Методика "Делай как я". Собаки обучаются, имитируя человека

Делай как я - воспроизведение человеческих действий и их последовательности собакой


Имитация является одной из форм социального обучения у многих видов животных. Однако обычно под этим понимается внутривидовое взаимодействие: обучение у более старших и опытных животных. Однако опыты показали, что в ряде случаев собаки, имея сложности с решением задачи самостоятельно, могут быстро повторить «правильно» действие после демонстрации его человеком. Кроме того собаки склонны следовать выученным подобным способам действиям, игнорируя более легкий путь (обойти забор, хотя калитка открыта). Это говорит о том, что социально полученная информация важнее той, которая получена методом проб и ошибок, и что собаки в некотором роде предрасположены к копированию поведения человека.
Это исследование было разработано для изучения способности собак к подражательному поведению: повторению действий и их последовательностей по команде «Сделай это» после демонстрации их человеком. За основу был взят метод «делай как я», которым изучают способности подражать у высших приматов, попугаев и дельфинов.

Заказать книгу "Методика "Делай как я". Собаки обучаются, имитируя человека"


Методика
Для начала животное обучают команде «Делай» повторять разного рода действия за человеком. После закрепления команды и высокой точности выполнения повторов, производят проверку с другим демонстратором и/или новыми действиями.
Эксперимент был поставлен на 4 летней бельгийской овчарке Филиппе. Филипп был обучен по программе помощников инвалидов и умел открывать и закрывать двери, подбирать предметы, включать и выключать свет, брать указанные предметы на полках в супермаркете и класть их в корзину, знал названия некоторые предметов (мобильный телефон) и т.д. Важно, что его обучение было проведено только на основе традиционных оперантных методов, а «подражательные методы» ни разу не использовались.
Филипп был обучен методом оперантного обусловливания команде «делай это» для 9 действий в ответ на соответствующие демонстрации человека (поворот, прыжок, лежать, класть бутылку в коробку и т.д.). В начале каждого действия собака усаживалась по команде «сидеть» или «место» на определенное место, тренер немного отходил от собаки, ее внимание привлекалось словами «Филипп, слушай» и за этим следовала демонстрация одного из 9 разученных действий. Затем тренер возвращался к собаке, и давал команду «Сделай это». За правильные действия собака получала награду — игрушку. Через 10 недель Филиппу устроили экзамен: сначала с тем же тренером, затем с новым (который был знаком собаке, но не обучал его).
После этого Филиппа испытали с действиями, отличных от проводимых ранее. Эти новые действия включали известные собаке (разученные ранее по программе помощи инвалидам), доступные для воспроизведения действия, включающие манипулятивные и телесно-ориентироавнные действия.

Результаты
В случае с известными действиями (первое обучение с 9 вариантами) Филипп показал 72% правильных повторов. В случае с другим тренером — 68% правильных действий. Больше всего удивило исследователей то, что с новыми действиями, незнакомыми ему ранее по команде «делай это», Филипп справился в 57% случаев.

Обсуждение
На первый взгляд собаки кажутся не самым подходящим видом для изучения метода «Делай как я» (в отличие от приматов), т.к. имеют большие отличия в строении тела. Однако исследователи обнаружили явные предпосылки присутствия подражательных способностей собаки. Филипп после весьма непродолжительного обучения был в состоянии успешно выбирать правильное соответствие из своего собственного репертуара в ответ на демонстрацию человека. Собака, казалось, поняла идею копирования действия и сумела перенести это на свои возможности. В том числе действия нового для нее человека. Филипп смог перенести понятие «делай как я» на другие знакомые ему действия, хотя ранее не обучался этому. Филипп показал способность распознавать поведенческие соответствия между своими действиями и действиями человека (например, человек берет объект в руку, собака поднимает объект ртом). Эта особенность является следствием очевидных видоспецифических отличий собаки и человека, и позволяет понять, что способность Филиппа к обобщающему поведению работает не на поверхностном уровне. Однако, собаки, как попугаи, имеют ограниченные способности телесно-ориентированных и манипулятивных действий, по сравнению с обезьянам, что может означать, что они имеют, соответственно, менее сложные способности мысленно представлять такие действия.

По материалам исследования Jozsef Topal, Richard W. Byrne, Adam Miklosi и Vilmos Csanyi «Reproducing human actions and action sequences: “Do as I Do!” in a dog»

Соревнования или испытания

Рано или поздно в ряде кусательных нормативов возникает вопрос том, чем по факту является этот норматив, реальной или спортивной работой. Обычно, разбор этого вопроса вызывает массовое бурление известного вещества или очередной попыткой создать нечто "новое" с претензией на некую универсальность. Мне думается, что
  • 100

Собаки способны имитировать поведение человека

Клаудиz Фугаззf (Claudia Fugazza, Италия) работает в университете Будапешта, исследует социальное поведение собак. Помимо этого, она тренирует собак в собачьей школе, обучая их имитировать поведение человека. Несколько лет назад Клаудия заметила, как ее собака (чехословацкий вольфсхунд) научилась повторять ее действия, чтобы
  • 100

Основные понятия дрессировки. Методы дрессировки

Анализ доступной литературы, посвященной вопросам дрессировки, позволяет выделить два подхода в рассмотрении понятийного аппарата. Часть авторов анализирует дрессировочный процесс с точки зрения какой-либо одной формы научения, другая, рассматривая дрессировку, привлекает несколько форм научения. Наиболее распространенным подходом
  • 60

Теория дрессировки и ее предмет

Часть 1. Теория дрессировки и ее предмет Не смотря на то, что человек уже на протяжении многих веков занимается формированием заданного поведения (дрессировкой) домашних животных используемых как в продуктивном так и в непродуктивном животноводстве, сколько-нибудь серьезных работ, посвященных теории дрессировки и ее предмету, в
  • 100

Навык

Навыком может быть любое действие, в том числе и невидимое (недоступное для непосредственного наблюдения), сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэтапной сознательной регуляции и контроля. Иначе говоря, навык — это такое действие, которое воспроизводится безотказно, быстро и
  • 100

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив