кто не знает, приведу один из них. Собаку помещают в комнату, в которой по полу проведен электрический ток. Рядом находится высокая перегородка, которую собака преодолеть не может. Первые несколько раз собака, получая удар током, пытается перепрыгнуть барьер, но безуспешно. И в какой-то момент перестает пробовать. После этого высокую перегородку заменяют совсем маленькой, через которую собаке перемахнуть ничего не стоит, и снова дают разряд. И – собака остается на месте, не предпринимая никаких попыток избежать боли. Результат получен – собака достигла состояния выученной беспомощности.

Далее бывает по-разному, в зависимости от ряда факторов, в том числе психотипа животного. У одних это состояние распространяется только на эту ситуацию, у кого-то – на другие тоже и сохраняется в течение нескольких часов. А если такие «уроки» случаются неоднократно и в разных ситуациях, то у кого-то происходит обобщение, и для животного (или человека) этот тип поведения становится нормой жизни. Печально. Надо пояснить, что это состояние сопровождается снижением способности обучаться, работоспособности, и, естественно, отсутствием инициативы и апатией.

Знаете, что меня во всем этом удивляет, если не сказать больше? Эксперименты, повторюсь, не секретные. Состояние, как мне кажется, уже изучено-переизучено разными специалистами, даже блох в банке тестировали. И уже давным-давно известны последствия для личности того, кто это состояние заполучил. И, конечно, есть все данные о том, какие именно виды воздействия приводят к этому состоянию – и у людей, и у собак.

И – внимание! Если посмотреть на то, каким образом обучают детей в школе, как и какие задачи ставят руководители, какими способами общаются с сотрудниками, и — все же как тренер собак не могу не сказать об этом — как тренируют и воспитывают собак, все это — ярчайшие примеры того, как загнать другого в это чудовищное состояние. Иногда по незнанию, но часто – намеренно, для повышения управляемости того, кого «обучают».


Биология поведения



Прочитала замечательную книгу о биологии поведения, в которой автор подробно останавливается на этом вопросе и приводит ряд примеров. Вот начальник ставит задачу, сотрудник ее выполняет, сдает – шеф недоволен и велит переделать. Сотрудник переделывает – снова не так. Переделывает еще раз – и опять мимо. И так может продолжаться долго. Возможно, иногда можно говорить, что начальник просто неопытный и задачи ставить не умеет, или сам не знает, чего хочет. Иногда это – совершенно осознанное поведение с уже известной нам целью. В эту же копилку руководителя:

- поставить априори никому не нужную задачу, о чем известно обеим сторонам, и отказаться от которой подчиненному никак нельзя;

- долго на совещании говорить на одну тему так, чтобы из этой речи ничего не было понятно и чтобы у слушающих сложилось ощущение собственной глупости;

- поставить задачу и после того, как сотрудник проделал огромную работу – отменить ее. И так еще и еще одну.

То же самое с детьми, что, наверное, вызывает во мне самый глубокий и жесткий протест. И то же самое с животными, в том числе с собаками.

Подопытный, в конце концов, сдается и становится легко управляемым. Надо сказать, что в случае с работодателем бывают исключения, когда сотрудник не поддается и, хотя бы подсознательно понимая, что что-то здесь не то, что он не может в полной мере реализовать свои возможности, просто выбирает уйти.

Но у него этот выбор есть. А есть ли он у наших детей? Есть ли он у собак? (я надеюсь, читатель заметки не сочтет, что для меня это все одно – люди, дети, собаки, блохи; я здесь говорю о том, что это механизмы, которые работают с разными животными, коими и представители нашего вида являются, и считаю, что такие методы не должны применяться ни с одним из видов).

Друзья! Мне правда интересно, почему считается, что управляемость — это именно то, что облегчает жизнь? Наверное, в каких-то ситуациях и контекстах – да. Наверное, если говорить о государстве, то так и есть. Но если взять коллектив – самый обычный, нормальный коллектив в офисе любой компании. Ведь после того, как у команды сформировался данный тип поведения (будем надеяться, только на работе), руководителям отныне приходится думать за всех и каждого! И потери, как мне кажется, несопоставимы с полученным.

Выигрыш — легкость постановки задач и послушание. Потери – мозги и идеи нескольких, а то и многих, скорее всего, неглупых, людей; возможность переложить на чьи-то плечи часть ответственности; радость от работы с инициативными и активными людьми, удовольствие от процесса развития. И я убеждена, что там же, в потерях – настоящая, а не показная -«послушная» — лояльность сотрудников, процветание и развитие компании. Про детей даже говорить не буду, думаю, здесь все очевидно – нечему удивляться, что молодые люди не в состоянии сами устроить и взять в руки свою жизнь, и многим приходится проделать большой путь от осознания этого, через тренинги (которые, к счастью, сейчас у нас есть), где можно развить в себе недостающие качества, и только потом – строить свою жизнь. Да, воспитателям – удобно, учителям – удобно, государству – удобно. А каково самому человеку?

И, возвращаясь к собакам: в этом кардинальное отличие того, чем занимаюсь я и чему учит Новая кинология, от того, что было раньше (и, в общем-то, есть сейчас). Цель старых подходов, армейских, я бы сказала – по сути, формирование выученной беспомощности, дающей возможность полного контроля и абсолютного послушания тренируемого. И плевать, как ему с этим всем живется. Хуже всего, пожалуй, то, что именно такой результат обычно умиляет всех вокруг: надо же, собака уже пять часов сидит по команде и не шевелится, это так мило!


Новая кинология


В новой кинологии все наоборот: с помощью тренировок и развивающих игр собаке помогают стать самостоятельнее, ставят все более сложные задачи, которые она решает сама, и дают возможность выбора там, где это уместно. Кстати, это один из первых шагов в «лечении» таких беспомощных собак – давать как можно больше выборов. Например, положить перед собакой 2 жевательных лакомства и предложить выбрать одно, а второе убрать. На прогулке встать возле подъезда и позволить собаке выбрать, куда пойти. И так далее. Первое время у собак это вызывает недоумение, и они часто какое-то время продолжают стоять и ждать, что скажет хозяин. Зато когда понимают, что и правда можно, и потихоньку входят во вкус, вот тут и начинается самое интересное! Собака проявляет себя как нормальное, любопытное и жизнерадостное создание, и вы даже представить себе не можете, насколько интереснее с такой собакой взаимодействовать.

Я не строю иллюзий и в полной мере осознаю, что так же, как в сфере взаимодействия с людьми эти 2 концепции есть и, скорее всего, всегда будут. Кто-то по-прежнему будет считать, что абсолютное послушание – единственно верная цель, и плевать, что чувствует другой, будут и те, кому это не близко.

Каким быть руководителем – работать с сильной командой и тратить время на то, чтобы находить с каждым общий язык, или всех «построить» и чувствовать себя повелителем Вселенной. Каким быть учителем, каким быть родителем. И каким быть хозяином для своей собаки. В том, что касается воспитания собак, меня радует то, что благодаря Новой кинологии у нас теперь есть выбор, и те, кому больше по душе жить и дружить с сильными, развитыми и счастливыми, и помогать им такими становиться, могут эти знания и методики найти. Если вам близок подход и интересна тема жизни с собаками, их воспитания и тренировки, буду рада вам в мастерской «Психология дружбы с собакой».

Чтобы эта заметка была полезной, я порекомендую попробовать это очень простое и замечательное упражнение – вместо указания дать выбор тому, кто от вас зависит. Или хотя бы задуматься о том, что каждое наше действие как-то влияет на то, что происходит с окружающими.

Моя заметка, безусловно, субъективна, так как это – отражение моих личных убеждений и ценностей. Буду признательна, если в комментариях поделитесь своими мыслями на эту тему.

Любовь Гиненко
Тренер собак с современным европейским образованием, член международного Общества Догфренд

Явление доминирования в группе «человек – домашнее животное»

Из-за того, что процесс межвидового взаимодействия человека и животного еще не достаточно изучен, все чаще в СМИ мы узнаем, о том, что собака покусала человека, напала на ребенка. Власти пытаются внести закон о запрещении той или иной породы (Breed specific legislation, закон о породных ограничениях, ФЗ «О разведении и содержании
  • 80

Этика в отношении животных

Выдержка из книги Марка Бекоффа "Эмоциональная жизнь животных". Совершенно ясно, что нам многое известно об эмоциях животных. Несмотря на очевидность того, что еще многое необходимо узнать, даже уже имеющихся знаний должно быть достаточно, чтобы способствовать переменам в нашем обращении с животными. Нам необходимо
  • 100

Забота о питомце с Vita-Pro

Заботясь о своих четвероногих друзьях, мы стараемся подобрать для них качественное и полноценное питание, которое будет не только вкусным, но и полезным. Богатый выбор, который сейчас предоставляет нам рынок товаров для животных, нередко заводит в тупик: чему же отдать предпочтение? Но найти ответ на этот вопрос несложно, выбирая
  • 100

Почему зоозащитники порой напоминают безумцев

Усталость от сострадания Вероятно, многим приходилось встречаться с работниками социальных служб, чье рабочее поведение вызывает удивление, а иногда протест, возмущение своей резкостью, гневом. В чем дело, почему работник так ведет себя? Ведь раньше ничего подобного за ним не замечалось. Распространенное объяснение этому –
  • 100

Причина проблемного поведения собак

Привет, друзья! Сегодня, на мой взгляд, я затрону одну очень важную тему. Тему, которая является фундаментальной в выстраивании взаимоотношений с собакой. При этом, по ряду каких-то причин, этому вопросу, практически не уделяется должного внимания, как владельцами, так и многими специалистами. Из личного опыта общения с
  • 100

Новость отредактировал: maugli - 10-04-2019, 14:38

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив