Павлов Иван Петрович

Павлов Иван Петрович.

Иван Петрович ПавловПавлов Иван Петрович (14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — русский учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
Иван Петрович Павлов стал первым русским нобелевским лауреатом,а также имел чин действительного статского советника, что по табелю о рангах соответствовало чину генерал-майора в армии и званию контр-адмирала на флоте. Данный чин давал право на потомственное дворянство. 

Происхождение и детство И. П. Павлова.


Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 год в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были священнослужителями в РПЦ. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826—1890). Варвара Ивановна родила 10 детей, первым из которых родился Иван.

Первым наставником Ивана был его отец, слывший человеком образованным и просвещенным. В отличие от мужа, Варвара Ивановна не имела образования, что не помешало ей стать хорошей воспитательницей для детей и хозяйкой подворья. Кроме подворья семья пускала квартирантов. Такая жизнь просто требовала от детей участия во всех домашних делах. Так, при строительстве дома, Иван выучился столярному и токарному делу.

 

Отец рано научил Ивана грамоте, но начало школьного обучения пришлось отложить. Он получил травму, упав с помоста. Домашнее лечение не помогло восстановить здоровье, помог крестный мальчика — игумен Троицкого монастыря, который забрал подростка к себе. Природа, пешие прогулки, аскетизм и атмосфера монастыря быстро наполнили тело парня здоровьем, а душу содержанием. Там же ему была подарена и его первая книга: Басни И. А. Крылова. Эту книгу Павлов выучил наизусть и она не покидала его стола и во взрослой жизни.

В 1860 году Иван вернулся в Рязань и поступил сразу во второй класс Рязанского духовного училища. Уже в училище Павлов стал не только одним из лучших учеников, но и проявил педагогические способности, помогая другим в овладении знаниями. Именно в эти русская передовая мысль проявляет неподдельный интерес к естествознанию и биологии.

Как писал сам Павлов, именно попав под влияние литературы и публицистики этого реакционного времени, он сам, как и многие молодые люди, приняли решение изучать естественные науки в университете. 


Юность и образование.



Окончив в 1864 году рязанское духовное училище, Павлов поступил в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 году поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.

 

Иван всё больше и больше увлекался физиологией и с третьего курса полностью посвятил себя этой науке. Огромное влияние на его выбор оказал И. Ф. Цион — талантливый учёный, блестящий лектор и искусный экспериментатор.

Из воспоминаний академика Павлова: «В качестве главной специальности я выбрал физиологию животных, а добавочной — химию. В то время огромное впечатление на всех произвёл Илья Фадеевич. Нас поражало его мастерски простое изложение сложнейших физиологических вопросов и артистический талант при проведении опытов. Этого учителя я буду помнить всю жизнь».

Получение И. П. Павловым фистоулы желудочно-кишечного тракта.

 

Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта.

Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных.

Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.



Признание И.П. Павлова и Нобелевская премия.


В 1897 Попубликовал знаменитый труд —«Лекции о работе главных пищеварительных желез», который стал руководством для физиологов всего мира. Именно за этот труд в 1904 году 10 декабря ему была присуждена Нобелевская премия.

Подобно Боткинуон стремился объединить интересы физиологии и медициныЭто выразилось в обосновании и разработке им принципа экспериментальной терапииПавлов занимался изысканием научнообоснованных методов излечения экспериментально созданных паталогических состоянийВ непосредственной связи с работами по экспериментальной терапии находятся и его исследования фармакологических проблем. И.П.Павлов рассматривал фармакологию как теоретическую медицинскую дисциплинупути развития которой тесно связаны с экспериментальной терапией.

 

Изучение связей организма с окружающей его средойосуществляемых при помощи нервной системыизучение закономерностейопределяющих нормальное поведение организма в его естественных отношениях с окружающей средойобусловили переход Павлова к исследованию функций больших полушарий головного мозгаНепосредственным поводом к этому послужили его наблюдения так  называемой психической секреции слюны у животныхнаступающей при виде или запахе пищипри действии различных раздражителейсвязанных с приемом пищии тдРассматривая сущность этого явленияПавлов сумелопираясь на высказывания Сеченова о рефлекторнойприроде всех проявлений деятельности головного мозгапонятьчто феномен психической секреции дает возможность физиологу объективно изучать тндушевную деятельность.

 

«После настойчивого обдумывания предметапосле нелегкой умственной борьбы я решилнаконец, — писал Иван Петрович Павлов, — и перед так называемым психическим возбуждением остаться в роли чистого физиологатеобъективного внешнего наблюдателя и экспериментатораимеющего дело исключительно с внешнимиявлениями и их отношениями» (Полное собрсоч., т3кн12 изд., 1951стр14).

И. П. Павлов назвал безусловным рефлексом постоянную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организмав то время как связь временнуюобразующуюся в течение индивидуальной жизни, — условным рефлексом.



Мадридский доклад Палова И.П.



В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении.

Павлов и Советская власть.



Существует устойчивое мнение, что в годы Гражданской войны и военного коммунизма Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет.

Это опроверг историк В. Д. Есаков, который нашёл и обнародовал переписку Павлова с властями, где он описывает то, как он отчаянно борется за существование в голодном Петрограде 1920 года. Он крайне негативно оценивает развитие ситуации в новой России и просит отпустить его и его сотрудников за рубеж. В ответ советское правительство пытается предпринять меры, которые должны изменить ситуацию, но они не являются полностью успешными.

Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года и воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев, Л. А. Орбели, И. О. Нарбутович и другие.

И. П. Павлов отрицательно относился к проводимым в Советской России социальным экспериментам. 21 декабря 1934 года он направил в адрес СНК письмо, в котором были такие строки:

«Вы напрасно верите в мировую революцию. Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было. Ведь только политическим младенцам Временного правительства было мало даже двух Ваших репетиций перед Вашим Октябрьским торжеством. Все остальные правительства вовсе не желают видеть у себя то, что было и есть у нас, и, конечно, вовремя догадываются применить для предупреждения этого то, чем пользовались Вы, — террор и насилие. Но мне тяжело не от того, что мировой фашизм попридержит на известный срок темп естественного человеческого прогресса, а от того, что делается у нас, и что, по моему мнению, грозит серьёзной опасностью моей Родине.»

Смерть академика И.П. Павлова и его наследие.


Академик Иван Петрович Павлов скончался 27 февраля 1936 года в городе Ленинграде. В качестве причины смерти указывается пневмония или яд. Отпевание по православному обряду, согласно его завещанию, было совершено в церкви в Колтушах, после чего в Таврическом дворце состоялась церемония прощания. У гроба был установлен почётный караул из научных работников ВУЗов, ВТУЗов, научных институтов, членов пленума Академии и других.

Собака Павлова, Музей Павлова, 2005


Сын И. П. Павлова по специальности был физиком, преподавал на физическом факультете Ленинградского государственного университета.

Брат Павлова — Дмитрий Петрович Павлов преподавал в Новоалександрийском институте сельского хозяйства и лесоводства.

После смерти Павлов был превращён в символ советской науки, его научный подвиг рассматривался и как подвиг идеологический. (Возможно, в чём-то «школа Павлова» — или учение Павлова — стало идеологическим феноменом). Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 году так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны.

Главные даты биографии Ивана Павловича Павлова.


В 1875 году Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия, ВМА), одновременно (1876—1878) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.

1883 — Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».

1884—1886 — был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.

1890 — избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1896 — заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов — заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда Институте экспериментальной медицины.
   

1901 — Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным членом Петербургской Академии наук.

1904 — Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения.

1925 — до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.
   

1935 — на 15 Международном конгрессе физиологов Иван Петрович был увенчан почётным званием "старейшины физиологов мира". Ни до, ни после него, ни один биолог не удостаивался такой чести.

   
1936 — 27 февраля Павлов умирает от пневмонии. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
 

Иван Сергеевич Тургенев.Рассказ Собака

Иван Сергеевич Тургенев. СОБАКА Стихотворение в прозе Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза.
  • 100

Основная ошибка дрессировщика

Основной и главнейшей ошибкой большинства начинающих дрессировщиков является субъективный подход к собаке. Субъективный подход, ведущий к "очеловечиванию" собаки, игнорирует качественное различие между высшей нервной деятельностью у человека и собаки, переоценивает значение психических явлений в поведении собаки и
  • 100

Ученая собака

Жил-был поп. У него был работник Иван из даль­него села и была собака Шарик. Очень поп любил собачку. Собачка сыта да ухожена, а Иван работает, работает, а покормить его как следует жадный поп ску­пится. И решил Иван проучить попа. Вот однажды и говорит попу: — Эх, батюшка, до чего смышленый у вас Шарик! Его бы еще в школе поучить
  • 100

Иван Бунин. Стихотворение "Собака".

Бунин Иван Алексеевич Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей Ты смотришь золотистыми глазами На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме, На метлы гулких, дымных тополей. Вздыхая, ты свернулась потеплей У ног моих — и думаешь... Мы сами Томим себя — тоской иных полей, Иных пустынь... за пермскими горами. Ты вспоминаешь то, что чуждо
  • 100

Памятник собаке Павлова

Наибольшую известность в России и в мире приобрел "Памятник собаке", находящийся на территории парка Института экспериментальной медицины Российской Академии медицинских наук на Аптекарском острове. Его создал в 1935г. скульптор И.Ф.Беспалов по идее академика И.П.Павлова (1849-1936). Цилиндрической пьедестал памятника
  • 100

Новость отредактировал: maugli - 2-01-2020, 21:56

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив