Цель воспитания — беспомощность или развитие?

Цель воспитания — беспомощность или развитие?

Цель воспитания — беспомощность или развитие?

Друзья, хочу поднять вопрос, который последнее время все чаще меня занимает. И хотя впервые с ним как с частью научных сведений я столкнулась на курсе тренеров собак, все же он мне представляется крайне важным и значимым в совершенно разных аспектах нашей с вами жизни.

Это феномен выученной беспомощности. Те, кто изучал психологию в институте, или просто даже ей интересовался, наверняка, знакомы с этим понятием. Это, если говорить простым языком, состояние человека или животного, при котором он не предпринимает попыток решить задачу, даже имея такую возможность. К сожалению, изучали это явление не самым гуманным образом и все больше на наших четвероногих друзьях-собаках, которые, кстати, и в других вопросах внесли немалый вклад в современные знания о психологии человека.

Экспериментов известных много, для тех, кто не знает, приведу один из них. Собаку помещают в комнату, в которой по полу проведен электрический ток. Рядом находится высокая перегородка, которую собака преодолеть не может. Первые несколько раз собака, получая удар током, пытается перепрыгнуть барьер, но безуспешно. И в какой-то момент перестает пробовать. После этого высокую перегородку заменяют совсем маленькой, через которую собаке перемахнуть ничего не стоит, и снова дают разряд. И – собака остается на месте, не предпринимая никаких попыток избежать боли. Результат получен – собака достигла состояния выученной беспомощности.

Далее бывает по-разному, в зависимости от ряда факторов, в том числе психотипа животного. У одних это состояние распространяется только на эту ситуацию, у кого-то – на другие тоже и сохраняется в течение нескольких часов. А если такие «уроки» случаются неоднократно и в разных ситуациях, то у кого-то происходит обобщение, и для животного (или человека) этот тип поведения становится нормой жизни. Печально. Надо пояснить, что это состояние сопровождается снижением способности обучаться, работоспособности, и, естественно, отсутствием инициативы и апатией.

Знаете, что меня во всем этом удивляет, если не сказать больше? Эксперименты, повторюсь, не секретные. Состояние, как мне кажется, уже изучено-переизучено разными специалистами, даже блох в банке тестировали. И уже давным-давно известны последствия для личности того, кто это состояние заполучил. И, конечно, есть все данные о том, какие именно виды воздействия приводят к этому состоянию – и у людей, и у собак.

И – внимание! Если посмотреть на то, каким образом обучают детей в школе, как и какие задачи ставят руководители, какими способами общаются с сотрудниками, и — все же как тренер собак не могу не сказать об этом — как тренируют и воспитывают собак, все это — ярчайшие примеры того, как загнать другого в это чудовищное состояние. Иногда по незнанию, но часто – намеренно, для повышения управляемости того, кого «обучают».

Прочитала замечательную книгу о биологии поведения, в которой автор подробно останавливается на этом вопросе и приводит ряд примеров. Вот начальник ставит задачу, сотрудник ее выполняет, сдает – шеф недоволен и велит переделать. Сотрудник переделывает – снова не так. Переделывает еще раз – и опять мимо. И так может продолжаться долго. Возможно, иногда можно говорить, что начальник просто неопытный и задачи ставить не умеет, или сам не знает, чего хочет. Иногда это – совершенно осознанное поведение с уже известной нам целью. В эту же копилку руководителя:

- поставить априори никому не нужную задачу, о чем известно обеим сторонам, и отказаться от которой подчиненному никак нельзя;

- долго на совещании говорить на одну тему так, чтобы из этой речи ничего не было понятно и чтобы у слушающих сложилось ощущение собственной глупости;

- поставить задачу и после того, как сотрудник проделал огромную работу – отменить ее. И так еще и еще одну.

То же самое с детьми, что, наверное, вызывает во мне самый глубокий и жесткий протест. И то же самое с животными, в том числе с собаками.

Подопытный, в конце концов, сдается и становится легко управляемым. Надо сказать, что в случае с работодателем бывают исключения, когда сотрудник не поддается и, хотя бы подсознательно понимая, что что-то здесь не то, что он не может в полной мере реализовать свои возможности, просто выбирает уйти.

Но у него этот выбор есть. А есть ли он у наших детей? Есть ли он у собак? (я надеюсь, читатель заметки не сочтет, что для меня это все одно – люди, дети, собаки, блохи; я здесь говорю о том, что это механизмы, которые работают с разными животными, коими и представители нашего вида являются, и считаю, что такие методы не должны применяться ни с одним из видов).

Друзья! Мне правда интересно, почему считается, что управляемость — это именно то, что облегчает жизнь? Наверное, в каких-то ситуациях и контекстах – да. Наверное, если говорить о государстве, то так и есть. Но если взять коллектив – самый обычный, нормальный коллектив в офисе любой компании. Ведь после того, как у команды сформировался данный тип поведения (будем надеяться, только на работе), руководителям отныне приходится думать за всех и каждого! И потери, как мне кажется, несопоставимы с полученным.

Выигрыш — легкость постановки задач и послушание. Потери – мозги и идеи нескольких, а то и многих, скорее всего, неглупых, людей; возможность переложить на чьи-то плечи часть ответственности; радость от работы с инициативными и активными людьми, удовольствие от процесса развития. И я убеждена, что там же, в потерях – настоящая, а не показная -«послушная» — лояльность сотрудников, процветание и развитие компании. Про детей даже говорить не буду, думаю, здесь все очевидно – нечему удивляться, что молодые люди не в состоянии сами устроить и взять в руки свою жизнь, и многим приходится проделать большой путь от осознания этого, через тренинги (которые, к счастью, сейчас у нас есть), где можно развить в себе недостающие качества, и только потом – строить свою жизнь. Да, воспитателям – удобно, учителям – удобно, государству – удобно. А каково самому человеку?

И, возвращаясь к собакам: в этом кардинальное отличие того, чем занимаюсь я и чему учит Новая кинология, от того, что было раньше (и, в общем-то, есть сейчас). Цель старых подходов, армейских, я бы сказала – по сути, формирование выученной беспомощности, дающей возможность полного контроля и абсолютного послушания тренируемого. И плевать, как ему с этим всем живется. Хуже всего, пожалуй, то, что именно такой результат обычно умиляет всех вокруг: надо же, собака уже пять часов сидит по команде и не шевелится, это так мило!

В новой кинологии все наоборот: с помощью тренировок и развивающих игр собаке помогают стать самостоятельнее, ставят все более сложные задачи, которые она решает сама, и дают возможность выбора там, где это уместно. Кстати, это один из первых шагов в «лечении» таких беспомощных собак – давать как можно больше выборов. Например, положить перед собакой 2 жевательных лакомства и предложить выбрать одно, а второе убрать. На прогулке встать возле подъезда и позволить собаке выбрать, куда пойти. И так далее. Первое время у собак это вызывает недоумение, и они часто какое-то время продолжают стоять и ждать, что скажет хозяин. Зато когда понимают, что и правда можно, и потихоньку входят во вкус, вот тут и начинается самое интересное! Собака проявляет себя как нормальное, любопытное и жизнерадостное создание, и вы даже представить себе не можете, насколько интереснее с такой собакой взаимодействовать.

Я не строю иллюзий и в полной мере осознаю, что так же, как в сфере взаимодействия с людьми эти 2 концепции есть и, скорее всего, всегда будут. Кто-то по-прежнему будет считать, что абсолютное послушание – единственно верная цель, и плевать, что чувствует другой, будут и те, кому это не близко.

Каким быть руководителем – работать с сильной командой и тратить время на то, чтобы находить с каждым общий язык, или всех «построить» и чувствовать себя повелителем Вселенной. Каким быть учителем, каким быть родителем. И каким быть хозяином для своей собаки. В том, что касается воспитания собак, меня радует то, что благодаря Новой кинологии у нас теперь есть выбор, и те, кому больше по душе жить и дружить с сильными, развитыми и счастливыми, и помогать им такими становиться, могут эти знания и методики найти. Если вам близок подход и интересна тема жизни с собаками, их воспитания и тренировки, буду рада вам в мастерской «Психология дружбы с собакой».

Чтобы эта заметка была полезной, я порекомендую попробовать это очень простое и замечательное упражнение – вместо указания дать выбор тому, кто от вас зависит. Или хотя бы задуматься о том, что каждое наше действие как-то влияет на то, что происходит с окружающими.

Моя заметка, безусловно, субъективна, так как это – отражение моих личных убеждений и ценностей. Буду признательна, если в комментариях поделитесь своими мыслями на эту тему.

Любовь Гиненко
Тренер собак с современным европейским образованием, член международного Общества Догфренд

При использовании материала ссылка на сайт wolcha.ru обязательна

Приглашаем в нашу группу на Facebook
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru Цена wolcha.ru