Критерии оценки рабочих собак на испытаниях с точки зрения советника SV по дрессировке.

Критерии оценки рабочих собак на испытаниях с точки зрения советника SV по дрессировке.

Цели и задачи SV1, изложенные в §3 Устава этой организации — разведение рабочих собак в соответствии со стандартом породы. В понятие рабочая собака вложен более глубокий смысл, нежели просто собака для работы. Это, прежде всего, социальный партнёр человека, его защитник, помощник во всех областях и сферах деятельности, это собака-спасатель, собака-пастух, собака-терапевт и т.д. Это разностороннее использование за более чем столетнюю историю прославило немецкую овчарку на весь мир. А чтобы сохранить эту универсальность, необходимо постоянно осуществлять контроль за разведением овчарки, как рабочей собаки, и содействовать, используя эффективные средства. Планомерное, психологическое и основанное на новейших этологических знаниях выращивание собак компетентными членами SV способствует занятию спортом и, таким образом, поддерживает физическую форму собаки. Спорт — неотъемлемая составная часть нашей жизни. Наш спорт — это высокая культурная ценность2. Организационной базой для спортивных достижений является наше Объединение — SV. В настоящее время в обществе нет особой благосклонности к собакам, и нашей благородной задачей является популяризация нашей работы, при строгом соблюдении закона о защите животных. Важнейшим и наиболее подходящим инструментом для выполнения этой задачи, среди прочих, являются судьи, то есть судьи по племенным собакам, кёрмастера3 и судьи по рабочим качествам. Все они должны иметь соответствующее образование, с учётом новейших исследований, сдавать экзамены и постоянно повышать свою квалификацию. Принципы обучения, назначения и карьерного роста судей SV изложены в Положении о судьях SV, которое, наряду с Положениями о кёрунге 4, разведении и важными для нас Правилами испытаний, имеет силу Устава.
Деятельность судьи SV подробно изложена в разделе III данного положения. Там отмечено, что работа судьи SV — это основа деятельности Объединения, так как только благодаря работе судей можно гарантировать как анатомическое развитие породы, так и развитие её рабочих качеств. Поэтому деятельность судьи должна заключаться в соблюдении задач SV и в готовности к постоянному повышению уровня знаний и квалификации, как теоретической, так и практической. Именно в процессе практической работы могут появиться важные идеи, необходимые для поддержания племенной работы по разведению рабочих собак. Вследствие этого, для судей является обязательным участие в совещаниях судей, а многочисленные пропуски их — нарушение Положения о судьях. Обучение и дальнейшее совершенствование знаний специалистов, в данном случае судей по рабочим качествам, является обязанностью, в первую очередь, главного управления SV, представителем которого является советник по дрессировке, и земельных групп, представленных инструкторами по дрессировке. Какие же требования предъявляются к судье SV по рабочим качествам? В первую очередь, он должен быть высококомпетентным специалистом. Компетентность — это результат усвоенных знаний, умений, многолетнего опыта участия в теоретической и практической работе. Приобретённые знания дают необходимую уверенность и объективность при оценке работы дрессировщиков. Для объективной и уверенной оценки нужны знания о разных типах характера собаки, о новых, основанных на соблюдении правил поведения и социальной уживчивости, методах обучения, а также знания о влиянии окружающей среды. Объективность, само собой разумеющаяся, неподкупность и, следовательно, высокая степень осознания своей ответственности за породу — это первостепенные условия для назначения на должность судьи.
Оценка рабочих качеств собаки, согласно Положению об испытаниях, имеет, кроме спортивных компонентов, огромное значения и для племенной селекции в SV. Для сохранения рабочих собак мы занимаемся их воспитанием, осуществляем отбор на соревнованиях и лучших из них выбираем для разведения. На нас, судьях SV по рабочим качествам, лежит высокая ответственность за нашу породу — немецкую овчарку. Своей работой мы поставляем ценный генетический материал для породы.
Что же мы должны оценивать в рамках, предусмотренных Положением об испытаниях? В первую очередь, психические данные наших собак, то есть врождённые качества, связанные с нервной системой, которые можно развивать обучением и соответствующими тренировками. Нрав собаки характеризует её поведение и возможность совместной жизни с человеком. Характер собаки — это результат развития как генетически заложенных, врождённых качеств, так и приобретённого жизненного опыта в окружающей обстановке. Врождённое и приобретённое тесно переплетено с самого начала жизни животного. Невозможно доказать или стопроцентно выяснить, каково соотношение врожденных и приобретенных качеств в характере собаки. Решающей для будущей закладки характера собаки является, так называемая, чувствительная фаза — первые 12-16 недель жизни. Здесь начинается первичное обучение. Всё, чему щенок научится в это время, как положительное, так и отрицательное, позже проявится в его поведении, и от этого будет зависеть дальнейшее его обучение.
Именно поэтому дрессировщикам нужно постоянно напоминать о важности правильного использования этой ранней фазы развития (например, особые игровые дни). При упущениях в раннем развитии не смогут развиться наилучшие наследственные задатки. Окружающая среда на этой ранней стадии особенно сильно влияет на развитие генетических предпосылок.
Основой для оценки характера собаки являются ее конституционально-психологические особенности (темперамент, твердость, выдержка), врождённые наклонности и инстинкты, способность к обучению. Решающее значение при оценивании собаки должны иметь её наследственные качества, которые в сочетании с разумным развитием и закреплением сформировали уравновешенную нервную систему животного. Наряду с врождёнными наклонностями, подчинёнными инстинкту самосохранения и сохранения вида, наиболее важными для оценки являются: стайный инстинкт, из которого развивается, главным образом, социальная субординация, готовность подчиняться и управляемость, инстинкт добычи, поведение при приёме пищи, поведение при уклонении (избежании чего-либо) и проявление агрессивности. С двумя последними проявлениями инстинкта (уклонение и агрессивность) у нас возникают проблемы в представлении общественности, а отчасти и в рядах членов SV. Нужно чётко уяснить бессмысленность попытки доказать, что обучение совершенно без принуждения может привести к положительным результатам на испытаниях. Разумное, соответствующее поведению и виду животного, и, вместе с тем, учитывающее правила защиты животных, обучение начинается с достижения инстинктивно обусловленных успехов и поддерживается, а значит — закрепляется, применением индивидуально дозированного принуждения.
Правильный баланс между инстинктивными побуждениями и принуждением придают собаке уверенность и сохраняют желание работать.
В 1963 г. Конрад Лоренц в своей книге «Так называемая, злая» четко высказал свою позицию относительно агрессивности, объясняя, что в агрессивности нет ничего плохого, это всего лишь поведение, необходимое для жизни животного, для сохранения вида. Агрессивность, согласно высказываниям разных исследователей поведения собаки, означает не только нападение, в смысле борьбы, но и предприимчивость. Нам известны такие обороты речи, как «взять приступом», «уметь кусаться». Наше человеческое честолюбие имеет в основе своей такую же, по-разному выраженную, агрессивность. Агрессивное поведение может иметь разные причины и по-разному проявляться. Оно может возникнуть от неуверенности, страха, безысходности, от инкубаторского содержания щенков, от невозможности удовлетворять свои инстинкты (фрустрация), от борьбы за субординацию, защиты корма и сексуального соперничества. Таким образом, агрессия — это не только враждебная стычка, она, так же как и страх, всегда присутствует у собаки, но её можно контролировать правильным обучением. Страх и агрессия — признаки жизни, выживания. Кто хочет выжить в среде, полной опасностей, должен бояться, не доверять, чувствовать некоторую неуверенность перед неизвестным. Хорошее воспитание и обучение должно, прививая чувство безопасности, превращать природное чувство неуверенности в уверенность.
Достигнутый хорошим воспитанием и обучением баланс между страхом и агрессией даст в результате уверенную в себе, выносливую собаку.
Мы подходим к критериям оценки, которыми, согласно правилам AZG5 по IPO6, необходимо руководствоваться во время испытаний для того, чтобы вынести соответствующую характеристику и оценку в баллах. Общий результат в какой-либо дисциплине определяется природными данными: выносливостью, крепостью нервной системы, управляемостью, которые характеризуются как готовность к работе. Наиважнейшим критерием является психическая выдержка с начала и до конца выступления, уровень обучения, то есть техническая корректность во время выступления, гармония в тандеме дрессировщик — собака. Следующие признаки, влияющие на оценку: способ представления собаки дрессировщиком — насколько, в соответствии с правилами испытаний, он управляет собакой, как подаёт звуковые сигналы, помогает ли собаке? Следует различать ненужную, безрезультативную, бессознательную, сознательную и необходимую помощь. Каков характер этой помощи, конечно, зависит от опыта и доброжелательности дрессировщиков. То, что у неопытного, нервничающего в день испытаний, рядового дрессировщика можно расценить как неосознанную помощь (например, легкое изменение основного положения, замедленный ход на поворотах, легкий кивок головой при звуковом сигнале и т.д.), то у опытного дрессировщика может оказаться сознательной и результативной помощью. Мы должны распознавать эти разные мотивации оказания помощи и соответствующим образом их оценивать. Нужно дифференцировать — стоит ли в той или иной ситуации оценивать упражнение, выполненное с подсказкой или не оценивать его вообще. Следует всегда анализировать общее качество демонстрируемого упражнения (инстинкт — техника — гармония, то есть согласованность действий дрессировщика и собаки) и только после словесной характеристики выставлять оценку в баллах. Мы не должны быть судьями по баллам, в большей степени мы должны давать словесную оценку (отлично, хорошо, плохо). Поставленная собаке наивысшая оценка означает, что во всех отдельных упражнениях продемонстрировано максимальное соответствие требованиям. Чтобы дать правильную, заслуженную оценку, нужно проследить поведение собаки и дрессировщика на всех этапах выступления. При обсуждении результатов оценки перед дрессировщиками и зрителями сначала нужно подчеркнуть положительные стороны, и лишь потом указать на ошибки и их причины. Выступление, как правило, состоит не только из ошибок. Обсуждение одних ошибок оставляет впечатление необъективного оценивания и вызывает неудовлетворённость у дрессировщика. Подчёркивание положительных сторон подбадривает и стимулирует к работе. В идеале было бы хорошо, если бы мы, судьи, могли дать дрессировщику действенные советы, например, как улучшить упражнение и избежать ошибок.
На мой взгляд, хороший судья должен не только наблюдать и оценивать, но и давать дрессировщику чёткие указания для улучшения результатов. Разумеется, советы должны исходить из собственной успешной практической работы, а не представлять собой вычитанные теоретические знания.
Каждое испытание начинается с оценки непринуждённого, естественного поведения собаки и связано с обязательным контролем татуировки. Судье по рабочим качествам предоставляется большая свобода при проведении испытаний. Он может, например, выбирать местность или распорядиться демонстрировать собак по отдельности или группой. Собак выводят на коротких поводках, а не на длинных, как при следовой работе. Судья обязан давать указания при неправильном поведении. Положительные или отрицательные результаты работы собаки на испытаниях оцениваются соответствующими эпитетами. Например, в качестве положительной характеристики собаки, может быть отмечено: уверенная в себе, спокойная, внимательная, живая, непринуждённая, выразительная, послушная. В качестве отрицательной характеристики: неуверенная, нервная, боязливая, слишком раздражительная, беспокойная, уклоняющаяся и т. д. Немецкий язык такой богатый и разнообразный, что без труда можно подобрать нужные эпитеты для описания. Кандидатам в судьи часто бывает трудно подобрать слова для характеристики собак. В начале испытаний нередко бывают сомнительные ситуации относительно характеристики той или иной собаки, в таком случае поведение собаки нужно особенно тщательно отслеживать на протяжении всех испытаний. Дисквалификация из-за недостаточной непринуждённости собаки возможна на любой стадии испытаний. В Положении об испытаниях указано, каких собак нельзя допускать к соревнованиям. Однозначно, это собаки с неуверенным поведением, пугливые, а также нервные и «кусучие». Я только не согласен с удалением собак, в отношении которых имеются сомнения. Это всегда приводит к дискуссиям. На мой взгляд, всё зависит от ситуации. Собака, у которой я собственноручно искал татуировку в ухе и которая потом легким рычанием предупредила меня о нежелательности более тесного контакта с её телом, оказалась абсолютно уверенным в себе, доминантным представителем своей породы. Здесь нужна мерка на глаз. В новых правилах IPO уже не предусмотрено дотрагиваться до собаки при проверке на непринуждённость.
Переходим к критериям оценок по каждому разделу испытаний.
Следовая работа.
В Правилах изложены необходимые условия на отдельных этапах испытаний вплоть до FH 27 или FCI-FH8. Требования такие: длина маршрута, количество углов, количество и качество разыскиваемых предметов, минимальная свежесть следа, отвлекающие обстоятельства, пересечение отрезков маршрута и изменение характера местности. Эти требования обязательны для судей и для дрессировщиков. Здесь не может быть различных мнений. Если нет отвлекающих обстоятельств в разделе FH, то это уже нарушение правил. В таком случае вообще нельзя выставлять оценку, потому что важным критерием оценки собаки является умение дифференцировать разные следы. Обязательно нужно учитывать длину маршрута, особенно в FH, а также проверять состояние следовой дорожки. На соревнованиях в обязанность судьи входит давать указания дрессировщику по направлению маршрута, а на больших соревнованиях это делается через уполномоченных. Нужно следить за нормальным движением помощника при прокладке следа, а также за качеством предметов для поиска, учитывая материал, из которого они изготовлены. Условия работы на следовом маршруте чётко оговорены в правилах об испытаниях (управление поводком, длина поводка, предметы для поиска и т.д.) К проработке маршрута должен допускаться дрессировщик, с готовой к поиску собакой и развернутым следовым поводком. Перед этим судья обязан проверить его длину и в дальнейшем не влиять на ход работы. Правила испытаний дают четкие указания по поводу прокладки отрезков следа и углов, а также расположения предметов для поиска. Работа с предметами (возможные их виды описаны в правилах испытаний) составляет на каждом этапе соревнований 20%. То есть, собака, которая не находит один предмет, но других ошибок не делает, может еще получить 80 баллов и оценку «хорошо». Я считаю такую ситуацию спорной, над ней стоит ещё подумать. Если что-то ищешь и хочешь найти, то ищешь с целью иметь найденное, а не ради самого процесса поиска, это было бы бесцельно и бессмысленно. Собака, ничего не нашедшая, не получит у меня общей оценки «хорошо».
Так каковы же критерии, по которым выставляются оценки за следовую работу? Необходимо учитывать условия местности, то есть степень трудности, обусловленную, например, структурой почвы, высотой растительного покрова (видны ли следы), способом обработки почвы, сменой вида местности, наличием чужих следов или следов диких животных и т.д. Важным фактором являются погодные условия, такие как: температура, давление воздуха, ветер, влажность и температура почвы. Кроме этих, внешних факторов, решающими являются поисковые навыки собаки, интенсивность и скорость поиска, взятие следа, как собака его держит, как работает с углами, с предметами. В итоге мы хотим видеть обученную собаку, которая спокойно, остро воспринимает запахи и по ним распознает след. В правилах записано, что распознавание запаха не ограничивается по времени. Есть собаки, которые активно и уверенно работают на первом отрезке маршрута, сразу же берут след, хотя визуально кажется, что они делают это слишком быстро. Снижение оценки в этом случае было бы неуместным. Собака должна в процессе всей следовой работы, на всех отрезках маршрута глубоко и активно работать носом. Важным считается усиленное внимание к следу (инстинктивный компонент), так называемое, «желание найти». Идеальной была бы собака, которая не только прошла обучение, но ещё и сама внутренне (инстинктивно) включалась бы в работу. У собаки должна присутствовать «воля к поиску». Этот фактор ценен в племенной работе. Такая собака работает всегда активно, абсолютно спокойно, сосредоточенно, контролируя своё поведение. Собака должна основательно прорабатывать углы, но, в зависимости от уровня трудности следа, нельзя ожидать от неё поведения, как в книге с картинками. Уверенная в себе собака чётко находит изменение направления, быстро проверяет все стороны, чтобы убедиться в правильном направлении, и затем спокойно берет новый отрезок следа, не увеличивая скорости.
Таких собак, активно преодолевающих трудности, без помощи дрессировщика самостоятельно идущих дальше по следу, следует однозначно предпочесть тем, которые работают только по принуждению, без всякого воодушевления, не проявляя радости. Работа с предметом должна быть убедительной, то есть, найдя предмет, собака должна сразу же взять его, спокойно и крепко держать или при его обнаружении сразу же лечь, сесть или остановиться. Скорость обнаружения предмета вновь и вновь вызывает дискуссии. Собака, которая спокойно, сосредоточенно работает, не может так сразу схватить предмет, будто щёлкнуть складным ножиком. Она покажет, что обнаружила предмет, в свойственной ей манере, спокойно и сосредоточенно.
За вялую работу, то есть за частичную или полную безучастность, а также различного рода помощь нужно снижать оценку. Всегда предпочтительна слаженная работа собаки и дрессировщика, но слишком явная помощь дрессировщика может нанести вред. В идеале, во время обучения следовой работе нужно учить собаку, чтобы она стопроцентно принимала решения самостоятельно. Уровень подготовки собаки особенно наглядно проявляется при стартовом взятии следа, проработке углов и взятии следующего отрезка, повторного взятия следа после очередного найденного предмета. Хорошее исполнение именно этих упражнений следует по достоинству оценивать.
Послушание.
Раздел послушания — для меня «королевская» дисциплина в обучении собак. Именно в этом разделе очень ярко проявляются взаимоотношение и взаимопонимание между дрессировщиком и собакой. Главным условием гармоничной работы является наличие у собаки природных данных, крепкой нервной системы и высокой выносливости.
Необходимый инвентарь хорошо описан в Правилах испытаний. Сюда относятся обычные предметы (барьер/стена), качество апортировочных предметов и вид пистолета для проверки реакции на выстрел.
На оценку послушания влияют разные факторы. Наиболее значимые: окружающая среда, незнакомые площадки, непривычные предметы и звуки, дальние поездки, разные погодные условия, жара, влажность воздуха и т.д. От собаки требуется импульсивная работа, внимание, корректность, прыгучесть, активность. Взаимодействие дрессировщика и собаки должно быть гармоничным.
Выполнение упражнений.
Каждое упражнение в послушании начинается и заканчивается с основной позиции, в которую включается и подготовка к упражнению (10-15 шагов), прежде чем будет подан звуковой сигнал к выполнению упражнения. Ошибки при выполнении основной позиции и подготовки к упражнению должны учитываться при оценке отдельных упражнений — от начальной основной до заключительной основной позиции. Все упражнения, состоящие из двух частей, такие как: укладка на выдержку, подход на подзыв и остановка по команде во время движения оцениваются отдельно. Отдельно оцениваются основное положение, подготовка к упражнению, его выполнение и возвращение на место, посадка перед дрессировщиком, выполнение команды «рядом» и заключительная основная позиция. Правилами строго предписано снимать баллы за дополнительный звуковой сигнал и за неправильное выполнение упражнений. Все другие упражнения мы оцениваем по своему усмотрению. Собака дисквалифицируется, если она ушла с площадки и не вернулась после третьей команды или если она пугается выстрела.
Движение рядом.
Положительно оценивается правильная исходная позиция, радостное, внимательное движение рядом с дрессировщиком, при котором лопатка собаки находится на уровне колена дрессировщика. При наивысшей оценке должно быть строго параллельное движение дрессировщика и собаки. Сконцентрированное, внимательное движение рядом не исключает радостного бега с лёгким вилянием хвостом. Это достигается правильной подготовкой и наличием соответствующих врождённых способностей собаки. Сюда же относятся доверие и положительная сконцентрированность собаки.
При выполнении упражнений ценятся такие качества, как быстрая реакция на звуковой сигнал, быстрая посадка, умение спокойно сидеть, быстрая укладка, мгновенная и спокойная остановка, быстрое радостное возвращение по прямой, посадка впереди дрессировщика, соблюдение необходимой паузы при посадке и быстрая основная стойка.
В упражнениях по апортировке для оптимального результата требуется, чтобы собака быстро и по прямой подносила предмет, сразу брала его, крепко и спокойно держала.
Прыжки должны выполняться энергично. Барьер собака должна преодолевать свободным прыжком, разбег должен быть быстрым и по прямой линии, затем собака сразу же должна лечь по команде.
Упражнение на выдержку должно выполняться спокойно. Таковы требования для оптимальной оценки. За отступление от них следует снятие баллов.
В данном упражнении большой простор для личного мнения и требований отдельного судьи.
Учитывать нужно одно: получение оценки «отлично» по послушанию в огромной степени зависит от сконцентрированности и корректности собаки в сочетании с готовностью быстро и радостно выполнить задачу. В этом разделе для гармоничной работы важно, чтобы собака была увлечена работой. Такие задатки являются ценными для селекции.
Собака, по которой видно, что в работе она внимательна, но чрезмерно напряжена, ни в коем случае не сможет получить высокой оценки. Технически чисто и правильно работающая собака, у которой не хватает увлечённости (вдохновения) никогда не получит отличной оценки. В свою очередь, собака с высокой врождённой готовностью к работе, но с недостатками в технике выполнения упражнений тоже не может быть оценена на «отлично». Мы, судьи по рабочим качествам, оцениваем не различные методы подготовки собак, а результат, полученный благодаря их применению во время испытаний.
Послушание является самым важным из всех трёх дисциплин, оно — основа каждого раздела по дрессировке. Оно необходимо нашей собаке при ежедневном появлении в обществе.
Защитная служба.
Раздел С всегда в большей степени привлекает зрителей, как на местных, отборочных соревнованиях, так и на испытаниях победителей и чемпионатах мира. Ни о чём другом так много не дискутируют в мире спортивного собаководства, как об этом виде испытаний. Не секрет, что результаты работы по защитной службе для племенной селекции рабочих собак имеют исключительное значение. Критерии оценки таковы:
1. хорошие врождённые задатки;
2. крепкая нервная система;
3. уверенность в себе;
4. выносливость;
5. контролируемая естественная агрессивность;
6. управляемость;
7. физическое и психическое состояние помощника при защитной службе.
Защитная служба делится на:
1. поиск помощника с последующим задержанием и облаиванием;
2. упражнение по защите с последующей охраной;
3. управляемость.
Критерии оценки отдельных упражнений.
Поиск помощника собака должна выполнять напористо, целеустремлённо, подбегая близко к укрытию. Здесь собака должна быть хорошо управляема. Для отличной оценки она должна обязательно действовать по команде дрессировщика, а не только самостоятельно напористо искать фигуранта. Поведение при поиске похоже на поведение при преследовании добычи и требует, как раз, высокого уровня управляемости. Если выполнены не все отдельные элементы, упражнение обесценивается.
В результате поиска собака находит фигуранта. Далее следует упражнение по задержанию и облаиванию. Для многих собак здесь возникает первая трудность, а именно, первая смена проявления инстинктов — замена инстинкта добычи инстинктом агрессивности. Задержание помощника должно происходить внимательно, вплотную или близко к нему, напористо, уверенно и продолжаться, пока не прозвучит команда. Собака при задержании должна энергично и продолжительно облаивать помощника. Упражнение на задержание и облаивание на всех этапах испытаний оценивается как одно упражнение, оно начинается сразу же при появлении помощника в укрытии и заканчивается командой «лежать» на 2-м и 3-м этапах. Решающим для оптимальной оценки этой части упражнения является мгновенная уверенная смена инстинкта и общая энергичная работа при выполнении всего упражнения.
Упражнение по защите подразделяется на побег, оборону, нападение и захват. Каждое упражнение по защите состоит из начальной фазы, фазы нагрузки, переходной фазы (фаза покоя перед отпусканием рукава) и фаза охраны. Начало упражнения всегда должно быть целеустремлённым, уверенным и энергичным. Захват рукава должен быть крепким, энергичным, эффективным, глубоким и полным и продолжаться в течение всей фазы нагрузки.
Оценка захвата имеет исключительное значение для характеристики собаки. Но крепкий, уверенный и полный захват при побеге ещё не позволяет поставить собаке наивысшую оценку. При побеге помощник должен дополнительно стимулировать собаку своими активными действиями и движениями. Недостаточная целеустремлённость и нерешительность на начальной фазе и, особенно, погрешности при захвате рукава (слабый, нервный, неуверенный, неглубокий) влекут за собой снижение оценки.
Правильное поведение собаки во время охраны согласно действующим правилам должно быть следующим:
– после отпускания рукава собака должна напористо, уверенно, внимательно и вплотную сопровождать помощника. Критерии для оптимальной оценки данного упражнения — уверенность в себе, напористость и внимательность, энергичная внутренняя готовность к продолжению борьбы. Последнее качество должно преобладать. В этой ситуации может быть дана воля агрессивности. То, что собака на стадии задержания помощника может проявлять свою агрессивность только облаиванием, я считаю необоснованным. Теперь согласно современным правилам, собак работающих на этапе задержания энергично, внимательно, вплотную к фигуранту, но без облаивания, можно также оценивать положительно, как и собак, активно облаивающих;
– при конвоировании помощника сзади собака должна идти на расстоянии 5 шагов, а при конвоировании сбоку — рядом у ноги помощника;
– управляемость оценивается в течение всей защитной службы вцелом, но проявляется особенно наглядно на этапах поиска, конвоирования, обыска укрытий, при отпускании рукава и охраны. Действия собаки после хватки описаны в Правилах и дрессировщик при управлении собакой должен их учитывать.
Если все элементы упражнений оцениваются общепринятыми эпитетами, то отпускание рукава оценивается только твердой оценкой в баллах. В Положении чётко определено поведение собаки, за которое её следует дисквалифицировать. Если собаку удаляют за то, что она не отдаёт рукав или за иное неподчинение команде, то оценка по защитной службе вообще не выставляется, а значит и не засчитывается TSB9.
Оценивать TSB необходимо особенно тщательно. Здесь даётся оценка с учётом всего хода испытаний по защитной службе. Особое внимание следует обратить на напористое, уверенное поведение в упражнениях по защите и на стадии задержания и охраны. Небольшие погрешности допускаются. Недостаточная уверенность и недостаточная целеустремлённость недопустимы так же, как и ошибки при захвате рукава и/или на этапе охраны.
Процесс защитной службы, разумеется, сильно зависит от личности помощника. Нельзя недооценивать его физическое и психическое влияние, его моторику и технику работы. Каждый помощник, участвующий в испытаниях, независимо от его опыта, должен быть подробно проинструктирован судьей.
В приложении к инструкции для судей и в новых правилах IPO имеется руководство к действиям помощника в защитной службе.
В заключение ещё несколько дополнений о предикативных оценках:
– оценка «отлично» даётся выдающимся собакам, превосходящим средний уровень, как по своим генетическим качествам, так и по техническим навыкам и увлечённости работой;
– оценка «очень хорошо» так же предполагает результат выше среднего уровня, с небольшими погрешностями в поведении, в технике и гармонии работы;
– оценку «хорошо» получают все пригодные для работы собаки, среднего уровня.
Дальнейшая градация в каждом отдельном случае зависит от общего впечатления.
Для всех соревнований (местных групп, земельных, отборочных и федеральных испытаний победителей) существует одно Положение об испытаниях, которым следует руководствоваться, причём результаты судейства на федеральных испытаниях должны быть ориентиром для испытаний более низкого уровня. Этими оценками должны однозначно руководствоваться все судьи SV и дрессировщики. Критерии оценок работающих на испытаниях судей должны согласовываться ежегодно по каждому разделу в интересах нашей породы. Только так мы сможем приблизиться к объективной работе судей и к единому режиму работы наших собак. Оценки должны быть обоснованными, правдивыми, имеющими влияние на племенную работу.
Чтобы снова обрести взаимопонимание в нашем спорте, нужно чтобы судьи, дрессировщики и тренеры говорили на одном языке. Для улучшения спортивной работы необходимо провести обстоятельные дискуссии на деловом, профессиональном уровне с целью повышения квалификации всех специалистов. Для этого необходимо собрать за одним столом всех активных дрессировщиков спортивных собак, помощников, комиссии по обучению и активных судей, желающих добровольно совершенствовать свои знания. К этой, очень важной для SV работе, мы приступим сообща в ближайшие годы.
Гюнтер Дигель, советник по дрессировке.

 

источник https://www.zoobusiness.kiev.ua

Соревнования или испытания

Рано или поздно в ряде кусательных нормативов возникает вопрос том, чем по факту является этот норматив, реальной или спортивной работой. Обычно, разбор этого вопроса вызывает массовое бурление известного вещества или очередной попыткой создать нечто "новое" с претензией на некую универсальность. Мне думается, что
  • 100

Jim Engel, об авторе

Джим Энгель (Jim Engel), американец, стал заниматься породой фландрский бувье с 1970-х годов и с тех пор получил значительное количество собак — как рабочих, так и победителей выставок. За это время он неоднократно и подолгу бывал в Европе, в частности, в Бельгии и Голландии, где глубоко изучил историю собак бельгийских рабочих
  • 100

Типы немецкой овчарки. Выставочные (шоу) линии

Поддерживание исходных качеств породы является важной частью обеспечения качества немецкой овчарки в целом. Это, то чего должен стремится достигнуть заводчик немецкой овчарки. Макс фон Штефаниц(создатель породы немецкая овчарка) писал в своих "Золотых правилах" для заводчиков: "Постоянно помни, что разведение
  • 60

Собаки шоу и рабочего разведения

Разведение собак в мире пошло по двум совершенно разным направлениям: шоу разведение и рабочее разведение. Это деление любителей на два непримиримых лагеря затронуло среди служебных собак главным образом три породы: немецкую, бельгийскую и голландскую овчарок. Что же произошло в кинологии, почему возникли два противоборствующих
  • 80

О рабочих качествах собак

В понятие рабочих качеств собаки входят тип нервной деятельности животного, преобладающая реакция поведения (активно-оборонительная, пассивно-оборонительная и т.д.), состояние органов обоняния, слуха, зрения, степень дрессированности и способность к обучению, активность в работе, физическая выносливость и другие. Какие рабочие
  • 80