Основы
Основы
С древних времен, и в средневековье, и вплоть до современной эпохи в регионе, который сейчас является Бельгией, серьезную угрозу для овец представляли волки и другие хищники, поэтому защита от них была важнейшей функцией пастушьих собак. Поэтому в те времена собаки были, как правило, более крупными и более агрессивными, их часто снаряжали ошейниками с металлическими шипами для отражения волков и иных хищников. Тип этих собак был ближе к более массивному мастиффу, который существует и до сегодняшнего дня, нередко в белом окрасе, в Пиренеях, Италии, Турции и даже и Гималаях. В какой-то степени угроза волков и других хищников сохранялась до относительно недавнего времени; последний волк был убит в Бельгии в Арденнах в 1847 г. И даже после этого продолжали оставаться потенциальной угрозой стаи одичавших бродячих собак. У многих из собак, защищавших стада, были купированы уши и хвосты, так как что пастухи обратили внимание, что волки в некоторых случаях хватают за хвосты и уши и таким образом получают преимущество.
Начиная с Французской революции, около 1792 г., большие землевладения стали постепенно распадаться, развивалось растениеводство, все больше и больше земель переходило во владение простых людей. Исчезновение волков, с одной стороны, и потребность удерживать стада в границах своих полей, а также перемещать их вдоль дорог в поисках зеленых пастбищ, с другой стороны, привели к эволюции требуемого типа овчарки в относительно недавней истории. Колючей проволоки еще не существовало, и ее роль исполняли пастушьи собаки, дававшие возможность пастуху контролировать и перемещать его стада во время непрекращающихся походов в поисках подходящих кормов. Купирование ушей и хвостов постепенно вышло из практики, хотя эти традиции сохранились для некоторых собак скотоводов, таких как бувье.
Столь много лет спустя сложно видеть глазами основателей, таких как Рель и Хьюгебаерт, но представляется возможным, что основной их мотивацией в создании породы были национальные и культурные амбиции. С их точки зрения, британцы делали беспроигрышную игру, совершая огромные шаги в создании и продвижении своих пород — колли, пойнтеров, хаундов и ретриверов. Это происходило почти за десятилетие до того, как немцы представили миру своих доберманов, ротвейлеров и прежде всего вездесущую немецкую овчарку, и, после случившейся войны, в 1920е, привлекли внимание всего мира. Бельгийские основатели чувствовали необходимость сохранить и защитить своих аборигенных собак, закрепив их в книгах о происхождении, сформировав из них признанные в мире национальные породы; и английский стиль соревнований по экстерьеру казался дорогой в будущее.
В известном смысле, некоторые из этих людей никогда не казались достаточно вовлеченными в «плоть и кровь» собак, рассматривая последних в качестве реквизита или пешек на шахматной доске элитного позерства, которые создавались и пропагандировались ради национальной, культурной и классовой гордости и личного влияния. Если это и вправду так, то шоу-заводчики сегодняшнего дня являются их истинными наследниками, абсолютными акцепторами их культуры. Проблема, в том, конечно, что их мир был и остается миром декоративных собак, с все более меняющимся, все более гротескным внешним видом и сложением, который движим никогда не находящей удовлетворения модой, а не функциональными потребностями, имеющими реальное значение для человечества.