Социализация и адаптация: в чем же разница?

Социализация и адаптация: в чем же разница?

Социализация и адаптация: в чем же разница?

Социализация.
Обычно, под социализацией щенка подразумевают его общение с другими собаками. Заводчик при покупке говорит будущим владельцам: "Обязательно социализируйте щенка! Пока он маленький, покажите его другим собакам, пусть он с ними играет и общается." Но про адаптацию ни слова или только упоминание вскользь, без объяснения, что это такое.
Я поясню, что значит социализация и что значит социализированная собака. Социализированный щенок при виде другой собаки не впадает в панику, не начинает бояться, не пытается спрятаться, у него нет страха, нет агрессии, он не начинает бешено рваться вперед, пытаться другую собаку укусить. Реакция должна быть эмоционально спокойная, нейтральная и адекватная: "О, другая собака".
Еще нужно понимать разницу между социализированной спокойной собакой и социализированной перевозбужденной. Если ваша собака дружелюбная и не конфликтует с сородичами, но впадает в состояние перевозбуждения при виде другой собаки, в таком случае, если собака рвется с поводка, это не значит, что она агрессивна. Это значит, что вам нужно научится управлять ее эмоциональным состоянием. Собака должна реагировать на других собак нейтрально: ни хорошо, ни плохо, ни бояться, ни проявлять агрессию. Это также не значит, что она должна все время общаться с другими собаками, чтобы у нее не было страха и агрессии.
 

 
Рассмотрим важные этапы социализации.
Первичный этап социализации, пока щеночек еще находится под кормящей мамой, - период, в котором вы не участвуете. Участвуют заводчик и члены семьи заводчика, если таковые имеются.
Вторичный этап социализации от 1,5-4 месяцев. Карантин закончился, вы берете щенка на прогулку и ищите адекватных, послушных, спокойных, уравновешенных собак, с которыми ваш щенок мог бы познакомится и пообщаться.
 
Что понимается под общением? Не только игры.
Это очень и очень распространенное заблуждение, что щенок обязан играть с другими собаками, а собаки со щенком. Они не обязаны. У каждой собаки есть свои предпочтения. Собака тоже личность! Мы же не дружим абсолютно со всем нашим окружением. У нас есть круг друзей, круг знакомых, круг хороших знакомых, круг людей, с которыми мы избегаем контактов, круг коллег, людей, с которыми мы поддерживаем хорошие отношения или совсем никаких.
Если какая-то собака напористо скачет на вашего щенка, а он зажимается и огрызается, это вовсе не значит, что он проявляет агрессию. Это значит, что ему просто не нравится такая напористость, он по характеру более мягкий, более ровный.
Ваша задача не пускать щенка в свободный полет, в собачью тусовку, по принципу "будь что будет". Щенок должен учиться защищаться, но под контролем. Если вы видите, что вашему щенку не комфортно, не надо его подпихивать: "Давай играй, ты должен социализироваться". Ни в коем случае! Также не нужно бояться, если вашему щенку какая-то собака задала трепку.
Рассмотрим обратную ситуацию: ваш щенок оказался слишком резвым, слишком активным и решил позаигрывать с серьезным, взрослым кобелем. Тот, на своем собачьем языке рано или поздно щенку скажет: "Я как бы уже не мальчик, не надо на меня прыгать. Я серьезный взрослый дядька. Так что, иди-ка ты, тусуйся с молодежью".
Как это может выглядеть? Собака может рявкнуть, немного "придавить" щенка, т.е. уложить на лопатки, встать сверху, устроить психологический прессинг на несколько секунд, т.е. прижать, пристально смотреть и рычать, скалиться. Это не агрессия, это воспитательный элемент на языке собак.
Да, возможно, это смотрится страшно, грубо, злобно. Однако если вы будете выхватывать щенка из такой ситуации, он не научится вести себя прилично. Он должен уметь дифференцировать обстановку, знать с кем можно играть, а с кем нельзя. Если собака взрослая и послушная, она таким образом учит щенка. Конечно, если вы видите, что другая собака начинает "рвать" щенка, тогда, вы вмешиваетесь в ситуацию.
Вы должны помнить, что социализация - это не только игры. Это разноплановое общение, это позитивный и негативный опыт, который собака получает от своих сородичей одного возраста, или старше, или младше, разных размеров, разных окрасов, разных пород.
Напомню только, что такое общение должно быть под контролем, т.е. вы сами должны выбирать, с кем ваш щенок будет играть. Если щенок бежит к другой собаке, не нужно надеяться, что ему виднее, он захотел и пусть бежит. Нет! Щенок не представляет, какая перед ним собака. Может быть, он еще толком не выучил язык собак, т.е. он может попасть в беду. Поэтому только вы решаете, к какой собаке ему можно подойти.
Этот этап социализации не должен длиться вечно. Ваша собака побыла в обществе других собак, поняла и выучила язык тела, как общаться с другими собаками, поняла что они нестрашные и их бояться не надо, что они не злые, убегать от них не нужно. Все! Считайте, что ваш щенок социализирован.
 
Не нужно приводить его в стаю пожизненно. Почему?
В подростковый период (следующий период социализации, примерно с 6 до 10 месяцев) собака начинает выяснять отношения с себе подобными, с собаками примерно того же возраста и старше. Молодой кобель даже может начать задирать кобеля постарше. У них начинается период юношеского максимализма и начинается демонстрация внутреннего "я". Тут начинаются проблемы: "Почему у меня щенок был послушный, а теперь стал вести себя агрессивно?"
Когда для вашего щенка на прогулке другие собаки представляют больший интерес, нежели общение с хозяином, он начинает задумываться о том, чтобы качать права и выяснять отношения с сородичами, потому что у него просто нет других забот и интересов. В таком случае мозг сам ищет себе занятие, поскольку мозг подростка не имеет направленного назначения, какой-то цели, конкретной деятельности на прогулке. Именно в этот период дикие молодые собаки и другие представители вида canis начинают приобщаться к охоте, начинают на полном серьезе (но еще не на равных) принимать участие в общем стайном деле, у них появляется РАБОТА, в которой они реализуют себя как СОБАКА. Домашняя собака не имеет потребности добывать себе еду самостоятельно, поэтому сама придумывает себе «заботы», если владелец не предлагает собаке какую-то интересную деятельность.
После того как ваш щенок прошел период социализации, примерно в 5 месячном возрасте можно постепенно переставать приводить его на собачьи тусовки. Они уже не нужны. Период социализации пройден.
Начинайте переориентировать щенка на себя. Покажите ему, что вы самый классный на прогулке, что ему не нужны другие собаки, потому что от них он не получит еду или мячик. С другими собаками не так классно, как с человеком.
У щенка останутся навыки простого общения с собаками, которые закрепляются у него в период до 4 месяцев. Период полового созревания закончится и, если он пройдет не в собачьей тусовке, то когда ваша собака станет взрослой, ее поведение будет адекватным в общении с сородичами.
Если вы не будете делать проверки и периодически подводить его к задиристым собакам одного пола, у вас никаких проблем и возникнуть не может. Конечно, не страшно, если собака будет играть с другими собаками. Просто выберите себе парочку друзей, которые на 100% адекватны и управляемы. Желательно, чтобы это были друзья противоположного пола. Если они одного пола и дружат с детства, то, в принципе, дружба между ними может завязаться и сохраниться, тогда никаких выяснений отношений между ними может и не быть. И не делайте во врем прогулки акцент на игре с другими собаками. Игры и общение с сородичами должны быть в жизни собаки, но не на первом месте. Среднестатистической собаке достаточно общаться с другими собаками 2-3 раза в месяц.
Очень часто мне приходится видеть у владельцев нежелание прекращать приводить щенка в собачью тусовку. Они думают, что их питомец лишается чего-то важного, что он будет расстраиваться без игр с сородичами. Поверьте, вырастая, самый игривый пес не будет часами беситься с другими собаками. Дружелюбные собаки, склонные к играм с сородичами играют в первые минуты встречи или знакомства, а потом все равно разбредаются по своим делам. Игривость никуда не денется, если вы переключите щенка на себя в период с 5 месяцев до года или полутора, а ближе к полутора годам возобновите частое общение с собаками, но, вероятнее всего, вашему питомцу с вами будет интереснее проводить время.
 
Адаптация.
Заводчики обычно вообще ничего не говорят об адаптации либо говорят так, что владельцу-новичку ничего не понятно.
Адаптация - приучение щенка к объектам, внешним раздражителям, с которыми он будет жить в человеческом мире. В природе собака не встречается с машинами, феном, пылесосом, метлой, фейерверками, салютами. Многие предметы нашей человеческой жизни щенку не понятны и могут в определенный момент вызвать испуг.
В этот же период (6 – 10 месяцев), в так называемый «период страхов», у щенка могут появиться реакции неуверенности или испуга по отношению к каким-то объектам или в каких-то ситуациях, даже если он с ними был ранее знаком.
Ваша задача приучить малыша к этим объектам и ситуациям. Даже когда щенок маленький и еще на карантине, его можно брать с собой. Но не следует опускать его на землю, позволять общаться с другими собаками. Он должен воспринимать информацию глазами и верхним чутьем. Он может сидеть у вас на руках или в сумке-переноске, если это небольшой щенок. Он может ездить с вами в машине по всему городу. Вы должны приучить щенка к тому, что мир огромный и необъятный, в нем очень много разных шумов, объектов, запахов, непонятных людей, непонятных собак.
После карантина вы уже самостоятельно, ножками, проходите мимо этих потенциально пугающих объектов: коляски, маленькие детки, объекты в их руках (пластмассовые лопатки, машинки на колесиках, на веревочках, которые дети тянут за собой и они грохочут о тротуарную плитку), скейтбордисты, велосипедисты, люди необычных размеров (в больших пуховиках с капюшонами) или с непривычными предметами в руках, например, тележками из супермаркета.
Многие собаки боятся дворников просто потому, что им непривычно видеть человека с какой-то штукой в руках, которая шуршит и мотается из стороны в сторону. Многих собак пугают люди с зонтами, люди в капюшонах, в больших куртках, с большими пакетами в руках, пугают скопления людей в супермаркете, на остановке в час пик, в общественном транспорте.
Нужно хотя бы раз обязательно прокатиться со щенком в общественном транспорте, даже если у вас есть машина и вы абсолютно уверены, что вам никогда не придется ездить на автобусах. Надо все равно это сделать в рамках адаптации.
Что еще пугает собак? Громкие звуки, петарды, шум забиваемых свай, резкий неожиданный шум от выхлопов машин, а также большие машины, грузовики, мусоровозы. Обязательно нужно походить со щенком вдоль дорог, погулять мимо стройки, если там забивают сваи, съездить на ж/д вокзал и прогуляться по перрону. Все эти прогулки обязательно должны сопровождаться отвлечениями на игрушки и вкусняшки.
Однако, мало привезти собаку в такое место, т.е. просто показать пугающий объект. Важно знать, что делать, если ваш щенок испугался. В первом разовом испуге нет ничего ужасного. Это нормальная реакция организма. Просто срабатывает инстинкт самосохранения собаки.
Тут главное - не закрепить испуг. Не превратить испуг в фобию, в серьезный постоянный страх перед каким-то раздражителем или ситуацией.
На прогулке у вас всегда должно быть с собой лакомство. Но мало кормить собаку рядом с новым объектом. Необходимо двигаться мимо объекта, ласково, мягко общаться, т.е. показывать своим поведением, что объект нестрашный. "Я же не боюсь и ты не бойся". Чтобы помочь щенку увидеть, что объект нестрашный, хозяину нужно приблизиться к этому предмету, потрогать его, залезть на него (если есть такая возможность). В такой ситуации хорошо срабатывает метод подражания.
Если щенок испугался, ваша задача отойти вместе с ним немного от этого объекта так, чтобы он оставался в поле зрения, но ни в коем случае не уходить совсем, не уводить щенка домой. Это самая распространенная ошибка. Если вы уведете щенка, его страх закрепится, и в дальнейшем ваша собака будет каждый раз испытывать страх, нервничать при виде этого объекта. Необходимо дождаться, пока щенок успокоится, расслабится и привыкнет к объекту на определенной дистанции, и только потом можно уводить его домой. Но обязательно придется вернуться в эту ситуацию или к этому объекту и добиться спокойного отношения к нему, постепенно сокращая дистанцию до объекта страха.
У меня было несколько запущенных случаев, когда собака на несколько минут выбегала на улицу, быстро делала свои дела и пулей неслась домой. Она просто боялась находиться на улице, даже если на улице не было ни людей, ни собак, не было шумной дороги поблизости. Таких собак реабилитировать очень сложно во взрослом возрасте и практически невозможно восстановить их полностью.
Итак, собаку от объекта мы не уводим! Немного отходим в сторону, удаляемся от объекта, т.к. чем больше расстояние, тем легче собаке справиться со страхом. Садимся на корточки, общаемся с собакой, кормим, расслабляем. Но ни в коем случае, нельзя гладить и говорить "Все хорошо, ты молодец". Хвалить нельзя! Единственное тактильное воздействие, которое допустимо в работе со страхами, – массаж, глубокое воздействие пальцами на мышцы собаки. Это нужно именно для расслабления на мышечном уровне. Очень эффективным является сочетание статических и динамических позиций. Когда собака начинает паниковать, необходимо остановиться, зафиксировать собаку, но ни в коем случае нельзя давать возможности убегать и тянуть от объекта страха. В статической позиции расслабляем собаку руками и голосом. Когда собака расслабляется в статике, переключаем ее на динамику: начинаем ходить вдоль объекта, не сокращая расстояние до него, причем не просто с собакой на поводке, а водим ее за лакомство. Как только собака расслабилась, продвигаемся чуть ближе к объекту и опять в статику. Постепенно сокращаем расстояние до объекта, работая на контрасте «статика-динамика».
Собаки с самого юного возраста начинают различать слова похвалы. Щенок может подумать, что испуг - это классно, если вы будете просто гладить, хвалить и отдавать ему лакомство. Вы должны не поощрять страх, а переключать внимание со страха на вкусняшку. Не нужно просто закидывать куски в рот собаке. Вы должны уводить собаку в какую-то увлекательную игру со вкусняшкой (элементарная игра "Догони вкусняшку", это делается на наведении, когда собака бегает за едой в руке человека).
В последующие дни важно уделить особое внимание объекту страха. Например, если ваш щенок испугался детской коляски, выходите со щенком, ищете мамочек с колясками и просто следуете за ними. Ходите рядом с колясками, болтаете со щенком, скармливаете ему вкусняшки. Постепенно собака будет переключаться на еду, отвлекаться от своих страхов, а также сформирует в голове связь, что рядом с объектом кормят, значи, он неопасный.
Еще важный момент: находясь вблизи пугающего объекта, собака поймет, что ничего страшного не происходит. "Я не умер, мне не больно. Объект никак меня не касается". Таким образом происходит адаптация.
Очень важно начать социализацию вовремя. Даже если карантин затянулся, выводите собаку гулять на руках. Если этот момент упустить, восстановить собаку будет крайне сложно. На 100% собаки не восстанавливаются, можно минимизировать эффект отсутствия социализации и адаптации, но устранить полностью нельзя, все равно какие-то последствия останутся.
В отличие от социализации, адаптация происходит всю жизнь. Основной период (4-6 месяцев) - самый важный, но вашей собаке всегда может встретиться незнакомый пугающий объект, и если собака хорошо адаптирована к жизни в обществе, велика вероятность того, что она очень легко привыкнет к новому объекту.
Приучайте собаку к транспорту: поездам, автомобилям, автобусам. Старайтесь брать щенка всегда и везде с собой, даже в магазины, посещайте людные и общественные места. Тогда проблем со щенком не будет и никакие страхи просто не возникнут.

Ольга Дударева,
Инструктор Школы он-лайн дрессировки «FoxisPet»
специально для wolcha.ru

При использовании материала ссылка на сайт wolcha.ru обязательна

Приглашаем в нашу группу на Facebook
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru Цена wolcha.ru