Подготовка к поиску наркотиков О.Н. Ерофеева

Подготовка к поиску наркотиков О.Н. Ерофеева

Учебно-методическое пособие для инспекторов-кинологов Санкт-Петербург 1996

ВВЕДЕНИЕ

Долгое время в отечественной практике существовали два метода дрессировки собак по поиску наркотиков - вкусопоощрительный, который основывается на чисто условно-рефлекторной деятельности, и метод "фетиша", при котором собаке после нахождения ею "закладки" подкладывают вместо нее любимый предмет (игрушку). В этом случае устанавливается ассоциативная связь "запах-игрушка", и собака будет искать источник запаха, связанный с "фетишем", так как у нее формируется игровое (с элементами охотничьего) поведение. Метод "фетиша" незаменим при обучении собаки поиску взрывчатки или при работе с людьми, так как легко позволяет добиваться пассивного обозначения.

В основу предлагаемой программы обучения положено тщательное формирование именно охотничьего поведения, которое по рангу стоит много выше игрового и позволяет получать от собаки более четкое, активное обозначение. Этим объясняется и то, что при обучении применяется только "прямой" метод работы собаки, т. е. в конце поиска собака должна схватить именно то, что она искала. Никакие подмены "закладок", применяемые в методе "фетиша", не допускаются.

С самого начала обучения применяется только "слепой" поиск, когда кинолог не знает, где спрятана "закладка". Это заставляет его очень внимательно следить за поведением собаки и исключает непроизвольные "подсказки", которые всегда возможны, если кинолог знает, где спрятана "закладка". Работа собаки по поиску наркотиков представляет собой комплекс целенаправленных поведенческих актов, включающих в себя множество разнообразных форм, среди которых значительную роль играют приобретенные в результате обучения поведенческие реакции.

При обучении собак поиску наркотиков базовым является охотничье поведение, хорошо выраженное у всех хищных. Специальные приемы, используемые в ходе подготовки собаки, модифицируют и усложняют его, позволяя реализоваться весьма специфическим образом - поиск "добычи" теперь осуществляется в совершенно иных условиях. Кроме того, в процессе подготовки активно используются элементы игрового поведения, феномен "установки на обучение", привыкание, имитация, латентное, ассоциативное, инсайт обучение, учитывается видовая особенность собак - способность к экстраполяции и вероятностному прогнозированию. Большое значение придается установлению правильных отношений между человеком и собакой, а также различным видам подкреплений.

Теоретическим обоснованием предлагаемой дрессировки является теория доминанты, которая полностью объясняет любое поведение, в том числе и поисковое поведение собаки. Академик А. А. Ухтомский, создавший учение о доминанте как главном принципе работы нервных центров, называл доминанту "определителем поведения". Это в буквальном смысле так, поскольку различные доминанты, складывающиеся в мозге в каждый донный момент времени, определяют любое поведение - от самых простых рефлекторных актов до наиболее сложных проявлений психической деятельности

С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности дрессировка собаки по поиску наркотиков - это формирование очень специфической поисковой .доминанты, вызывающей  модификацию  охотничьего  поведения  собаки.  Доминанта  - временно господствующая рефлекторная система (совокупность рефлекторных систем), обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность на решение одной, наиболее важной для организма задачи. Началом складывания доминанты является любое отклонение в гомеостазе животного, которое мгновенно вызывает возникновение потребности в чем-либо, при этом группа нервных центров переходит в состояние повышенной возбудимости. Как господствующий очаг возбуждения, доминанта накапливает импульсы, передающиеся в центральную нервную систему, одновременно подавляя (тормозя) активность других нервных центров.

Возникшая доминанта обладает способностью к стойкости и суммированию возбуждений от последовательных раздражений. Однако следует помнить, что одним из свойств суммирования возбуждений является то, что слишком сильные или слишком частые раздражения (стимулы) могут вызывать угнетение доминанты. Этим объясняется небольшое количество ежедневных упражнений по поиску и постепенное нарастание их сложности.

Доминанта инертна, т. е. способна "удерживать и продолжать в себе начавшееся возбуждение, когда первоначальный стимул к возбуждению миновал". Важно отметить, что сформированная поисковая доминанта в дальнейшем может быть воспроизведена даже при частичном или фрагментарном повторении знакомой для собаки ситуации поиска. Это свойство доминанты позволяет кинологу запустить желательное поведение собаки в угодное время в любом необходимом месте и получить положительный результат работы, так как "след однажды пережитой доминанты, а то и вся доминанта, могут быть вызваны в поле внимания, как только возобновится, хотя бы частично, раздражитель, ставший для нее адекватным". Фактически в инерционности доминанты и заключен основной смысл жесткой последовательности проведения (отработки) некоторых приемов, используемых при подготовке поисковой собаки, - формирование стереотипа начала и завершения поиска, строгое соблюдение определенной системы осмотра различных объектов.

Для правильного формирования поведенческого акта его завершение должно быть ограниченным, что естественным путем снимает доминанту и является подкреплением всего поискового поведения. Поэтому столь большое значение придается правильному окончанию поиска - собак должна не только найти, но и иметь возможность схватить зубами "закладку" Формирование специфической поисковой доминанты включает в себя.

1. "Постановку" собаки на запах наркотического вещества - знакомство и запоминание собакой запаха определенного вещества, позднее — расширение спектра значимых обонятельных стимулов.

2 Формирование и совершенствование поискового поведения - развитие и модификация свойственного животному охотничьего поведения и реализация его в различных ситуациях (усложнение условий).

Обе эти задачи в ходе обучения решаются одновременно. Изложение курса делится на три части:

базовую дрессировку;

"постановку" на запах;

обучение поиску, что довольно условно и вызвано желанием подчеркнуть основные этапы обучения.

Эти части крепко взаимосвязаны и, переплетаясь друг с другом, составляют единый процесс, так как развитие отношений человек - собака как и совершенствование поиска происходит от начала обучения до конца их совместной работы.

Дрессировка собак - работа творческая, но требует определенной теоретической подготовки. Знание основ специальной дрессировки является тем фундаментом, который дает кинологу уверенность в правильности своих действий позволяет избежать ошибок и быстрее достигнуть желаемого результата.

В заключение автор выражает глубокую благодарность всем инструкторам немецкой школы таможенных собак в Нойендеттельзау, передавшим российским кинологам свой богатый опыт, который и положен в основу настоящей работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


Практика кинологических школ ФРГ, Англии, Америки, Канады, Финляндии, существующая более 30 лет, убедительно доказала, что форсирование обучения не приносит положительных результатов. Несмотря на различные методики на него затрачивают от 12 до 17 недель.

Исходя из практического опыта немецкой таможенной школы и проведения занятий в Северо-Западном регионе, определена нагрузка на инструктора, продолжительность и построение обучения, требования к собакам, отбираемым для дрессировки, а также требования к хранению и использованию учебных пособий.

Нагрузка на инструктора - группа из 4 кинологов с собаками является оптимальной, так как большее количество обучающихся вызывает затруднения в организации занятий и требует обязательного присутствия помощника.

Продолжительность обучения -14 недель.

I  курс "Каннабис" длится 8 недель и включает в себя: базовую дрессировку - 2 недели, "постановку на запах" и обучение собаки поиску - 6 недель.

После сдачи экзаменов кинологи с собаками работают на местах службы в течение 4-6 месяцев, что позволяет закрепить полученные навыки в условиях реальной работы.

После этого - заключительный курс обучения на сильные наркотики (героин, кокаин, cJ синтетические вещества, опиаты).

II курс "Героин" длится 6 недель и включает в себя: "постановку на запах" -1-1,5 недели, обучение собаки поиску - 4,5 - 5 недель. Продолжительность обучения является достаточной при условии правильного предварительного отбора собак для дрессировки. Далеко не все собаки имеют врожденные качества, необходимые для поисковой работы. Практика отбора немецкой школы показывает, что не более 20 % собак обладают качествами, позволяющими в дальнейшем ожидать стабильной и безотказной работы, а именно надежность собаки - залог успеха при поиске наркотиков. Поэтому необходимо очень тщательно отбирать собак, направляемых на обучение, они должны быть физически зрелыми, обладать сильной "жаждой добычи", смелостью и здоровьем.

Построение обучения. Обучение индивидуально-групповое, когда на занятиях присутствует вся группа, но отдельные упражнения проводятся по очереди, индивидуально с каждым участником.

Во время базовой дрессировки участники в ожидании своей очереди располагаются так, чтобы их собаки могли видеть (не мешая при этом) выполнение упражнений работающей пары. При этом сначала работают более "сильные", уверенные в себе собаки. При проведении упражнений по поиску кинологи, ожидающие своей очереди, привязывают собак на расстоянии, достаточном для того, чтобы они могли слышать звуковые сигналы работающей собаки. Причем в этом случае сначала пускаются более "слабые" в поиске собаки.

В зависимости от сложности "закладки" и степени подготовленности собак проводят от 2 до 8 упражнений по поиску, перерыв между которыми к концу курса обучения постепенно сокращается от 1,5 часов до 30 минут.

При проведении занятий необходимо стараться создать такие условия, которые помогут избежать усталости и в максимальном объеме проявиться врожденным способностям собак к обучению.

Во избежание утомления собак в середине учебного дня необходимо делать большой перерыв (до 1,5 часов), во время которого собаки должны иметь возможность отдохнуть в своих вольерах (знакомых, не имеющих посторонних раздражителей и защищенных от непогоды местах).

Следует учитывать, что сильно затрудняет обучение "некомфортность" условий и мест проведения занятий. Под "некомфортностью" следует понимать факторы, исключающие или тормозящие проявление у собак игрового рефлекса, без использования которого невозможно формирование желательного нам поискового поведения. Поэтому при обучении следует избегать:

- проведения занятий в "агрессивной" среде, т.е. в местах, имеющих много незнакомых собаке, сильных раздражителей;

- увеличения состава группы, при котором собакам долго приходится ждать очереди на упражнения;

- отсутствия мест отдыха для собак;

- проведения занятий в неблагоприятных погодных условиях (мороз, слякоть, сильный ветер).

Учитывая все факторы, влияющие на обучение, желательно проводить его в теплое время (в условиях Северо-запада России это май-сентябрь), а переподготовку уже обученных собак можно вести и в более неблагоприятных условиях.

Экзамены проводятся в местах не знакомых кинологам и собакам и имеющих достаточно сильные отвлекающие раздражители, но "закладки" не должны быть сложными. Основное внимание должно обращаться на заинтересованность собаки поиском и умение кинолога вовремя замечать и правильно реагировать на поведение собаки.

Заключение о пригодности кинолога и собаки к работе по поиску наркотиков должно основываться не только на результатах экзамена, но и на характеристике, данной инструктором, который видел и имел возможность правильно оценить становление мастерства работающей пары.

Ведение журнала практических занятий

Инструктор, проводящий обучение, обязан вести журнал, который после окончания учебно-практического семинара сдается в кинологическую службу СЗТУ России.

Ведение учебного журнала позволяет проанализировать и правильно оценить работу каждого инструктора, чтобы в дальнейшем иметь возможность оптимизировать его деятельность.

В свою очередь, инструктор, ведя журнал, может вовремя заметить возникающие у кинологов или собак затруднения и предотвратить закрепление ошибок, а также наметить пути устранения появляющихся недостатков.

Инструктор ежедневно кратко описывает работу каждого кинолога с собакой, обращая особое внимание на:

индивидуальные особенности собаки при работе: степень заинтересованности, быстрота утомления, манера поиска и обозначений, ошибки или "затруднения" собаки;

действия кинолога при проведении упражнений: правильность обращения с собакой, соблюдение правил подготовки мест и проведения поиска. Отмечая при этом:

вид и вес наркотика в "закладках", их форму, размер, материал упаковки, "открытый" или упакованный наркотик;

объект поиска, количество в нем "закладок", места сокрытий. По окончании каждого курса обучения инструктор дает краткую характеристику профессиональных качеств кинологов и свою оценку степени подготовленности собаки.

Для того чтобы правильно оценить свои действия и вовремя заметить ошибки, избежать "неожиданного" ухудшения работы собаки и проследить последовательное развитие ее поиска.

Кинолог должен вести дневник занятий. В дневнике рекомендуется отмечать: физическое состояние и настроение собаки в начале и конце учебного дня, до, во время и после проведения упражнений;

объект поиска и место сокрытия "закладки", упаковочный материал; затруднения собаки при поиске и собственные ошибки.

Подводя итоги, в конце каждой недели кинолог анализирует свою работу, а также успехи и неудачи своей собаки, отмечает положительные и отрицательные моменты при проведении упражнений.

Дополнительные требования, предъявляемые к хранению наркотических средств, использованию и приготовлению учебных пособий

Для обеспечения чистоты запахов, требуемой при обучении собак, хранение в сейфах наркотических веществ и учебных пособий, содержащих наркотические вещества, "закладок" осуществляется раздельно по группам:

каннабис - гашиш, марихуана;

кокаин - кокаин, крэк;

героин - героин;

опиаты - опий, опийное масло, маковая солома;

синтетические наркотические средства - амфетамины, ЛДС, МДМА, экстэзи, лекарственные препараты и т.д.

Хранение упаковочных материалов для "закладок" и используемых при обучении сумок, коробок и прочих предметов осуществляется в хорошо вентилируемом, не имеющем запаха наркотиков помещении.

Упаковочный материал для "закладок" должен быть прочным, чтобы надежно предохранять собаку от контакта с наркотическими веществами, выдерживать укусы собаки и не размокать в пасти. "Закладки" должны иметь форму, удобную для хватки собаки, и размеры, не позволяющие собаке их проглотить.

Приготовление "закладок" производится не менее чем за час до проведения запрятываний и осуществляется на столах раздельно по группам наркотиков.

"Закладки" используются не более двух раз, затем упаковочный материал должен заменяться.

Между запрятыванием "закладки" и началом проведения упражнений по поиску должно пройти не менее 30-60 минут, в зависимости от вида и количества наркотика и степени подготовленности собаки,
Страницы:
1 2 3 4
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Яндекс.Метрика
  • AQA.ru - Портал аквариумистов. Форумы, фотогалереи, интернет-магазин